Глава 5 "Махновщина и евреи. Введение в тему"
Гончарок М. "Век Воли"
На тему исследования личности Н.И. Махно написано немало, и
рассказывать о его жизненном пути - не наша задача. Основные этапы его
жизни, в общем, достаточно правдиво описывает большинство историков (см.
вступление), какую бы идеологическую позицию они ни занимали.
Никогда не подвергался, например, сильным искажениям дореволюционный период
его деятельности. Известно, что родился Махно в беднейшей крестьянской
семье, в большом украинском селе Гуляй-Поле, 27.10.1888 года. Тяжело
работать начал в десятилетнем возрасте, помогая матери (отец' умер, когда
Нестору было около года). Был в семье пятым ребенком.
В 14-15 лет был привлечен старшими товарищами в анархистскую группу,
которую возглавляли В. Антони и А.Семенюта. Первой активной деятельностью
группы было обуздание местных черносотенцев в 1905 году. За нападение на
антисемитски настроенных лиц, за покушение на жандармов, хранение оружия и
нелегальной литературы часть арестованных боевиков была приговорена к
смертной казни. По законам Российской империи Махно был несовершеннолетним,
и посему виселицу ему заменили каторгой. Отбывал каторгу до весны 1917 года
в Бутырках.
Мерзость антисемитизма, совершенно нетерпимое отношение к великодержавному
шовинизму, ему, еще подростку, объяснил руководитель группы - Вольдемар
Антони; на каторге следующим наставником и воспитателем крестьянского парня
стал другой анархист, Петр Аршинов-Марин, друг и сокамерник. Интернационализм
воспитывали в нем все политзаключенные старшего возраста, одновременно
стараясь развивать "одаренного мальчугана", как выходца из
простого народа. Беседы со знаменитыми революционерами сделали свое дело:
Махно, свято блюдший память расстрелянных и повешенных подельников-евреев,
возненавидел антисемитизм лютой ненавистью. Невысокого роста, щуплый, с
высоким, "клекочущим" голосом, буйного, непокорного нрава, парень
таким и остался в памяти сокамерников: бесстрашный, жесткий, с резкими,
категорическими суждениями, ярый ненавистник юдофобов. Лучшими друзьями в
тюрьме у него были евреи-анархисты. В дальнейшем, по выходе на свободу,
освобожденный Февральской революцией, Махно кидается в гущу революционных
событий. Вот здесь и начинаются недомолвки и прямая ложь историков и
публицистов.
Советским историкам, как мы уже отмечали в первых главах, необходим был
совсем иной образ главы крестьянского войска, выступавшего против
большевиков на фронтах гражданской войны. "Социальный заказ"
требовал на роль руководителя повстанческого движения не убежденного борца
с погромами, а как раз наоборот- громилу, подонка, убийцу-садиста. Образ
был получен стараниями писателей, мемуаристов, просто газетчиков, и
настолько въелся в народное представление об анархизме, что успешно
перекочевал на Запад с волнами эмиграции.
"Беспощадное подавление Троцким в 1918 году анархического махновского
движения во многом проистекало из-за того, что за махновцами прочно
утвердилась репутация погромщиков. Сам Нестор Махно..., возможно, и не был
отъявленным погромщиком; во всяком случае, в штабе этого партизанского
командира работало несколько евреев, и даже разведку Махно возглавлял
еврей. Но погромами запятнали себя все участвовавшие в гражданской войне
армии, громили евреев и махновцы, и Троцкий полагал, что у них
"ненависть к городу и городскому рабочему дополнялась воинствующим
антисемитизмом">>. Так пишет израильский историк Йосеф
Недава", в своей книге глубоко и обстоятельно рассматривавший многие
вопросы, связанные с личностью Л.Д.Троцкого. Создается впечатление, что
историк, действительно интересно и своеобразно осветивший различные события
революционного времени, в пункте о махновщине не потрудился заглянуть ни в
один архив.
Голословные утверждения об антисемитской подоплеке происходившего в
районах, контролировавшихся махновцами, были и остаются сугубо
голословными. Ни один исторический документ не сможет доказать антисемитизм
штаба и полевых командиров Революционной повстанческой армии Украины
(махновцев), а наоборот - будет утверждать обратное. Очень часто в
публицистике авторы, знакомые с махновщиной понаслышке, прибегают к
инсинуациям, подчас даже невольным; иногда сваливают на отряды махновцев
действия, совершенные другими партизанскими отрядами (Григорьев, Струк,
Зеленый, Козырь-Зырка, Соколовский и другие крестьянские атаманы
действительно ненавидели евреев и вырезали их тысячами); иногда просто
повторяют заявления большевистских пропагандистов.
При этом не принимается в расчет, что среди десятков тысяч бойцов
махновской армии, естественно, были люди совершенно различных взглядов на
еврейский вопрос. В штабе, реввоенсовете и культпросвете махновской армии
была масса евреев; полевыми командирами были в основном русские и украинцы,
но "выдрессированные" идейными анархистами так, что не только ни
о каких погромах речь идти не могла, но, наоборот, неуклонно и непрерывно
велась работа по разъяснению дикости и подлости антисемитизма тем
крестьянам, что составили абсолютное большинство армии повстанцев. Рядовые
партизаны, что высказывались в погромном духе, как правило, очень быстро
покидали театр действий: или уходили к другим атаманам„ позволявшим погромы
и мародерство, либо их расстреливали махновские командиры.
Д-р Аня Маккаби-Иорш в своих воспоминаниях" настолько резко
высказалась в адрес махновцев, что заставила автора этих строк связаться с
ней. В воспоминаниях г-жи Иорш анархисты названы "бандитами батьки
Махно", утверждается, что "во всех колониях знали, что бандиты
Махно полностью вырезали всех обитателей первых еврейских колоний -
Трудолюбовки и Нечаевки". Я процитировал г-же Иорш самые
"сильные" места ее мемуаров и попросил указать источники такой
информации. В ходе телефонного разговора выяснилось, что автор воспоминаний
сама событий, описанных выше, не помнит, а опирается на рассказ матери. На
вопрос, не могла ли мать перепутать махновцев с какими-нибудь другими
отрядами, ответа не последовало. Я спросил, почему, в таком случае,
написано, что о зверствах Махно "знали все". Г-жа Иорш сослалась
тогда на "разные энциклопедии, где все это написано". Я спросил,
о каких именно энциклопедиях идет речь, но ответа не последовало. Разговор
я закончил тем, что процитировал строку из Краткой еврейской энциклопедии,
из главы "Погромы": "Нестор Махно и другие главари движения
решительно боролись с погромами и расстреливали погромщиков. .Возражений со
стороны автора мемуаров не было...
Публикация непроверенных данных - вещь обычная, и при этом необычайно
вредная, ибо насаждает стереотипы массового сознания, расстаться с которыми
далеко не просто. Такие действия не служат истине, а ведь докопаться до
исторической правды - и есть задача, которую историк ставит перед собой.
Итак, обратимся к документам.
|