Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад

 

 

 

Боевые традиции израильской армии

 

 

 

Поход за беретом
Боевые традиции
израильской армии

Каждый новобранец боевых частей ЦАХАЛа знает, что впереди его ждут изнурительные дни и ночи, которые он проведет на учебных полигонах и стрельбищах, в многокилометровых маршах по горам и пустыням. Когда кажется, что уже нет сил выдержать палящий зной, десятки килограммов снаряжения стирают в кровь плечи, и каждый шаг вперед дается усилием воли. Многое предстоит пережить и освоить, прежде чем свершится обряд посвящения зеленого новичка в полноправные бойцы элитных боевых частей израильской армии. Имя этому событию, подводящему итог боевой учебы, Маса Кумта, что в вольном переводе с иврита означает «поход за беретом».
Берет является непременным элементом израильской военной формы. Цвет берета символизирует принадлежность его обладателя к тем или иным войскам и может многое сказать посвященному взгляду. Каждый израильский мальчишка (или девчонка) с восхищением будет смотреть вслед солдату, на голове которого красуется красный берет десантника, фиолетовый берет морского пехотинца из дивизии Гивати или коричневый берет бойца ударной дивизии Голани. Все знают, какую высокую цену приходится заплатить за обладание таким беретом, какие славные боевые традиции числятся за каждым из этих воинских соединений.
Существует жесткий отбор в элитные боевые части, поэтому призывник должен выдержать конкурс в несколько человек на каждое место бойца. Отбор проводится не только по физическим возможностям новобранцев — проверке подлежат и их интеллектуальные и моральные качества. Военные психологи с помощью хитроумных тестов определяют морально-волевую закалку призывника, способность жить в воинском коллективе, умение подчиняться командиру, преодолевать трудности.
Итогом всех проверок является профиль, который присваивается каждому призывнику. Его численное выражение заключено в границах от ста до двадцати одного балла. Высшую оценку — 100 баллов — пока не удалось получить ни одному израильскому призывнику, максимальный профиль — 97 баллов. В Израиле популярна шутка, что три балла обязаны скосить из-за обрезания.
Обладатели высокого профиля начинают службу на учебных базах войсковых соединений. Там с ними работают инструкторы и младшие командиры, которые в процессе боевой учебы дают окончательную оценку возможностям «рекрутов».
В течение нескольких месяцев идет планомерная учеба с постепенным увеличением физических и моральных нагрузок. Существует специфическая система поощрений за выполнение заданий или нормативов. Она заключается в том, что за каждый выполненный норматив боец получает дополнительный элемент снаряжения. Как правило, первым таким призом является получение плечевого ремня к автоматической винтовке. Интересно отметить, что даже в названиях армейского снаряжения прослеживается преемственность древних еврейских традиций. К примеру, бронежилет на иврите называется эфод. Именно так в старину называли нагрудное украшение первосвященника Иерусалимского храма.
Большое значение придается личной мотивации призывника в овладении воинской профессией. Солдата готовят к реальному бою, где от полученных навыков будет зависеть его жизнь и жизнь его товарищей. Отношения инструкторов с «рекрутами» строго формализованы. Запрещено повышать голос, оскорблять человеческое достоинство новобранцев. Жалоба призывника, особенно если это девушка, на превышение командиром своих полномочий немедленно становится объектом расследований, проводимых старшими офицерами, и зачастую передается в военный трибунал.
Именно на этой стадии осуществляется окончательный отсев тех, кто по тем или иным причинам не удовлетворяет высоким требованиям элитных боевых частей. Лучшие из лучших получают право на учебу в офицерской школе, на курсах бойцов разведывательных подразделений и спецназа.
Наконец, наступает день, когда новобранцам предстоит выдержать последнее испытание на право называться бойцом элитных частей израильской армии, — день Маса Кумта, поход за беретом.
Как правило, в поход, длина маршрута которого составляет до 150 километров, отправляются колоннами, в полном боевом снаряжении. Вес индивидуального снаряжения достигает тридцати килограммов. Весь путь, занимающий день и ночь, необходимо пройти, не потеряв ни одного своего товарища. На случай, если кому-то в пути станет плохо, в поход берут носилки, которые, в случае необходимости, бойцам предстоит тащить по очереди. Конечным пунктом маршрута является мемориал данного войскового соединения.
Недавно мне посчастливилось стать участником торжества по случаю получения беретов бойцами боевых саперных частей ЦАХАЛа. Торжество проходило в Латруне — старинном израильском военном форте, расположенном на холме. Форт контролирует дорогу Иерусалим — Тель-Авив. В Латруне много лет находится один из крупнейших в мире музеев танковых и инженерных войск, где широко представлены образцы боевой техники израильской армии и ее боевые трофеи. Именно это место было выбрано для проведения торжества, завершающего Маса Кумта.
Задолго до рассвета к Латруну стали съезжаться родные и друзья солдат, совершавших марш. Именно в такие минуты начинаешь осознавать, что ЦАХАЛ является воистину народной армией. В толпе рядом стояли представители всех социальных и этнических групп израильского народа: от лощеных белокурых дам в парижских туалетах до смуглолицых друзских женщин в традиционных нарядах. Наконец, издалека послышался мерный шаг армейской колонны, завершавшей тяжелый ночной марш. Мимо нас шли запыленные, в пропотевшем обмундировании, обвешанные оружием и подсумками вчерашние мальчишки и девчонки, которые с честью выдержали этот экзамен.
Колонна вступила в ворота форта. Там бойцов уже ждали накрытые столы с солдатской трапезой. Замечу, что израильского солдата кормят щедро, не хуже, чем дома. Соки, фрукты, сладости, мясо, птица — вот обычные компоненты израильского солдатского довольствия.
Командование дало бойцам час, чтобы они привели себя в порядок после тяжелого многочасового перехода. Торжество проходило в огромном амфитеатре. Встречающие заполнили трибуны, а на огромной многоуровневой сцене замерли в строю с оружием в руках сотни парней и девушек, которым предстояло пройти обряд посвящения в боевые саперы. Они стояли в полном боевом облачении. На фланге застыла женская рота. Это девочки, которым предстояло стать инструкторами по разминированию. В шеренгах выделялись командиры взводов и рот — подтянутые, атлетически сложенные офицеры, парни и девушки, на которых удивительно ладно сидит армейская форма и снаряжение. Над амфитеатром реяли флаги Израиля, ЦАХАЛа и инженерных войск.
Звучит гимн Израиля «Атиква». Шеренги замерли по стойке смирно, офицеры отдают честь флагу. На сцену выходит генерал, командующий инженерными войсками, старшие офицеры. Генерал поздравляет солдат с успешным зачислением в боевые саперные части. Затем награждают отличников: офицер выкликает имя — и из шеренг пулей выбегает отличившийся боец с оружием в руках и застывает напротив генерала. Генерал лично надевает серый берет сапера на его голову. Затем следует команда вручить серые береты всем бойцам. Это делают командиры взводов и рот. После чего, тоже по команде, под громовые крики и свист сотни только что полученных серых беретов взлетают в воздух. Родные и знакомые с восторгом приветствуют бойцов.
...Церемония Маса Кумта завершилась. Отныне эти парни и девушки стали полноправными бойцами боевых частей. Полученные береты навсегда останутся с ними как символ принадлежности к боевому армейскому братству своей части и всей армии в целом.

 

Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад