Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад

 

 

 

Израильские военно-воздушные силы

 

Эмблема Военно-Воздушных сил Израиля

История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных кварталов еврейской столицы.
Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии. Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947 года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании «Шерут Авир» (в переводе с иврита — воздушная служба), впоследствии переименованной
в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).
Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы — летчики из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила «Хейль Авир» — это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада — совсем не с того направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.
Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала — многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника, которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в реальном времени — вся электронная информация о противнике стекалась в центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя — израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит», созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но главная сила израильских ВВС — этого тысячи летчиков и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание израильской военной авиации.

Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер — первой женщиной-кадетом ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным специальностям — кому-то предстоит стать пилотом, кому-то — штурманом или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух — ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских слова — Хатовим ле Тайяс — символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».

Примечание:

Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной информацией Военно-воздушных сил Израиля

 

Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад