Эмблема Военно-Воздушных сил Израиля
История боевых побед израильских военно-воздушных
сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи
Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом
два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных
кварталов еврейской столицы.
Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов
в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских
королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы
Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной
частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии.
Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного
создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947
года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании
«Шерут Авир» (в переводе с иврита — воздушная служба), впоследствии
переименованной
в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).
Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость.
У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных
кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам.
Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль
стали прибывать еврейские добровольцы — летчики из разных стран мира.
Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их
доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли
в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты
захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые
удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства
в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных
атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС
обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным
в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила
«Хейль Авир» — это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного
персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские
асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого
соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических
планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном
подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов
до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся
в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали
по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по
авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле.
Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов
полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями
волн, подошла с запада — совсем не с того направления, с которого
ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне
немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих
с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии
были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили
еще шестьдесят самолетов врага.
Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать
лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти
часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем.
И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется
в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала
— многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские
летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС
в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение
террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская
разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника,
которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов
и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов
для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В
воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими
полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной
борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление
воздушными боями осуществлялось в реальном времени — вся электронная
информация о противнике стекалась в центры управления израильских
штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским
пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя
— израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных
комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок.
Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют
изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит»,
созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических
фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки
тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику
и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями
израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты,
как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом
ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении,
израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати,
авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в
том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко
представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые
вертолеты. Но главная сила израильских ВВС — этого тысячи летчиков
и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое
признание израильской военной авиации.
Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса
стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут
стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется
в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со
школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные
испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные
способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также
способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим
этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных
ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению
летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было
женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер — первой женщиной-кадетом
ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями
все приемные испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально
происходит распределение кадетов по летным специальностям — кому-то
предстоит стать пилотом, кому-то — штурманом или бортинженером. В
дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей,
пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода
обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок,
всячески стимулируется соревновательный дух — ведь только 10 % кадетов
станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских
слова — Хатовим ле Тайяс — символизируют философию военно-воздушных
сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».
Примечание:
Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной
информацией Военно-воздушных
сил Израиля
|