Дэниэл Голдхаген.
Ревностные подручные Гитлера.


(Hitler’s Willing Executioners:
Ordinary Germans and the Holocaust)


Перевод на русский Игоря Островского
 
       
 

Kapitel 2
(Примечания ко второй главе)

 
       
       

1   См. Robert Chazan, «Medieval Anti-Semitism», в: David Berger (редактор), History and Hate: The Dimensions of Anti-Semitism, Philadel­phia 1986, стр. 53f.

2   Bernard Glassman, Anti-Semitic Stereotypes Without Jews: Images of the Jews in England, 1290-1700, Detroit 1975, стр. 152. Здесь идёт речь об Англии, где антисемитизм был намного менее смертоносным, чем в немецкоязычных областях центральной Европы.

3   Описание детально разработанной христианской демонологии в связи с еврейской темой и всех бесчисленных зол, виновниками которых считались евреи, см. в: Joshua Trachtenberg, The Devil and the Jews: The Medieval Conception of the Jew and Its Relation to Modern Anti-Semitism, Philadelphia 1986; об Англии см. Glassman, Anti-Semitic Stereotypes Without Jews, особенно стр. 153f.

4   См. Chazan, «Medieval Anti-Semitism», стр. 61 f.

5   Цитируется по:   Jeremy   Cohen,   «Robert   Chazan's   >Medieval  Anti-Semitism<: A Note on the Impact of Theology», в: Berger (редактор), His­tory and Hate, стр.. 69.

6   Cohen пишет в «Robert Chazan's >Medieval Antisemitism<»:  «С самого возникновения католической церкви христианские клерики рассматривали как свой религиозный долг полемику против иудеев.  Даже там, где последние не представляли никакой, во всяком случае никакой непосредственной угрозы для церкви, и даже при полном отсутствии иудеев традиция поношения иудеев продолжала цвести дальше, поскольку логика раннехристианской истории требовала подтверждения христианства через отверждение иудаизма» (стр. 68f.).

7   Trachtenberg, The Devil and the Jews, стр. 79, а также Chazan, «Medieval Antisemitism», стр. 50.

8   James Parkes, Antisemitism, Chicago 1969, стр. 60, а также Jeremy Cohen, The Friars and the Jews: The Evolution of  Medieval Anti-Judaism, Ithaca 1982, стр. 155, и Glassman, Anti-Semitic Stereotypes Without Jews, стр. 153.

9   Trachtenberg проследил на материале ряда столетий следы существеннейших христианских  представлений о евреях, которые все опираются на эту когнитивную модель;  см.  The Devil     and the Jews, особенно стр. 32-43, 124-139, 191f.

10  Trachtenberg, The Devil and the Jews.

11  Цитируется в: Trachtenberg, The Devil and the. Jews, стр. 18.

12  Trachtenberg, The Devil and the Jews, стр. 186. Об антисемитизме Лютера см.  Martin Luther,   Von den Juden und Iren Luegen, в: Luthers Kampf­schriften gegen das Judentum, под ред. Walter Linden, Berlin 1936.

13  Cohen, The Friars and the Jews, стр. 245. Trachtenberg пишет: «Едва ли может удивить, что евреи обвинялись в наихудших из преступлений, коль скоро их подстрекателем числился сам Сатана. Chaucer приписывает в своей >Prioresses Tale< в конечном итоге вину за предполагаемое ритуальное убийство евреем христианского ребёнка  >нашему первому врагу, змею Сатане, взрастившему иудейских ос< ... Каждый знал, что дьявол и евреи делали общее дело. Это объясняет, почему так легко было приписать евреям любое злодейство, даже если в нём не было ни малейшего смысла(The Devil and The Jews, стр. 42f.)

14   Cohen, The Friars and the Jews, стр. 245. Хронику антисемитских актов насилия в Европе и изгнаний см. в: Paul E. Grosser и Edwin G. Halperin, Anti-Semitism: The Causes and Effects of a Prejudice, Secaucus 1979.

15   Trachtenberg,  The Devil and the Jews, стр.12.

16   Malcolm Hay, Europe and the Jews: The Pressure of Christendom over 1900 Years, Chicago 1992, стр. 68-87.

17   Я концентрируюсь здесь на основных чертах антисемитизма, оставляя в стороне особенности, нюансы и исключения, о которых следовало бы упомянуть при более детальном рассмотрении. Из-за нехватки места не освещается также вопрос о дебатах о природе немецкого антисемитизма в XIX в. С теми работами, которые здесь цитируются, я во многих аспектах не согласен. Моё понимание антисемитизма XIX в. выдвигает,  ввиду моих теоретических и методологических позиций, на первый план континуитет немецкого антисемитизма и подчёркивает его вездесущность в большей степени, чем другие известные мне описания. Исключением является: Klemens Felden, «Die Über­nahme des antisemitischen Stereotyps als soziale Norm durch die bür­gerliche Gesellschaft Deutschlands, 1875-1900», Phil. Diss., Heidel­berg 1963, работа, на которую я во многих отношениях опираюсь, а также Rainer Erb и Werner Bergmann, Die Nachtseite der Juden­emanzipation. Der Widerstand gegen die Integration der Juden in Deutschland, 1780-1860, Berlin  1989, особенно стр. 11, и Paul Lawrence Rose, Revolutionary Antisemitism in Germany from Kant to Wagner, Princeton 1990. Rose представляет однако, вероятно потому, что его анализ ограничен небольшим кругом интеллектуалов и писателей, иное понимание сущности этого континуитета, которое, как и прочие аспекты его концепции, не опирается на анализ убеждений других слоёв и групп немецкого общества.

18   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Slereotyps», стр. 18f.

19   См. Eleonore Sterling, Judenhaß. Die Anfänge des politischen Antise­mitismus in Deutschland (1815-1850), Frankfurt/M. 1969, стр. 117, 126,  об использовании этого понятия либералами стр. 86f.,  а также  Erb и Bergmann, Die Nachtseite der Judenemanzipation, стр. 48-52. Об истории понятия расы см.  Werner Conze, «Rasse», в: Ge­schichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland, под. Ред. Otto Brunner, Werner Conze и Reinhart Kosseleck, Stuttgart 1984, т. 5,  стр. 135-178.

20   См.  Jacob Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung. Der Antisemitis­mus 1700-1933, München 1989, стр. I47f.; David Sorkin, The Transfor­mation of German Jewry, 1780-1840, New York 1987, стр. 22f.

21   Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 148ff.

22   Цитируется в: Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 149.

23   Katz приходит к выводу: «Чужеродность евреев постоянно подчёркивается в антиеврейских текстах.»  См. Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 90.

24   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 19f. Rose высказывается в сходном духе, хотя  он и придерживается мнения, что немцы видели в евреях как  «символ всего того, что препятствует „спасению“», так и «действительное практическое препятствие для  „спасения“».  См.  Revolutionary Antisemitism in Germany from Kant to Wagner, стр. 57.

25   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps»; Sterling, Judenhaß; а также Nicoline Hortzitz, «Früh-Antisemitismus» in Deutsch­land (1789-1871/72). Strukturelle Untersuchungen zu Wortschatz, Text und Argumentation, Tübingen 1988. Все они подчёркивают этот пункт неоднократно.

26   Первый эдикт об эмансипации был издан в 1807 г. в Вюртемберге,  в Бадене в 1809 г., во Франкфурте в 1811 г., в Пруссии в 1812 г., в Мекленбурге – с ограничениями – в 1813 г. См.  Sorkin, The Transformation of German Jewry, 1780-1840, стр. 29. Общий очерк хода эмансипации и взятия назад многих первоначальных эмансипаторских обещаний см. в:  Werner E. Mosse, «From >Schutzjuden< to >Deutsche Staatsbürger Jüdischen Glaubens<: The Long and Bumpy Road to Jewish Emancipation in Germany»,  в: Pierre Birnbaum и Ira Katznelson, Paths of Emancipation: Jews, States, and Citizenship, Princeton 1995, стр. 59-93, а также Reinhard Rürup, «The Tortuous and Thorny Path to Legal Equality: >Jew Laws< an Emancipatory Legislation in Germany from the late 18th Century», Leo Baeck Institute Year-

       book 31(1986), стр. 3-33.

27   О Баварии см.  James F. Harris, The People Speak! Anti-Semitism and Emancipation in Nineteenth-Century Bavaria, Ann Arbor 1994;  о Бадене см.  Dagmar Herzog, Intimacy and Exclusion: Religious Politics in Pre-Revolutionary Baden, Princeton 1996. Описание так называемых «хеп-хеп»-волнений, направленных против евреев, см. в:  Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 95-106.

28   См.  Shumel Almog,  Nationalism and Antisemitism in Modern Europe, 1815-1945, London 1990, стр. 13-16,  и Peter G. J. Pulzer, Die Entste­hung des politischen Antisemitismus in Deutschland  und  Österreich, Gütersloh 1966, стр. 237-244.

29   См. Sterling, Judenhaß, стр. 105-129; Katz, Vom Vorurteil bis zur Ver­nichtung, стр. 55-106, и Hortzilz, «Früh-Antisemitismus» in Deutsch­land.

30   Christian Wilhelm Dohm, Über die bürgerliche Verbesserung der Juden, 2 тт., Berlin-Stettin 1781-83.

31    Dohm, Über die bürgerliche Verbesserung der Juden, т. 1,  стр. 87.

32    Цитируется в:  Sorkin, The Transformation of German Jewry,  1780-1840, стр. 25. В сходной манере выдержан панегирик эдикту о терпимости Иосифа II Габсбурга, который хотя понятийно и юридически строго различал между евреями и неевреями, но всё же ликвидировал ограничения для евреев:

«Священников снова призываешь ты следовать путём       

Великого Учителя; делаешь подданым

Стонущего под ярмом земледельца; делаешь евреев людьми ...»

Цитируется по: F. G. Klopstock, Sämtliche Werke, Leipzig 1823, т. 2,  стр. 45.

33   Solamith. Eine Zeitschrift zur Beförderung der Kultur und Humanität unter der Jüdischen Nation, Jg. 2, H. 9, 1809, стр. 152.

34   На практике эмансипация во всех немецких государствах проходила поэтапно, при этом в одних случаях евреям предоставлялось больше прав, чем в других, а некоторые из прав, предоставленных французами в ходе первой эмансипационной кампании, были затем в некоторых государствах снова отобраны. Таким образом, евреи, после того как они юридически, политически и социально были «эмансипированы», и дальше продолжали рассматриваться как чужеродные и неполноценные. Культурные предрассудки продолжали проявляться как юридически, так и практически.  См.  Sorkin, The Transformation of German Jewry, 1780-1848, стр. 36.

35   Sorkin, The Transformation of German Jewry, 1780-1848, стр. 23;  см. также Erb и Bergmann, Die Nachtseite der Judenemanzipation, где описана «теневая сторона» эмансипации и соответсвующая аргументация (стр. 27f. и последующие три главы). Соображения государственной пользы (опирающиеся на просветительские представления о государстве, требованиях современности и гражданстве), побудившие отдельные немецкие государства эмансипировать евреев – хотя министры этих государств и разделяли сами культурно-когнитивную модель, видевшую в евреях неприятных чужаков, - обсуждает  Mosse  в «From >Schutzjuden< to >Deutsche Staatsbürger Jüdischen Glaubens<», стр. 68-71, 84-87.

36   См.  Uriel Tal, Christians and Jews in Germany: Religion, Politics, and ldeology in the Second Reich, 1870-1914, Ithaka 1975, стр. 295-298.

37   Rose пишет: «Опасным во многих >проеврейских< немецких публикациях было то, что их положительные стороны были зачастую лишь видимыми проявлениями общего и взаимосвязанного хода рассуждений, которому в равной мере были неотъемлемо присущи и невидимые недостатки.  Когда Дом столь похвальным образом выступает за права евреев, то пользуется он при этом всё же понятиями, за которыми скрываются глубокие, хотя и невысказываемые немецкие представлениея о >чужеродности<  евреев См. Revolutionary Antisemitism in Germany from Kant to Wagner, стр. 77.

38   Для сравнениния см. Sterling, Judenhaß, стр. 85.  В начале 1840-х гг. одна газета следующим образом суммировала либеральные эмансипационные обещания в адрес современного еврейства:  вследствие эмансипации «иудаизм должен будет погибнуть» и «основы иудаизма будут поколеблены, почва, на которой он стоит, будет выбита у него из-под ног;  таким образом он отомрёт сам по себе и их синагоги будут превращены в христианские молельни».

39   Sterling, Judenhaß, стр. 85f.,  см. также  Alfred D. Low,  Jews in the Eyes of Germans: From Enlightenment to Imperial Germany, Philadelphia 1979, стр. 246f.

40   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 109-112, и Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 55-106.

41   Tal, Christians and Jews in Germany, стр. 296.

42   Felden, »Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps«, стр. 39, и Sterling, Judenhaß, стр. 68-87, 117, 126.

43   Материал последних двух абзацев взят в основном из: Ster­ling,  Judenhaß, стр. 143f., 148-156, 161.

44   См.  Mosse, «From >Schutzjuden< to >Deutsche Staatsbürger Jüdischen Glaubens<», стр. 68-71.

45   О воззрениях христиан на евреев см. Sterling, Judenhaß,  стр. 48-66.

46   По поводу ремесленников см.  Shulamit Volkov, The Rise of Populär Antimodernism in Germany:  The  Urban Master Artisans,   1873-1896, Princeton 1978, особенно стр. 215-229.

47   Sterling, Judenhaß, стр. 146.

48   Low заключает своё исследование немецкого антисемитизма, основанное главным образом на изучении воззрений политической элиты, интеллектуалов и писателей,  гнетущей оценкой вездесущности этого феномена в немецком обществе; по его мнению, можно было найти лишь немногих немцев, которые не «[прошли бы] через более-менее длительные фазы антисемитизма, а некоторые ... так никогда от него и не освободились...  Многие немцы оставались всю жизнь пленниками своих предрассудков; другие преодолевали их до известной степени;  немногие смогли от них полностью освободиться.» См. Jews in the Eyes of Germans, стр. 413f.

49   Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр.. 175.

50   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 34-45; а также Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 12f.

51    Кампания в целом рассматривается в:  Harris, The People Speak!,  стр. 123-149, особенно стр. 123-126. Sterling утверждает, что значение петиций как индикатора настроений населения Баварии ставилось тогда приверженцами эмансипации под вопрос; по их мнению,  петиции в пользу эмансипации конфисковывались местными органами власти.  Расследование, проведённое баварским правительством,  показало, что не все регионы и граждане были против предоставления евреям определённых прав;  многие относились к этому вопросу с полным равнодушием, до тех пор пока не были распропагандированы священниками и другими враждебными евреям агитаторами. (Judenhaß, стр. I60ff.)  Но и эти выводы, ходя и исходят из того, что население не было в целом отравлено антисемитизмом,  указывают косвенно на наличие у баварцев фундаментального антисемитского стереотипа уже тем фактом, что агитаторам так легко удалось возбудить население против евреев.

52   Harris, The People Speak!, стр. 166.

53   Harris, The People Speak!, стр. 169.

54   Harris, The People Speak!, стр. 128, 132-137, 142.

55   Harris, The People Speak!, стр. 142.

56   Harris, The People Speak!, стр. 137.

57   Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 276. Помимо общих антиеврейских кампаний немцами предпринимались многочисленные попытки добиться запрета некоторых иудейских обычаев. Это касалось, в особенности, ритуального забоя скота, необходимого для получения кошерного мяса. Кампании, направленные против таких обычаев, без соблюдения которых ортодоксально-иудейский образ жизни был невозможен, представляли собою символически атаку на евреев как таковых. См.  Isaac Lewin, Michael Munk и Jeremiah Berman, Religious Freedom: The Right to Practice Shchitah, New York 1946.

58    В 1871 г. в Германском Райхе жило 512000 евреев, что соответствовало 1,25% населения. В 1910 г. это число возросло до 615000, но при этом доля евреев в населении опустилась ниже одного процента. См.  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 18.

59   Цитируется в:  Hortzitz, «Früh-Antisemitismus» in Deutschland, стр. 61.

60   Sterling, Judenhaß, стр. 51. Поэтому проблема и приобретала космические масштабы, из-за чего в глазах немцев весь моральный порядок оказывался  под серьёзной угрозой со стороны евреев. По христианским представлениям, моральный порядок был тесно связан с естественным порядком природы, что и придавало угрозе глобальные размеры.

61   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 20.

62   Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 66. Культурно укоренённое представление о том, что евреи употребляют кровь христиан в ритуальных целях, восходит к Средним векам.  См.  R. Pochia Hsia, The Myth of Ritual Murder: Jews and Magic in Reformation Germany, New Haven 1988.

63   Примеры см. в:  Sterling, Judenhaß, стр. 144f.,  и Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps»,  стр. 44.

64   Sterling, Judenhaß,  стр. 146.

65   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 38.

66   См.  Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 35f., 47-71.

67   Цитируется в:  Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 149.

68   Анализ этих изменений см. в:  Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps»; Hortzitz, «Früh-Antisemitismus» in Deutschland; Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung.

69   Это опирается, в частности, на материал, представленный в:  Hortzitz, «Früh-Antisemitis­mus» in Deutschland. Настроения, враждебные эмансипации, ярко выразились в высказывании одного священника из Бадена, заявившего в 1830-х гг., что эпидемия холеры в его общине была бы  ему предпочтительнее эмансипации евреев,  см.  Erb и Bergmann, Die Nachtseite der Juden­emanzipation, стр. 193.

70   То, что немцы понимали евреев как «нацию» с неким специфическим национальным характером, представляет собою суть суждений Rose,  изложенных в:  Revolutionary Antisemitism in Germany front Kant to Wagner,  о континуитете и характере модерного немецкого антисемитизма (см. в особенности стр. 3-22). Rose представляет, впрочем, точку зрения, что такое воззрение определяло ещё до эмансипации сущность немецкого антисемитизма, не изменившуюся серьёзно в течение XIX столетия, если не считать увязки антисемитизма с псевдонаучным понятием расы.

71   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 41.

72   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 71.

73   Katz, Vom Vorurteil bis zur Vernichtung, стр. 18.

74   Sorkin, The Transformation of German Jewry, 1780-1840, стр. 28; Rose, Revolutionary Antisemitism in Germany from Kant to Wagner, стр. 12ff.

75   Sterling, Judenhaß, стр. 126. См. также  Erb и Bergmann, Die Nacht­seite der Judenemanzipation, стр. 48-52. К этому времени, как утверждают они, «в популярных газетах ...» можно было «обнаружить >расизм до расизма<.»  стр. 50.

76   Цитируется в:  Sterling,  Judenhaß, стр. 120.

77   По этому вопросу см.  Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 34.

78   Steven Aschheim пишет в: Brothers and Strangers: The East European Jew in German und German Jewish Consciousness, 1800-1923, Madison 1982,  стр. 78: «Исторически унаследствованный образ еврея никогда не был изжит в Германии и при соответствующих структурных кризисах всегда мог быть снова востребован.  Образ современного еврея, порочного и полного недобрых намерений, был простой модификацией образа талмудического еврея из гетто, внушавшего традиционно страх и недоверие.»

79   См.  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutsch­land und Österreich, стр. 50f.

80   Впечатляюще, хотя и неточно формулирует Pulzer  различие между тем, что он называет  «долиберальным, ретроградным» и «постлиберальным, массовым» антисемитизмом: «Смутный и иррациональный образ еврея как врага, бытовавший в публике, изменился, вероятно, не очень заметно, когда агитаторы перестали говорить об >убийцах Христа< и начали говорить о законах крови. Разница была в достигаемом эффекте, который позволял антисемитизму стать более элементарным и более бескомпромиссным. Прямым логическим следствием этого была замена погромов газовыми камерами.»  См.  Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 66.

81   Описание этих обвинений см. в:  Felden, «Die Über­nahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 47-70.

82   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 51. К концу XIX в. физиологические, расовые основы характерных особенностей евреев подчёркивались со всё большим нажимом. В изобразительном искусстве евреи в возрастающей степени представлялись как тёмные и демонические фигуры. См. Eduard Fuchs, Die Juden in der Karikatur, München 1921.

83   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 66.

84   Цитируется по: Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 51.

85   См.  Sterling, Judenhaß, стр. 113f., 128f.

86   Tal пишет: «Расово обоснованный антисемитизм и традиционное христианство хотя и исходили из противоположных и, казалось бы, непримиримых  позиций,  однако приводились в действие общей движущей силой, заставлявших их требовать либо обращения евреев, либо их искоренения.»  См. Christians and Jews in Germany, стр. 304. О взаимосвязи между различными проектами избавления от евреев см.  Rose, Revolutionary Antisemitism in Germany from Kant to Wagner, стр. 35-39.

87   Цитируется в:  Sterling, Judenhaß, стр. 121.

88   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 68.

89   Цитируется в: Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 49.

90   Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 69. Здесь Felden воспроизводит формулировки различных авторов.

91    См. также последнюю ненумерованную страницу в:  Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps». Последующий анализ его данных принадлежит мне.

92   Естественно, общая установка на устранение евреев могла выражаться в различных конкретных образах действия – как на стадии намерений, так и на стадии реализации. Элиминаторские воззрения, так же как и многие другие, мультипотенциальны;   какой курс будет в конце концов избран зависит от множества как когнитивных, так и некогнитивных факторов. На этом месте я хотел бы лишь констатировать, что этим воззрениям – хронологически до и независимо от нацистского государства – была внутренне присуща отчётливая тенденция к «решениям» в виде уничтожения. Дальнейшие примеры см. в:  Felden, «Die Über­nahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 150f.; Hortzitz, «Früh-Anti­semitismus»  in Deutschland, стр. 283; и Sterling, Judenhaß, стр. 113f.

93   Erb и Bergmann, Die Nachtseite der Judenemanzipation, стр. 27.

94   Deutsche Parteiprogramme, под ред. Wilhelm Mommsen, München 1960, т. 1, стр.83f.

95   Согласно  Mosse, «From >Schutzjuden< to >Deutsche Staatsbürger Jüdischen Glaubens<», для 1880-х – 1890-х гг. «вряд ли можно усомниться в том, что без нейтралитета [государства] и поддержания им закона и порядка по Германии прошла бы широкая волна погромов с непредсказуемыми последствиями» (стр. 90). Наглядный пример человека, желавшего бы перейти к физическому насилию над евреями, но наткнувшемуся на границы, установленные государством, см. в:  Erich Goldhagen, «The Mad Count: A Forgotten Portent of the Holocaust», в: Midstream, Jg. 22, H. 2, Februar 1976. Goldhagen пишет в частности: «Одних слов графу  не хватало – его тянуло к действиям. Правительство Райха однако препятствовало этой страсти; оно разрешало словесную травлю евреев, но не физическое насилие. Поэтому граф Пюклер решился на хотя бы символические действия. Во главе конного отряда, сформированного им из окрестных крестьян, под барабанный бой предпринимал он кавалерийские атаки на воображаемых евреев, опрокидывал их наземь и втаптывал копытами в землю. Этот спектакль представлял собою психический эквивалент физической расправы. Всё в целом было примечательным прообразом >окончательного решения<» (стр. 61f.).

96   Werner Jochmann, «Struktur und Funktion des deutschen Antisemitismus 1878-1914»,  в: Herbert A. Strauss и Norbert Kampe (ред.), Antise­mitismus. Von der Judenfeindschaft zum Holocaust, Bonn  1984, стр. 121ff.

97   См. Hans Rosenberg, Große Depression und Bismarckzeit. Wirtschaftsablauf, Gesellschaft und Politik  in Mitteleuropa, Berlin 1967, стр. 102f.

98   Jochmann,   «Struktur und  Funktion   des  deutschen  Antisemitismus 1878-1914»,  стр. 119f., 123.

99   Hans-Ulrich Wehler, Das deutsche Kaiserreich 1871-1918, Göttingen 1973, стр. 111.

100  См. Peter Pulzer, Jews and the German State: The Political History of a Minority, 1848-1933, Oxford 1992, стр. 44-66.

101  Rudolf von Gneist согласно: Jochmann, «Struktur und Funktion des deut­schen Antisemitismus 1878-1914», стр. 117.

102  См. George L. Mosse, The Crisis of German Ideology: Intellectual Origins of the Third Reich, New York 1964, стр. 88 -107.

103  Jochmann,   «Struktur und  Funktion   des  deutschen  Antisemitismus 1878-1914», стр. 122f.

104  Wehler,  Das deutsche Kaiserreich, стр. 112.

105  Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 85. Об антисемитизме – и некоторых его вариантах – среди немецких католиков и о политической эксплуатации антисемитизма партией Центра см. David Blackbourn, «Catholics, the Centre Party and Antisemitism»,  в: Populists and Patricians: Essays in Modem Ger­man History, London 1987, стр. 168-187.

106  См. Pulzer, Jews and the German State, стр. 148-167.

107  Начиная с 1890 г. антисемитские лозунги постоянно использовались в политических кампаниях национал-либералов и партии Центра. Felden, «Die Übernahme des antisemitischen Stereotyps», стр. 46.

108  Эрфуртская программа антисемитской партии Бёкеля (Böckel) начиналась с недвусмысленной констатации собственной сущности и главной цели: «Антисемитская партия ... стремится в первую очередь к отмене эмансипации евреев законным путём, приравнению евреев к  иностранцам и созданию здорового социального законодательства См.  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich. стр. 272.

109  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 101.

110  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 102.

111  Pulzer, Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 103ff. Естественно, консерваторы выступали и за ряд других целей, однако антисемитизм был в Германии как символически, так и понятийно связан со многими аспектами политики, в том числе и с национализмом.

112  Разбор этих вопросов см. в:  Pulzer, Die Entstehung des poli­tischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 159-162. Автор показывает, что даже либеральные партии, хотя и не были официально расистскими, молчаливо принимали антисемитизм, не в последнюю очередь потому, что многие из их сторонников оказались антисемитами (стр. 159f.).

113  Pulzer пишет: «В той степени, в какой антисемитские партии сумели достичь широких масс населения, им удалось не только добиться своих целей, но и сделать самих себя безработными.»  См.  Die Entstehung des politischen Antisemitismus in Deutschland und Österreich, стр. 231.

114  Эта тема будет подробнее освещена в главе 16.  Сравнительный анализ антисемитизма в различных регионах Европы см. в:  Katz, Vom. Vorurteil bis zur Vernichtung.

115  Rainer Erb и Werner Bergmann, Die Nachtseite der Judenemanzipa­tion, отмечают в период с 1780 по 1860 гг., которому и посвящено их исследование, «общее убеждение во вредоносности евреев», более или менее характерное для всех; требования об искоренении евреев коренились в этой общепринятой культурной модели (стр. 196).

116  Rosenberg, Große Depression und Bismarckzeit, стр. 94ff.

117  См. Low, Jews in the Eyes of the Germans, здесь находится богатый материал о формах проявления антисемитизма; об изображениях евреев в графике см. в:  Fuchs, Die Juden in der Karikatur.

118  Werner Mosse, »From >Schutzjuden< to >Deutsche Staatsbürger Jüdi­schen Glaubens  пишет: «На самом деле, в десятилетия, последовавшие за эмансипацией, стало вещью само собой разумеющейся – и не без оснований, – что масса населения, особенно в сельской местности, где жило большинство евреев, их не любило и было против их дальнейшей эмансипации» (стр. 72).