IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Для читателей: поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег.
Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



5 страниц V  < 1 2 3 4 > »   
Ответ в темуСоздание новой темы
евр. шрифты
Laplandian
Сообщение #21
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Цитата
On 2002-06-06 10:25, Hillel wrote:
Живу я в Бруклине, но приехал из Москвы.
(Вопрос то был кто откуда приехал).

Про ник это так общее замечание по ходу дела - претензий никаких нет.

По поводу И.Б. Зингера и других - думаю претензии о "нецензурности" - стоят на последнем месте. Раньше идут - об их идеях.

Ясно что есть у них нейтральные произведения, а есть и такие, что конкретно с апикорсисом. Так что из за этого в целом отношение к ним негативное (исторически).

Грань между тем что можно и что нельзя в таких вещах многие устанавливают персонально (как Йоэль сказал тут многие личных хумройс) - даже если аль пи дин это нормально. Это уже личное ощущение. Да / нет.

Такие цадиким как Баал Шем Тов, Реб Лейви Ицхок из Бердичева или Ребе Нахман Бресловер, например, имели достаточно сил, чтобы общаться с конченными апикойресами и возвращать их к Идишкайт. Бешт даже пытался спасти Я. Франка и единственный из того диспута сожалел, что это не удалось. Но то мадрейга цадиким. Остальные йидн - не все в силах делать такое. (Так как этот путь небезопасен). Поэтому осторожны в таких вещах.

Это к тому, что книги эти многие не читают по определённым мистическим соображениям скорее. Так как опасаются того самого скрытого влияния.


[ This message was edited by: Hillel on 2002-06-06 10:45 ]


Башевис - однозначно положительный персонаж, на мой взгляд. Он был глубоко верующий человек, хотя многие заповеди не соблюдал, так-как вырос в весьма смутное время. Одна из его главных заслуг, как мне кажется, - это его неприятие американского рационализма и мещанского образа жизни, отсюда такое изобилие историй о чертях, домовых и т.п.

Недавно мне довелось услышать о запрете книжек о Гарри Поттере в семьях Modern Orthodox. Не хотелось бы судить лишний раз негативно, но этот запрет продиктован, похоже, не строгим отношением к запрету Торы колдовства и черной магии, но просто их скучнейшим неприятием сверхестественного даже в несерьезной детской литературе . По-крайней мере, это явно прозвучало в прочитанной мной интерпретации запрета.

На мой взгляд, у Башевиса можно найти куда больше "искр святости", чем в еврейско-англосаксонской Jewish Press .

Естественно, семьи харейдим могут легко обойтись и без Башевиса, но уважаемый мною реб Хаим Мухер (харейди-шэбэхарейди, что называется) всегда рекомендовал для начинающих балчувэс, желающих побольше узнать о еврейском мире, именно рассказы Башевиса, а не книженцию "Это Б-г мой" Германа Вука и прочее политкорректное чтиво новой волны .




[ This message was edited by: Yoel on 2002-06-06 12:30 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #22
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



ЙОЭЛЬ,
ну что за снобизм? Мы же договаривались быть на "ты", и ты, вроде бы, согласился. Или это оттого, что я старше? Так и я ведь не древний дед, мне 39.
О личностях, которые ты упоминаешь, я слышал. Лично же - не знаком. И я не знаю никого с 5-й графой, кто сумел в моё время поступить на физфак ЛГУ. То ли времена к твоему поступлению изменились, то ли ты - гений (что вполне вероятно).
Я не знаю твоей школы, я закончил 85-ю, обычную, школу (ст.метро Горьковская, недалеко от мечети, рядом с ул.Братьев Васильевых - там, кстати, жил один потрясающий старичок - знаток идиша, лошн-койдеш и арамита, одинокий, несчастный, звали его Лев Наумович Берлин. Я уехал в 90-м, он был жив. Ты его не застал?
А великого древнего хабадника Авром-Абу Эздрина ты не застал? Если ты слышал о нём или знал лично - то передай нью-йоркским питерцам: реб Авром-Аба, наследственный хасид, бывший габэ хасидской (малой) ленинградской синагоги, у коего сын, внук и правнуки были религиозными людьми с рождения - скончался в городе Иерушолаиме год назад в возрасте 106 лет. И - не в упрёк местным хабадникам и прочим, знавшим его, влиятельным лицам и представителям Гос-ва Израиль говорю я это: умер он в съёмной квартире с протекающим потолком, так и не получив обещанной гос.квартиры, на руках у престарелого уже и безработного сына. И за два года до смерти его я поднял бучу в ульпане "Мерказ Гутник" - хабадской иешивы для русских баалей-тшува, где я преподавал иврит - я обратился к людям (раввинам!), знавших его по Питеру ещё 20 - 30 - 50 лет назад, чтобы они сделали для него что-нибудь. И вздыхали они, поглаживая бороды, и ничего они не сделали, и ушли молиться. Так было.
И на похороны пришла лишь небольшая часть старых его знакомых, и среди них не было ни этих хабадников, ни нехабадников. Так вот.
Если ты и впрямь согласен был бы печататься в идишских светских изданиях - то в чём проблема? У тебя в Н.-Й. редакция "Форвертса" под боком, на Манхеттене, стоит только подъехать или позвонить, и объясниться. И можешь сослаться у Сандлера на меня. Он с радостью тебя будет печатать, это я тебе говорю. Ещё ты можешь печататься в журнале "Хэшбн", это хороший журнал, в Лос-Анжелесе (чуть не написал "Лос-Поганосе", как в "Незнайке на Луне"), литературный. И есть ещё ежегодный журнал "Мельбурнер блетер" в Австралии, и издаёт его мой 81-летний друг, старый еврейский писатель (последний во всей Австралии Мойше Айзенбуд). И можешь печататься у Иче Гольдберга в "Идише культур", и у Мордехая Шехтера в "Ойфн швэл" - это издание нью-йоркской "Идиш-Лиги", там - идишское языкознание, отличная вешь.
Тебе нужно - так я в следующий раз пришлю тебе все адреса всех этих редакций. Они будут счастливы. А в "Форвертсе" ещё и платят (для меня с нашей израильской инфляцией - просто роскошно: за небольшой подвальчик на предпоследней страничке - 75-80 долларов, за большую статью - 100). На дороге не валяется, если учесть, что для тебя это - два-три часа работы максимум, а не два-три дня или даже неделя, как для меня.
Если пошли здесь воспоминания - то я в следующий свой заход напишу свою историю - если кто-нибудь выразит желание послушать (т.е. почитать). Как я учил иврит в подполье с учителем, как я учил идиш легально, но без учителя, а сам; как на 1-м курсе ЛГПИ (по специальности я - учитель истории) я создал анархистский кружок и как в апреле 1984 г. меня схватили гебисты прямо в институте и потом "беседовали" на тему Кропоткина, мировой революции, восстания против Сов.власти, планов истребления коммунистов, которое, как им показалось, начинается с изучения Торы; как я дрался в армии с озверелыми азербайджанцами, защишая армянина, которого они хотели изнасиловать; как в 1981 г. мы и хиппи справляли на канале Грибоедова 100-летие убийства Александра Второго Освободителя и что из этого вышло; как мне делали брис в квартире моей второй жены, причём нелегально и без анестезии, положив меня на снятую с петель дверь, а дверь - на маленький столик на кухне, и сколько крови при этом пролилось - а мне было уже 26, и на следующий день я пошёл уже на работу в школу, потому что не идти было нельзя; и как нелегально мы с ленинградскими сионистами встречали бывшего президента Израиля Эфраима Кацира, и как его арестовала гебуха прямо в лифте, и как он начал говорить с органами на русском, а они ему отвечали на прекрасном иврите; и как после этого смеялся лидер ленинградских религиозных Гриша Вассерман, говоря, что мы все - идиоты; и как мою на отвальную, когда я отчаливал из России, пришли: религиозные и нерелигиозные сионисты, и хасиды, и гои-анархисты, и полуполяк-полуукраинец, член НТС, борец с коммунизмом Б.Л, и как он пил спирт, говоря, что сыны Израилевы пить не умеют, и как хасиды его перепили, и он был под столом; и как теперь я пишу эти вот странные мемуары для Революционной Анархо-Синдикалистской Конфедерации Украины, потому что они издают сборник, где я, по их словам, должен присутствовать, потому что они в первый раз видят традиционного еврея и анархиста в одном лице - хотя это неправда, были в прошлом и такие тоже.
Кстати, И.-Н.Штернберг, великий идишист первой половины ХХ века, был религиозным евреем и при этом - членом ЦК партии левых эсеров, первым министром юстиции в первом советском правительстве. И есть исторический анекдот о том, как Ленин выходил с заседаний Совнаркома, когда Штернберг прямо в зале начинал накладывать тфилин - он говорил, что Ленин мешает ему сосредоточиться, потому что он - трейф.
Извините за такую статью - на меня просто накатило.
Гут шабэс вам всем!
П.С.: а у нас только традиционные аиды на форумах идиша собрались или есть и нерелигиозные?
Мойше.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #23
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Звиняюсь за "выкание", это просто привычка. Конечно, времена тогда изменились, еще как. На ФизФаке было половина евреев, а на МатМехе -может и больше половины. Из 239 школы, впрочем, туда брали всех всегда без разбора . ФилФак - другое дело, там антисемитизм цветет и до сих пор.

Вообще же Совдепия отбросила копыта, когда мне было всего-то лет 12-13, так-что я почти ее не застал. Когда был знаменитый путч, я учился еще в школе, сходил на баррикаду, правда в Питере никаких танков так и не появилось, так-что ожидаемое развлечение не состоялось, ходил с одноклассниками хамить на представителей "Памяти"(а у нас в классе неевреи были только в виде неhалахических потомков еврейских дедов, чистых же гоим было только 2-3 ). Короче, не было уже того Совка.

http://web.sergey.com/239/

В мое время был не реб Авром-Абэ, а уже реб Зусе Гуревич. Что реб Авром-Абэ З'Л скончался, я в курсе, хотя и не знал, что он был такой старый. Интереснейший был человек.

Большое спасибо за идею, может действительно стоит мне начать графоманствовать.

Из нерелигиозных у нас тут есть всем известный реб Арье Лондон.

[ This message was edited by: Yoel on 2002-06-06 12:02 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #24
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



Йоэлю:
Реб Зусю я тоже помню.
Всем известного, по твоим словам, р.Лондона я ещё не знаю. Он, наверное, при мне себя ещё не проявил. Ничего, познакомимся.
Что это такое - ты купил литр водки для встречи старого друга? Этого явно недостаточно - ты, так сказать, выступаешь в роди Джима Гопкинса, корабельного юнги, а то время как я представлял тебя, по меньшей мере, в роли Билли Бонса, штурмана или даже самого капитана Флинта ("Дарби Мак-Гроу! Дарби Мак-Гроу!! Дарби, налей мне рому!!!").
Однако, пора и честь знать. То-есть, пора работать. Я же с комрьютером на работе сижу, и вместо работы пишу в Интернет. Выпрут ещё. Я работаю Zentral Zionist Archives in Jerusalem.
Всё, выхожу из Интернета до воскресенья. Привет всем-всем-всем.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Hillel
Сообщение #25
Нет аватара

Начинал несмело, но затянуло
Иконки Групп

Группа: Участник

Сообщений: 269
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 22 Октября 2004
Пользователь №: 121



Да, есть у Зингера интересные произведения. Я читал некоторые из них на русском. (В еврейской газете печатали).

Ну там они ясно отбирали хорошие. Без всяких неприличностей.
Там он например пишет про своего отца, который был каким то известным рабби. И про Радзиминских хасидим (как я понял он именно из такой семьи).

Но всё дело в том, что с этим надо быть осторожным. Вот собственно и весь момент.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #26
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Цитата
On 2002-06-07 06:26, Hillel wrote:
Да, есть у Зингера интересные произведения. Я читал некоторые из них на русском. (В еврейской газете печатали).

Ну там они ясно отбирали хорошие. Без всяких неприличностей.
Там он например пишет про своего отца, который был каким то известным рабби. И про Радзиминских хасидим (как я понял он именно из такой семьи).

Но всё дело в том, что с этим надо быть осторожным. Вот собственно и весь момент.


Да нет ничего такого чудовищного у Зингера, не поддавайся на провокацию Ицика Ройтмана, у него у самого есть рассказы Зингера на
сайте, если я не ошибаюсь. Кстати, ты видел, как слава о наших
форумах гремит на сайте Берковича в гостевой книге, переходя в
разборки ?
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Hillel
Сообщение #27
Нет аватара

Начинал несмело, но затянуло
Иконки Групп

Группа: Участник

Сообщений: 269
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 22 Октября 2004
Пользователь №: 121



Это где?
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #28
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



В гостевой книге.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #29
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Мойшэ, я извиняюсь за опечатку несколькими постами выше: язык я выучил в 15-16 лет, а стихи начал писать в 18 [наверху я тоже уже исправил].

[ This message was edited by: Yoel on 2002-06-07 14:48 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Naftali
Сообщение #30
Нет аватара

Решился тоже написать
Иконки Групп

Группа: Участник

Сообщений: 125
Спасибо сказали: 1 раз(а)
Регистрация: 5 Май 2003
Из: Ukrane, Kiev
Пользователь №: 14



Привет, друзья!
Вижу, собралась таки да интересная публика. Продолжу о себе:

tsvey un tsvanysig yor alt, bin geborn gevorn in Vinnitse (Ukraine) - a sheyne shtot in Podolie, nit azoy vayt fun di bavuste heylike erter fun khsides.

Kh'hob gekontshet (azoy zogt men ba undz) di Vinnitse shul #18, dernokh hob zikh gelernt in Kiev in Shloyme ha-Meylekh Universitet (www.isu.edu.ua), itst arbet in Kiev in Институт Иудаики - Institute of Judaic Studies - www.judaica.kiev.ua - un oykh in Institut fun politishe un etnishe forshungen in Obteyl fun yidishe kultur un geshikhte, un oykh... un oykh... - a yid dreyt zikh.

Kh'hob unterrikht yidish in undzer Vinniter tsedoke-tsentr "Khesed", un oykh in mayn International Solomon University.

Yidish iz ba mir epes fun bobe, epes fun zikh aleyn. Ikh bin geven oyf di yidishe seminarn fun Veltrat far yidishe shprakh un kultur prof. Vayner's onfirung (1997 Kiev, 1998 Odes, 1999 Kiev, 2000 Kiev, 2001 Vinnitse). Ikh pruv leynen un redn, shmuesn oyf shprakh, vayl "toyte" passive visn iz nit keyn di beste zakh. Gerekht iz der (Moyshe, dakht zikh), ver git undz eytse epes shraybn in presse... Yo, take m'darf.

Ba mir iz nishtu kompyuter, ikh nyts af arbeyt, yn nit tumid ikh hob meglekhkayt bazikhn indzer forum. Vus tit men? Tsayt tsu tsayt s'iz dokh beser vi gurnisht. (Иногда съезжаю на диалект...).

S'iz geven interesant leynen vegn yidn-anarkhistn in post fun Moyshe, ver es ken farshteln, az s'iz faran Революционная Анархо-Синдикалистская Конфедерация Украины, kh'voyn do un veys nit vos tut zikh arum...

Shraybt yidn, shraybt...


P.S. Moyshe, khaver-kollege, efsher mir kenen, veys ikh, viazoy mitarbetn? Institute of Judaic Studies www.judaica.kiev.ua (Kiev) un dayn Tsionistishe arkhiv?
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #31
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Цитата
On 2002-06-07 12:51, Naftali wrote:
 
Ba mir iz nishtu kompyuter, ikh nyts af arbeyt, yn nit tumid ikh hob meglekhkayt bazikhn indzer forum. Vus tit men? Tsayt tsu tsayt s'iz dokh beser vi gurnisht. (Иногда съезжаю на диалект...). 


Был я однажды в Виннице, действительно, симпатичный город .

Нафтули, почему "съезжаете" на диалект? Говорите именно на диалекте, но пишите литературным языком. Литературный язык -
это, в основном, и есть украинский диалект, но читаемый с более
литовским акцентом .

Гит Шобэс! ( В Виннице окают, вроде? )
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
simulacrum
Сообщение #32
Нет аватара

Я тут, как дома
Иконки Групп

Группа: Участник

Сообщений: 556
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 7 Май 2004
Из: USA
Пользователь №: 55



Сейчас в Виннице больше ойкают!


Тут у меня парочка примечаний поднакопилась:

משה, װיאַזױ ס'איז דיר אײנגעגעבן דורכצולאָזן אונדזער טײערן רב אריה
?לײבן, װאָס ער האָט זיך שױן א שײנע פּאָר מאָל מיט דיר איבערגעשמועסט
.ר' אריה-לײב פֿאַרנעמט זיך מיט די ייּדישע אױדיציעס אױף קול ישראל

אױ, געװאלט, װאָס פֿארא געקאָנטשעט בײ אונדז אין װיניצע? אױ, מײן ליבע װיניצע! בײ אונדז אין װיניצע, און בײ אונדז אין בעלץ אױך, אינסטיטוטן האָט מען געװײנטלעך געקינטשעט, פּונקט װי אין אלע חשובֿע שטעט און שטעטלעך. אױך אין אונדזער סלאַװנע פּעדאַגאָגישן אינסטיטוט האָט מען איבערגעגעבן מאַטעמאַטיקע אינײנעם מיט פּאָליטעקאָנאָמיע מערער װי מע האָט זײ אונטערגעריכט! אזא שײן פּלעצל, װאָס װילט איר. און א פּלאַץ איז בײ אונדז דװקה א פּלאַץ, אזא פּיצינקע שטיקל אָרט, װוּ מע זעצט זיך אנידער אױף א װײלע צי אױף א מינוט. נו און רב מרדכי שעכטער האָט זײער ליב װען מע רופֿט אים מאָרדכע, װי בײ יענעם אין פּאַשפּאָרט סע שטײט עס שװאַרץ-אױף-װײס
נגעשריבן. ער איז אין אזױנע ענינים גאָר א פּעדאַנט, אָט דער-אָ רב מאָטעלע
.טשערנעװיצער

װאָס שײך מיך אלײן, טאָ בין איך א פֿיר-און-נײנציק-יאָריקער אלטער תּרח מיט
.זײער א סך אינטערעס אין אינטערנעץ און אַנדערע מאָדערנע טעכנאָלאָגיעס
ט'גאָר טיטסטער כ'האַלט אין שרײבן אן ארטיקל, א מין סטאַטײקע אױף דער טעמע פֿאַר אונדזער הײמישן 'יוגנטרוף', װאָס זי װעט שטעלן מיט זיך פּשוט אן
,איבערמאַכערײקע פֿון מײנעם אן אלטן עסײ אין 'זײ גרײט'. צי געדענקט איר נאָך
?חבֿרים, אזא גוטן אַלטן חודשניק

נו, אלדאָס בעסטס. אײער געטרײער ייּדישיסט שימע - [געקירצט פֿון
[שימולאַקרע



[ This message was edited by: Simulacrum on 2002-06-08 05:31 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #33
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



Нафтали,
"гекончет" - дос из эпес!
Я такого ещё нигде не читал и даже не слышал. Как советизм-руссицизм это, наверное, удобоворимо, но вообще-то положено писать (и говорить) "геендикт".
Одна моя знакомая старая еврейка сплошь и рядом пользовалась русскими словами с идишскими преффиксами и суффиксами - так только русскоговорящие её и могли понять. Типа:
"Гиб мир а глус чай ун после дэм положь-ка афн дритер полкэ", или:
"Дер зейде арбет инем сад: ер копает дем огород мит дер лопатэ".
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #34
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



Simulacrum,
Я Вас правильно понял? Вам действительно 94 года? А то иногда имеют в виду 49, а пишут 94.
Тогда остаётся лишь снять шляпу и извиниться за то, что я был "на ты".
P.S.: Naftali,
Сотрудничать наши организации могут вполне. У нас есть сайт в интернете, там можно прочитать о нас. Если интересует, могу дать и номер факса, и почтовый адрес. Но это - уже дела твоего и моего руководства. Если твоё начальство хочет - я выведу его на нашу дирекцию.
Чао!
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #35
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Цитата
On 2002-06-09 05:41, Моше-анархист wrote:
Нафтали,
"гекончет" - дос из эпес!
Я такого ещё нигде не читал и даже не слышал. Как советизм-руссицизм это, наверное, удобоворимо, но вообще-то положено писать (и говорить) "геендикт".
Одна моя знакомая старая еврейка сплошь и рядом пользовалась русскими словами с идишскими преффиксами и суффиксами - так только русскоговорящие её и могли понять. Типа:
"Гиб мир а глус чай ун после дэм положь-ка афн дритер полкэ", или:
"Дер зейде арбет инем сад: ер копает дем огород мит дер лопатэ".


Мэйшэ, Мэйшэ (можно тебя так, я вот тоже зовусь прям как известное американское учебное заведение: Yale ). Слова гэкончет в украинской природе не бывает, а бывает гэкинчет. Гээндикт тоже бывает, но больше в Литве, Польше или Венгрии. А вот в Белоруссии есть и это самое гэкончет, наравне с гээндикт .

Дер зейде арбет инем сод: ер ровэцах (копецах) инем огрод мит дер лопэтэ. - так звучит лучше. Одно плохо: что же это на самом деле, сад или огород? Но неужели ты и в самом деле думаешь, что еврейский язык ограничен лексикой словаря Вайнрайха ?

По-поводу орт и плац, оба слова приемлемы, как справедливо отметил Симулякр, и тут многое зависит от контекста. Я стал критиковать слово плац, так-как в Польше и Галиции слово орт не употребляют напрочь, и многие не в курсе, что бывает еще и орт . А так, конечно есть слово плац в смысле "место", куда же без него. Место же в синагоге будет, кажется, у всех все-таки штот или штут, но можно сказать и плац, и орт . Извиняюсь за критику, просто я тут привык к тому, что люди не знают слова орт , вот и решил, что и ты туда же.

А гутиньке, а мазлдыке вох дир, Мэйшэ-лэбм ! Ди самэ главнэ зах из, амы зэт, ви мэр ун мэр йидышистн кумэнзах цузамэн ото-до, афн форум .

[ This message was edited by: Yoel on 2002-06-09 06:50 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #36
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



Йоэль,
"гекончет" - это не я написал, а реб Нафтоли, а я лишь процитировал. А он из Винницы, т.е. именно из Украины, и пишет, что у них там именно так и говорят, никак не "гекинчет", как Симулякрум добавил (См. сообщение Нафтоли на 2-й странице, т.е. на предыдущей).
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #37
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



На самом деле, поскольку я преподавал и снова начинаю понемногу преподавать язык, я порой тоже называю по привычке "неправильным" все, что мне не знакомо, но часто оказывается, что в тех краях это как раз правильно, и там все испокон веков только так и говорят. Наш язык гораздо богаче и интереснее, чем все то, что можно прочитать в учебнике . Я хорошо знаю белорусский, польский и галицийский идиш, однако, например, плохо знаю, в каких именно словах украинские евреи окают.

Например, на другом форуме разбиралась тема водоемов:

В Белоруссии тайх - река, озэрэ - озеро или пруд .
В Бесарабии ричкэ - река, а тах - озеро или пруд .
В Польше (возможно, не везде) тах - и река, и озеро, а бух - ручей .

[ This message was edited by: Yoel on 2002-06-09 08:39 ]
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Laplandian
Сообщение #38
Нет аватара

реб Йойл
Иконки Групп

Группа: Обозреватель

Сообщений: 840
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 14 Апреля 2004
Пользователь №: 47



Цитата
On 2002-06-09 07:35, Моше-анархист wrote:
Йоэль,
"гекончет" - это не я написал, а реб Нафтоли, а я лишь процитировал. А он из Винницы, т.е. именно из Украины, и пишет, что у них там именно так и говорят, никак не "гекинчет", как Симулякрум добавил (См. сообщение Нафтоли на 2-й странице, т.е. на предыдущей).


Да, но ты сказал, что правильно только гээндикт, хотя народ говорит и гэкончет, и гэконцэт, и гэкинчэт .
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #39
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



Нафтали,
я уже переговорил с моим директором по поводу возможного сотрудничества нашей и вашей организации. Он попросил меня дать вам адрес нашего архива. Правда, неизвестно, в чём такое сотрудничество может выражаться, но, если твоя фирма заинтересована, то - пожалуй, можно попытаться.
Вот он, наш адрес:
The Central Zionist Archives
Zalman Shazar 4, P.O.B.92, Jerusalem 91000
http://www.wzo.org.il/cza/default.htm
Email: cza@jazo.org.il
Примечание: писать нужно или на английском, или на иврите. Для солидности. На русском или идиш - не надо; прочтут, конечно (я прочту, например), но у нас официальная переписка идёт только на иврите и английском.
Кстати, махт мир а тойвэ: несколько лет назад я передавал с оказией для вашей организации (если не путаю) одну (или две) из моих книжек. Я так и не знаю, дошли ли они до вашей библиотеки или нет. Если не трудно, проверь, будь добр, по каталогу.
За одну книжку, что я её посылал, уверен. Она вот так звучит:
"Гончарок Моше. Очерки по истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм)". Иерусалим, "Проблемен", 1998.
Вторая книжка - то-есть брошюра - на идиш, и я её, по-моему, тоже посылал вам. Она так называется:

גאָנטשאַראָק משה. צו דער געשיכטע פון דער אַנאַרכיסטישער פּרעסע אויף ייִדיש. ירושלים, "פּראָבלעמען", 1997

А, может, и ещё одна книжка есть, проверь, если можно. Называется "Век воли. Русский анархизм и евреи (XIX - XX вв.)", Иерусалим, "Мишмерет-Шалом", 1996.

Извини за беспокойство.
Твой Мойше.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
Граф
Сообщение #40
Нет аватара

анархист
Иконки Групп

Группа: Модератор
Сообщений: 317
Спасибо сказали: 0 раз(а)
Регистрация: 29 Апреля 2003
Пользователь №: 7



ЙОЭЛЬ,
я и сам уже не знаю, как правильно и как не правильно - у нас ведь нет академии, как у иврита. Я стараюсь писать, как "положено", в соответствии с Вайнрайхом, Стучковым, орфографией ИВО; но вижу разночтения, имеющие место быть даже в современных словарях, изданных в разных странах.
Я до сих пор не знаю, как "правильно" писать (и говорить) - например, в словах" רייכערן/רויכערן - "כ' וויל רייכערן/רויכערן" אָדער, למשל" , פּייגערן./פּויגערן - "זאָל זיי אַלע פּייגערן/פּויגערן"
Ну вот, опять этот курсограф дико прыгает со строчки на строчку; наверное, будет непонятно, что я такое написал.
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение

5 страниц V  < 1 2 3 4 > » 
Ответ в темуСоздание новой темы
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: Чт, 28 Марта 2024, 18:32


 
AiwanВs emoticons KOLOBOK-Style
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Рейтинг Новостей Америки
Ozon.ru