Yiddish Shtetl Jewniverse   Правила

Иврит клава   Помощь   Поиск Пользователи  

Календарь   Статистика Блоги  Галерея  

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Для читателей: поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег.
Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал






> Можно ли еврею заходить в церковь. Р.Э. Беркович., опубликовал Евгений Левин
Ирена Pisces
Сообщение #1


слабая женщина
Иконки Групп

Группа: Супермодератор
Сообщений: 5 299
Регистрация: 25 Апреля 2003
Из: Москва

 США 

Пользователь №: 1
Спасибо сказали: 240 раз(а)




Можно ли еврею заходить в церковь

 

Р.Э.Беркович

 

Перевод, предисловие и комментарии:

Евгений Левин,

Апрель 2005

 

Разрешает ли галаха заходить в церковь? По мнению большинства, ответ на этот вопрос - нет. Как пишет известный русскоязычный раввин Элиягу Эссас,

 

Еврею, кстати сказать, вообще нельзя входить в помещения, где проходят религиозные нееврейские ритуалы (церковь, мечеть и т.п.).

http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q835.htm

 

Заметим, что большинство галахических авторитетов, начиная с Рамбама, не считало, что есть запрет заходить в мечеть, и даже молиться в мечети. Поэтому мнением галахического "майнстрима" следует считать скорее нижеследущий респонс р.Йосефа Херсонского:

 

Вопрос: Можно ли молиться в действующей мечети, если больше негде?

Ответ: а) молиться предпочтительнее в помещении, нежели на улице: легче сосредоточиться, да и проходящие мимо не отвлекают;

б) запрещено молиться в обособленном помещении, предназначенном для служения идолопоклонническому культу;

в) ислам не является идолопоклоннической религией (хотя и не является примлемым служение Богу для нееврея с точки зрения Торы).

http://jewish.ru/994213063.asp

 

Единственным современным авторитетом, который считал ислам идолопоклонством и запрещал заходить в мечеть, был р. Элиэзер Вальденберг

("Циц Элиэзер", том 14, симан 91; http://www.ottmall.com/mj_ht_arch/v35/mj_v35i01.html)

 

 

Однако в галахической литературе можно встретить и другую точку зрения, менее известную широкой публике. В частности, примером альтернативного подхода может служить респонс американского раввина Элиэзера Берковича, русский перевод которого приведен ниже.

 

Р.Элиэзер Беркович:

Профессор и раввин Элиэзер Беркович родился в 1908 году в Румынии. Он закончил раввинский семинар имени Гильдесгаймера в Германии и в 1933 году удостоился звания доктора философии в Берлинском университете.

В 1936 - 1939 гг. Элиэзер Беркович был раввином в берлинской еврейской общине, а когда вспыхнула Вторая мировая война, ему удалось спастись, бежав в Англию. С 1946 года по 1950 г. он был раввином в Сиднее (Австралия), а затем - в Бостоне (США). С 1958 года в течение 18 лет Элиэзер Беркович возглавлял отделение еврейской философии Библейского семинара в Чикаго.

Профессор Беркович - один из виднейших мыслителей нашего времени в области еврейской философии, автор многих актуальных работ. Его книги по философии и теологии написаны на английском языке. Основные из них - "Бог, человек и история", "Главные темы в современной философии иудаизма".

Его книги в области Галахи - "Условия при бракосочетании и разводе", "Сила и назначение Галахи", "Учение о причинности в Галахе" - изданы в Иерусалиме Институтом раввина Кука.

http://machanaim.org/philosof/vera/berk.htm

Книга р.Берковича "Вера после Катастрофы" переведена на русский язык:

http://machanaim.org/philosof/in_vera.htm

 

 

Можно ли еврею заходить в церковь

 

Рабби Элиэзер Беркович

 

Вопрос: израильское "Общество охраны природы" проводит организованные экскурсии по всей стране, с целью изучения иврита и знакомства с достопримечательностями. Должен ли экскурсовод, соблюдающий заповеди, избегать посещения церквей и монастырей, расположенных на пути следования группы, невзирая на то, что речь идет о местах, имеющих важное значение в истории Земли Израиля?

 

Ответ: Относительно экскурсий по христианским святым местам - можно ли в принципе заходить в подобные места? Существует ли опасность, что красота церковного убранства потрясет еврея до такой степени, что он подумает о перемене веры? И нужно ли, отвечая на этот вопрос, принимать во внимание, что речь идет о местах, имеющих большое историческое значение в истории Земли Израиля, поэтому многие посетители ходят туда исключительно из любознательности?

Прежде всего, по мнению большинства Ришоним, христианство не является идолопоклонством ("Авода зара") (1). Таково, к примеру, мнение рабейну Тама:

 

В наши дни неевреи клянутся именем святых (2), но не считают их богами. И даже если упоминают они в клятве бога, то имеют в виду не идола, но Творца неба и земли.

Тосафот на Бхорот 2-б
 

И рабби Нисим Геронди (Ран) согласен с этим мнением согласен с этим мнением. И таково же мнение р.Ашера (Рош - см. Рош на Брахот, Сангедрин); и так же постановил  р.Яков бен Ашер (Тур, Орех Хаим, ). И так же Раши полагал, что "нет в наши дни идолопоклонства" (имеется в виду - в странах, в которых в то время приживали евреи (3)). И так же постановляет р.Моше Иссерлис (Рама, Орех Хаим) в качестве практической галахи. Поэтому запрет посещать идольские капища не распространяется на христианские церкви.

Если же говорить о влиянии красоты христианских церквей, то нет сомнений, что народ Израиля преодолел тягу к поклонению идолам уже много поколений назад (4). И это особенно верно относительно христианства, последователи которого преследовали евреев много поколений. Нет сомнения, что большинство еврейского народа не имеет даже малейшей тяги к христианству (5).

Сегодняшняя ситуация радикально отличается от средневековой. В Средние века евреи постоянно испытывали давление со стороны церкви, которая подталкивала их к крещению. С помощью крещения евреи могли спастись от притеснений и ограничений, а иногда и от смерти. В подобной ситуации евреи, заходившие в те дни в церковь, испытывали - порой даже против своей воли - постоянный соблазн переменить веру. В этой ситуации следовало опасаться даже внешней роскоши и богатства христианских храмов.

Однако сегодня все совершенно иначе. Очень немногие евреи сегодня принимают сегодня христианство. Те же, кто все-таки крестится, - например, представители движения "Евреи за Иисуса" - обычно делают это не из-за внешней красоты церквей. Напротив, внешняя красота у многих из них вызывает отвращение (6).

Кроме того, если человек посещает церковь исключительно из интереса к истории, то это напоминает ситуацию, описанную в Мишне:

 

Философ спросил у Рабана Гамлиэля, как он может купаться в басейне при статуе Афродиты. На это Рабан Гамлиэль ответил: во-первых, не я пришел в ее пределы, а она в мои; а во-вторых, не бассейн сделан для удовольствия Афродиты, но статуя Афродиты поставлена для  удовльствия купающихся в бассейне.

Авода Зара 4:4

 

Так что нам тем более не следует отказываться от изучения Эрец Исраэль только из-за того, что христиане "пришли в наши пределы".

 

В свете всего сказанного выше я полагаю, что нет оснований для запрета на посещение христианские святыни, если это делается из научных, эстетических или исторических соображений. И это в первую очередь касается христианскиx святынь в Эрец Исраэль.

 

----------------------------------------------

Примечания:

 

1. Фактически единственным из Ришоним, кто считал христиан идолопоками, был Моисей Маймонид (Рамбам):

 

Христиане являются идолопоклонниками, и "воскресенье" - их "языческий праздник". Поэтому в Эрец-Исраэль запрещено торговать с ними в четверг и пятницу, еженедельно; не говоря уже о самом "воскресенье", которое запрещено для деловых отношений с ними в любых странах. Так же ведут себя с ними во время остальных христианских праздников.

Мишне Тора, Законы об идолопоклонстве и нееврейских обычаях 9:4

 

Однако даже он признавал, что христианство принципиально отличается от языческих религий древности. Поэтому, в частности, он разрешал обучать христиан Торе:

 

Можно обучать христиан Торе. Ибо они верят, что наша Тора была дана Богом через нашего учителя Моисея.

Респонс Прар хаДор, номер 38

 

Мнение ашкеназских авторитетов относительно тех случаев, когда Маймонид расходится с тосафистами (т.е. в том числе - касательно того, является ли христианство идолопоклонством) сформулировал р.Малахи хаКоэн:

 

Мы не следуем мнению Маймонида, если ему возражают тосафисты, поскольку их было несколько <а Маймонид один; галаха же следует за мнением большинства>. И кроме того, у нас есть традиция, что мудрецы Франции, написавшие Тосафот, превосходили Маймонида в мудрости.

Яд Малахи, стр. 125-126.

Цит. по  J. Bloch. “Israel and the Nations”.

Berlin-Vienna, 1927

 

2. Согласно Талмуду, еврею запрещено становится деловым партнером нееврея:

 

Отец Шмуэля говорил: Запрещено брать нееврея в компаньоны.  Поскольку если ему придется давать клятву, он поклянется именем идола, в то время как в Торе сказано: "И имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих" (Шмот 23:13).

Бхорот 2-б

 

Рабейну Там разъясняет, почему это правило не распространяется на христиан.

 

См. так же. р.Иссак из Корбели, "Сефер Мицвот Гадол", 119:

Мудрецы Талмуда запретили брать нееврея в компаньоны, поскольку может возникнуть ситуация, когда нееврей будет клясться еврею, и поклянется своим идолам. Однако в наши дни мы этого не опасаемся, поскольку неевреи клянутся именем Бога.

 

3. Т.е. в христианских и мусульманских странах.

 

4. Рабби Беркович имеет в виду следущие слова Талмуда:

 

Сказали мудрецы того поколения <начала эпохи 2-го Храма>: Горе нам! Из-за страсти (yetzer) к идолопоклонству Храм был разрушен, Святилище сожжено, праведные перебиты и народ Израиля изгнан из своей страны - и вот, оно все еще среди нас! Может, Ты дал нам его, чтобы мы получили награду, сумев противостоять его искушению? Так вот, не надо  нам этой награды! Упала с неба записка, на которой было начертано: "Истинно" (Emet). Постились они три дня и три ночи, и страсть к идолопоклонству была выдана им...

Йома 69-б

 

5. Не уверен, что данное утверждение верно для русскоязычного еврейства.

 

6. В Америке большинство евреев, принимающих христианство, присоединяется к различным протестанским церквям, многие из которых крайне неодобрительно относятся к "языческим" элементам храмового убранства - иконам, статуям и т.д.

С другой стороны, в русской литературе имеется как минимум одно свидетельство того, что красота богослужения оказалась одним из аргументов в вопросе о выборе веры - знаменитая "Повесть временных лет":

 

В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?". Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".

http://www.old-russian.chat.ru/02povest.htm

 

Послесловие

 

Несколько лет назад, гуляя в районе Масличной горы, автор этих строк наткнулся на армейскую экскурсию, численностью до взвода, направляющуюся в католическую церковь. При этом все солдаты-экскурсасны были - религиозными евреями (судя по внешнему виду, в большинстве своем - студентами иешив). Один или два солдата остались в церковном дворе, остальные же - спокойно зашли в церковь вслед за девушкой-экскурсоводом.

Не знаю, - читали ли эти солдаты вышеприведенный респонс р.Берковича. Однако сильно сомневаюсь, чтобы они не проконсультировались перед экскурсией со своими раввинами.

К началу страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Ирена   Можно ли еврею заходить в церковь. Р.Э. Беркович.   Среда, 6 Апреля 2005, 3:14
- - Татьяна   Читала в израильских СМИ о появлении так. наз. ...   Воскресенье, 10 Апреля 2005, 1:01
- - Ирена   Татьяна Цитата Насколько эта информация достоверна...   Воскресенье, 10 Апреля 2005, 17:00
- - Татьяна   Цитата достоверность подобной информации очень мал...   Воскресенье, 10 Апреля 2005, 17:27
- - Ирена   Я очень прошу вас обратить внимание на оформление ...   Воскресенье, 10 Апреля 2005, 18:08
- - Laplandian   в) ислам не является идолопоклоннической религией ...   Понедельник, 11 Апреля 2005, 18:24
- - Laplandian   Цитата (Татьяна @ 10.04.2005 - 01:01)Наскольк...   Понедельник, 11 Апреля 2005, 18:46
- - Татьяна   Цитата Считается, что Храм спустится с неба в гото...   Понедельник, 11 Апреля 2005, 19:59
- - Laplandian   Цитата (Татьяна @ 11.04.2005 - 11:59)Цитата С...   Понедельник, 11 Апреля 2005, 21:01
- - Star   как-то у вас малолюдно, может зайдете на более пос...   Четверг, 26 Май 2005, 13:34


Ответ в темуСоздание новой темы
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: Вт, 21 Сентября 2021, 7:32


 
Дизан стиля форума Иван Манцуров aka Aiwan и Winnie the Pooh
Author’s emoticons KOLOBOK-Style
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Ozon.ru
Рейтинг Новостей Америки