Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Почему иудеи нас животными считают?
Jewniverse Forum > Межконфессиональный диалог > Иудаизм
Ирена
"Побродила по форуму, обнаружила цитату со ссылкой на Талмуд с указанием трактата и страницы: "Только евреи — люди. Неевреи [Gentiles] же - скот" (Baba Mezia 114a-114b).
«Надежность цитаты гарантирована 100%».

Очень расстроилась. Подумала: надо позвонить рабби. Может быть он что-нибудь скажет на сей счет.

Но как к нему обратиться? Просто так прийти и ткнуть этой цитатой? И что он ответит? Ничего не ответит. Или еще хуже, начнет доказывать, что оно так и есть, что все язычники, кроме евреев, «двуногие животные».

Разъяснения рабби, которые я поместила на форуме (тема 18516 "Лучших из гоев убей, лучшему змию размозжи голову!" — О цитатах из древних текстов) были восприняты форумцами различных вероисповеданий весьма одобрительно. Людям было приятно получить мудрые объяснения — со ссылкой на очевидные библейские тексты — того, что казалось необъяснимым. А что будет сейчас? Что делать: опять позвонить ему и сказать, что у меня опять вопрос? И так ему придется давать мне «частные» уроки то раз в неделю, то два. Шикарно!

В голову пришла идея. Я ему приготовлю подарок, и позвоню, попрошу встречи чтобы вручить этот подарок, а потом осторожно, как бы невзначай, задам свой вопрос.

Подарок недорогой. На цветном принтере я распечатаю всю тему #18516 с форума д. А. Кураева: всё-всё вместе с фотографиями, вместе с сообщениями форумцев по порядку, и всё это я подошью в папку с красивым титульным листом с указанием, что он является со-автором. Мой рабби свободно читает по-русски, правда говорит он своеобразно: категорически не признаёт мягких знаков, ударения ставит где заблагорассудится, с падежными окончаниями – неплохо, но это отдельный разговор. Получается довольно забавно, и иногда даже хочется подражать. Но мы с ним общаемся в основном по-английски. Так вот, если я ему принесу эту папку в подарок, и он почитает реакцию форумцев, то поймет, что время, потраченное со мною, не было даром! А заодно уже спрошу у него про «скотов гойских» в Талмуде.

Сказано – сделано. Звоню: «Рабби, я приготовила Вам небольшой подарок, хотела бы занести, если не возражаете...»
— Это что... взятка?
Такого оборота я совсем не ожидала.
— Я... я понимаю, что СУДЬЯМ нельзя брать взятки. Но Вы мой учитель. Разве запрещено давать подарки учителю?
— Как сказать. А если Вы поссоритесь завтра с подругой, и вдвоем придете «выяснять отношения», то мне придется ей открыть, что получил от Вас подарок и не могу судить объективно...
— Обещаю, что не буду ни с кем ссориться!..

*****************************

В дороге я думала о том, что на самом деле он не так строг, как мне кажется. Он добр. И подарок он примет, и будет весьма рад. Только вот, с чего начать беседу? Как задать вопрос? В ушах звенели едкие слова форумца Юрия:
«И пусть евреи после выражений типа "только евреи - люди. Неевреи же - скот" не говорят о том, что они терпимы к другим религиям и другим национальностям» (сообщение 312281, тема 12443). Интересно, что рабби ответит на это?

А вот и дом. Поднимаюсь по ступенькам. Надо нажать на кнопку интеркома, и дверь откроют...
**************************
Ой, что со мной случилось? Не могу... не могу нажать кнопку. Чего я боюсь? Не понимаю. Я бывала здесь не раз. Мы вместе с его женой и детьми ходили в парк, на концерты. Но теперь я пришла не к ней, а к нему. Ну и что? Знаю: во мне проснулся языческий страх перед всем иудейским. Нет. Не может этого быть. Давно я не боюсь переступить порог синагоги, где меня уважают и даже любят. Чего ж это я? Ах, это мое низкое чувство собственного достоинства! Сказывается моё пролетарское происхождение. Тоже нет. Бабушка была из дворян, а меня учила никогда не робеть и не кривить душой. Она всегда была примером того, как надо ценить в себе человеческое достоинство. К тому же я вроде бы преподаватель. И у меня на уроках сидят все смирно. Не испытываю никогда страха. Что со мной случилось именно в данный момент?

Ах, все понятно! Ведь я иду к нему на суд. Он меня будет судить. На суде выяснится, скотина я или человек. Вот, чего я боюсь. Его приговор для меня будет окончательным и не подлежащим обжалованию. А какой будет приговор, я догадываюсь. Он докажет, что я животное на двух ногах. И докажет так, что мне нечего будет возразить, и придется принять его вердикт. И не помогут ни моё образование, ни мой элитный статус: я просто уползу на четвереньках. Нет, я не пойду к нему...

**************************

Погруженная в раздумья, я повернулась уходить. Ой, что случилось? Куда исчезли все дома, деревья, машины? Я стою на возвышении, как на высоком холме, окруженном внизу громадной толпой людей. Так это же наши форумцы! Вот и Ирен на своей иномарке, далеко-далеко, еле видно, делает мне какие-то знаки рукой. А вот и Сотников с портретом Шнеерсона, и Замалин. Некоторые бросают шапки в воздух, кричат что-то, пивные кружки поднимают. Плакаты несут: «Требуем справедливости! Мы не скоты!», «Ларыса, боритесь за нашу честь!» Что это, жуткий сон? Нет, не сон. Я всё ясно вижу. Ах, да тут не только форумцы. Вот и наш всемирно известный клоун Жидиновский Вольф Вольфович делает угрожающие жесты. Это он издалека, не то из Кабула, не то из Багдада, — не вижу. Я не слышу, что он говорит, но догадываюсь: «Я не скот! Я хищный волк, любую вашу скотину растерзаю!»

Что это, бред? Смотрю: толпа узкоглазых и прищурившихся китайцев. Их много, одна шестая всей толпы. И негры африканские. И чеченки одноглазые, монголы и финны, казахи и индейцы, фрацузы и вьетнамцы, папуасы и немцы. Много их тут собралось, наверное, миллионы, нет, миллиарды: шесть миллиардов! Все Homo Sapiens и все Homo Erectus здесь. Все от меня требуют бороться за справедливость. Нет, это не сон и не бред. Это сила! Мне некуда уйти: за нами Москва! Придется отстоять справедливость.
***********************************
Жму кнопку звонка. Дверь открывается, меня радостно встречает хозяйка: «Хай, Лариса!» Забирает пальто. Но сейчас не до поцелуев или объятий. Сегодня я пришла не к ней. Я пришла судиться, отстаивать честь оскорбленной человеческой расы!

Поднимаясь по ступенькам я подумала: ах, вот почему он не хотел подарка! Он будто знал, что ему придется быть моим судьей, и это будет взятка. Ну ничего, я ему эту «взятку» все-таки вручу, и, может быть, она поможет «сменить гнев на милость».

— Добрый день, рабби. Вот, я поместила Ваши объяснения, которые Вы так любезно соизволили мне дать пару недель назад, на Православном форуме диакона А. Кураева и получила массу отзывов. Многие в восторге от самой красоты толкований, благодарят. Некоторые из форумцев – священники, имеют свой приход. Я все их сообщения тут распечатала, хотела чтобы Вы почитали.
— Спасибо. Я почитаю позже.
— Рабби, у меня есть вопрос, который терзает меня.
— Садитесь.
— Почему вы, иудеи, считаете нас, не-евреев, «собаками»?
— То есть?
— Да вот, в Ев. от Матфея (15:22-28) написано: «И вот, женщина хананеянка... кричала [Иисусу]: «Помилуй меня... сын Давидов, дочь моя... беснуется». Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики... просили: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». А она, подойдя, кланялась ему и говорила: «Господи, помоги мне!» Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить ПСАМ». Она сказала: «Так, господин, но и ПСЫ едят крохи, которые падают со стола господ их!» Тогда Иисус сказал ей: «О, женщина, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему»». Меня всегда мучил этот вопрос: зачем Он ее сравнил с собакой? Несчастная женщина была воспитана в язычестве, это не ее вина, и обращается она с верой к иудею, «сыну Давидову», с просьбой о помощи. Почему нельзя просто благословить ее дочь, чтобы выздоровела, без оскорбительных сравнений? Она была бы тем более благодарна.
— (С серьёзным лицом:) Ваш вопрос не по адресу. Разве я могу нести ответ за то, что сказано в Евангелиях? А Вы обращались к христианским проповедникам с этим вопросом?

Действительно, чего это я? Совсем крыша полетела... :))) Я же пришла к рабби обсуждать Талмуд, а не Евангелия! Но я точно знаю, что Иисус был один «из них». Его называли «Равви», и даже ласкательно «Раввуни». Правда, в земной жизни Он был немного «эксцентричным». Велел богатому юноше раздать все своё имущество нищим (и самому стать нищим), чтобы удостоиться царства небесного. В синагоге в Капернауме призывал есть Свою Плоть и пить Свою Кровь, отчего многие отошли от Него. Короче, Он был «не от мира сего». Многие негодуют на иудеев за то, что не признали в Нем своего Царя. Но, кто мог Его понять? Ап. Павел восхищался тем, что Иисус Сам мыл ноги Своим ученикам перед уходом из мира сего. А Петр? Петр сначала и слышать не хотел о таком унижении Учителя. Царь «не от мира сего» пришел в мир сей и мир сей Его не принял. Что ж тут удивительного?

Но чего это я? Я ж пришла про человеконенавистничество Талмуда спрашивать, а не про Евангелия. Однако, сравнение ханаанеянки с собакой давно беспокоило меня.
— Скажите, рабби, а в Талмуде есть такое, что язычники сравниваются с собаками?
— (Задумчиво) Есть, и... не только язычники.
— А не кажется ли Вам, что это очень оскорбительное сравнение?
— Смотря что под этим подразумевается.
— Вы меня простите, но в Библии сравнение человека с собакой очень оскорбительно. Вот пример: «Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: разве я — собачья голова?» (2-я Царств, 3:8).
— Я этого не отрицаю, но смотря что вкладывается в это понятие...
— То есть?
— Возьмем, для примера, следующий рассказ из мидраша рабби Танхумы. Римский прокуратор Иудеи Тиний Руф (ок. 132), который вел диспуты с рабби Акивой, однажды спросил у него: «Почему ваш Бог ненавидит нас (язычников): «...а Исава Я возненавидел» (Малахия, 1:3)? Акива сказал: «Отвечу тебе завтра». Наутро Руф встретил Акиву с насмешкой: «Ну, что тебе приснилось ночью?» — «Во сне я видел, как моя собака родила двух щенят, одну я назвал Руф, другую – Руфина». Тиний Руф пришел в ярость: «Ты назвал собак моим именем и именем моей жены! (Жену Тиния Руфа звали Руфина). Ты повинен смерти по закону кесаря!» Но рабби Акива ответил: «Ну, а что тебя отделяет от собак? Ведь ты ешь и пьешь, и они едят и пьют, ты плодишься и размножаешься, и они плодятся и размножаются, ты умираешь, и они умирают. Но когда я назвал своих собак твоим именем, ты вознегодовал! Всевышний же «небеса простер и землю основал», Он омертвляет и оживляет. А ты берешь деревянного истукана и называешь его «Богом», — именем, которым называется Всевышний! И после этого ты удивляешься, что Он вас ненавидит?» (Мидраш «Танхума», гл. «Терума», 3).
— Интересная притча, но здесь он вовсе не назвал Руфа «собакой». Конечно, это было смелостью со стороны Акивы намекнуть римкому прокуратору, что у него довольно много общего с животными. Но он только продемонстрировал причину гнева Божьего на язычников: за то, что они истуканов «богами» называют.
— Еще мы находим в Талмуде, что накануне прихода Мессии среди прочих несуразностей будет «...лицо поколения, как лицо собаки» (Мишна, Сота, 9:15).
— Вот как! И это говорится о неевреях?
— Обо всех. О евреях в первую очередь. Существуют различные толкования этому. «Лицо поколения» — это вожди поколения. Собака, когда она ходит с хозяином, она всегда забегает вперед, будто она ведет хозяина, а не он ее. Но она постоянно оглядывается, куда идет хозяин: если хозяин переходит дорогу, она тоже перебегает, но опять шагает впереди. Так и вожди этого поколения: они вроде бы ведут народ, но постоянно оглядываются на толпу, чего она хочет. Как только меняется настроение у толпы, они меняют свои убеждения, и с таким же апломбом ратуют за то, что еще только вчера осуждали.
— Это очень похоже на современную демократию. Но разве диктатура лучше?
— Нет, демократия – это справедливая форма управления государством. Люди не захватывают власть силой, убийствами. Но если народ стремится ко злу, если толпа решает все в соответствии со своими низменными желаниями, то и демократическое государство может стать империей зла. Зато когда народ стремится к Богу, слушает мудрых, богобоязненных лидеров, тогда и государство строится на справедливых Божьих началах.
— А какие есть еще толкования?
— Скажите, как по-еврейски будет собака?
— Пес – келев, собака – калба.
— Хорошо. Язык, которым пользуются пророки, это священный язык, язык, которым пользовался Адам, давая имена всякой твари: «Бог образовал из земли всех животных полевых... и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2:19—20). Следовательно, наименования на иврите говорят о сущности вещей, об их духовном начале. «Келев» — это слияние двух слов: «кол» и «лев» («весь сердце»). Собака очень эмоциональное, душевное животное: «И это псы, жадные душою, не знающие сытости» (Исайя, 56:11), и привязана к своему хозяину. Когда она лает, она как бы произносит «слова»: «Гав-гав» (давай-давай)...
— Гав-гав («г» украинское) – это «давай-давай» по-арамейски!
— Необязательно. Очень многие арамейские корни есть и в иврите. В частности выражение «гав-гав» встречается на иврите в Притчах Соломоновых (30:15): «У ненасытимости две дочери: «давай-давай» (гав-гав)». Согласно данному толкованию, «лицо поколения – как лицо собаки» следует понимать так: «Лицо» — это «паним», которое также переводится как «нутро» (так и лицо человека отражает его внутренний мир). «Нутро» поколения накануне пришествия Мессии – это «нутро собаки», ищущей, жаждущей близости своего Хозяина (Творца). Два раза «давай» соответствуют двойному порыву души человека: боголюбви и богобоязни... Не имея собственных сил, поколение людей, отторванных от Бога, кричит, вопиет: «Дайте нам знания, научите нас, как любить Бога, как Его бояться!»

*************************************
Я читала как-то в одной книжке, что евреи имеют обыкновение «разговаривать руками», и будто это восходит еще к библейским временам: «Все кости мои говорят: Господи!» (Пс. 34(35):10). В жизни я этого не наблюдала, но теперь, слушая его, я своими глазами видела эту грациозную жестикуляцию. Идеи звучали как музыка, а пальцы двигались в такт с этой музыкой, словно дирижерская палочка, и, отражаясь в настольном стекле, создавали зрительный эффект, напоминавший «Лебединое озеро».

Из его разъяснений я в общем-то поняла, что все зависит от того, какие понятия мы вкладываем в слова, и что «собака» — это необязательно оскорбление. Однако, я ведь пришла к нему за совсем другим: за разъяснением вопиющей резолюции Талмуда о том, что «только евреи являются людьми, а неевреи – животные». Разговор у нас сначала коснулся ответа Иисуса женщине-ханаанеянке из Матфея, ибо в нем я видела типичное отношение иудеев к неевреям, как к животным. Но зададим ему вопрос и про «скотов» в Талмуде. Вынимаю шпаргалку:
— У вас в Талмуде тр. Бава-Мециа (114а—114б) сказано: "Только евреи — люди. Неевреи [Gentiles] же - скот".
Он встал, подошел к полке, снял нужный том, открыл на нужной странице, положил передо мной.
— Вы ведь сами умеете читать. Вот, прочтите вслух.
— «Атем круйин Адам, ве-эйн нохрим круйин Адам». (Вы называетесь «человек», но не иноплеменники называются «человек»).

А где же «неевреи — скот»? Почуствовала, как кровь мгновенно ударила в лицо. Стыдно: я пришла на урок, не выполнив домашнего задания: цитаты не проверила. У меня никогда такого не случалось.
— Рабби, а можно, я сверю с изданием Талмуда с английским переводом (Сонсино, на которое была ссылка в той теме).
— Пожалуйста. Dovery, but provery…
Проверила. Оказывается, ВСЯ фраза: «[Gentiles] are animals» («Гои – животные») — это выдумка фальсификатора! И не только слово «Gentiles», взятое им в кв. скобки. Этих слов нет ни в оригинальном тексте Талмуда, ни в английском переводе Сонсино. Приводимая цитата там звучит так: «You are designated ‘men’». А «animals» там и в помине нет! «Надежность цитаты гарантирована 100%». И я поверила! Вот, была бы прокурором, привлекла бы автора цитаты к ответу за обман потребителей!
— Рабби, тем не менее, когда говорится: “You are designated ‘men’”, и что иноплеменники – «не люди», то это ведь расизм?
— Здесь имеет место неадекватность перевода и непонимание обсуждаемого текста. «Вы называетесь “Адам”, но не иноплеменники называются “Адам”». Дело в том, что еврейское слово «Адам» может употребляться как имя собственное (Адам), и как нарицательное: «человек». «Адам» не бывает во множественном числе, но слово «адам» может означать «люди», как собирательное существительное. В еврейском языке есть четыре существительных для обозначения человека: адам, иш, гевер, энош. «Энош» подразумевает человека в его слабости: «Что есть человек (энош), что Ты помнишь его?» (Пс. 8:5). «Иш» (муж) – человек в цвете сил, умственно и эмоционально. Выделяется среди этих синонимов «адам»: это человек в смысле трансцендентном, «Создателю подобный». Оно является именем собственным Первочеловека. Вследствие, люди (во мн. ч.) называются чаще всего «бене Адам» (“сыны Адамовы”, или “сыны человеческие”, как это обычно переводится).

Вопрос, который обсуждается в Талмуде, это законы ритуальной нечистоты. Та цитата из Бава Мециа, которую Вы приводите, не является первичным текстом. Дискуссия по этому вопросу содержится в другом месте в Талмуде, тр. Сота 61а. «В Торе сказано: «Вот закон: если человек (АДАМ) умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней» (Числа, 19:14). Нечистота от тела умершего распространяется по всему шатру, помещению, и все, люди, предметы, находящиеся под одной крышей с умершим телом, становятся ритуально нечистыми. Технически это называется «закон шатра». В устной традиции мудрецов было известно издавна, что «закон шатра» распространяется только на покойников-евреев, а не на иноплеменников. Труп иноплеменника делает ритуально нечистым только того или то, что с ним соприкасается непосредственно.
— Вы хотите сказать, что трупы неевреев отдают меньше нечистоты, чем еврейские? Так я поняла?
— Да. В этих законах много парадоксов, и они очень плохо усваиваются «здравым смыслом». Законы ритуальной чистоты относятся к сфере иррациональной и эзотерической, и имеют применение главным образом тогда, когда существует Храм, и существуют обряды очищения. Разница между телом умершего еврея и нееврея в том, что тело покойника нееврея делает ритуально нечистым всё, что к нему прикасается, но не все, что находится с ним под одной кровлей («шатром»). Откуда это видно? Вышеприведенный стих из Чисел говорит о человеке: «...Если человек (адам) умрет в шатре...» Кто подразумевается под словом «адам»? – Из слов пророка Иезекииля следует, что только народ Израиля: «И узнают, что Я... с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы — овцы... паствы Моей; вы — АДАМ (люди), а Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иезекииль, 34:30-31). Из этого стиха, говорят мудрецы, следует однозначно, что под «Адам» подразумевается Израиль, а не другие народы. В порядке дискуссии далее в тр. Сота приводятся возражения, что в других местах в Торе именем «Адам» (люди) обозначаются иноплеменники. На это следует ответ, что это исключения из общего правила, и в тех отдельных случаях иноплеменники ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ животным, скоту, поэтому они называются «адам». В комментарии Тосафот (Сангедрин, 59а) р. Яаков Там дает следующее правило: «Есть разница между АДАМ и га-Адам (с определенным артиклем). Когда написано га-Адам, то это может относиться и к нееврею, когда же просто (без артикля), то это, за редкими исключениям, подразумевает только евреев.
— Парадоксально. Что ж, получается что неевреи – это «люди» с определенным артиклем, а евреи наоборот? Ведь опр. артикль мы ставим тогда, когда речь идет о чем-то известном, или сказанном выше.
— Мы никогда не ставим артикля перед именем собственным. Можно было бы объяснить так: неевреи «люди» в нарицательном смысле, Израиль же носит имя собственное «Адам» в его транцендентном смысле.

Из его разъяснений я в общем-то поняла, что все зависит от того, какие понятия мы вкладываем в слова, и что «собака» — это необязательно оскорбление. Однако, я ведь пришла к нему за совсем другим: за разъяснением вопиющей резолюции Талмуда о том, что «только евреи являются людьми, а неевреи – животные». Разговор у нас сначала коснулся ответа Иисуса женщине-ханаанеянке из Матфея, ибо в нем я видела типичное отношение иудеев к неевреям, как к животным. Но зададим ему вопрос и про «скотов» в Талмуде. Вынимаю шпаргалку:

— У вас в Талмуде тр. Бава-Мециа (114а—114б) сказано: "Только евреи — люди. Неевреи [Gentiles] же - скот".

Он встал, подошел к полке, снял нужный том, открыл на нужной странице, положил передо мной.

— Вы ведь сами умеете читать. Вот, прочтите вслух.

— «Атем круйин Адам, ве-эйн нохрим круйин Адам». (Вы называетесь «человек», но не иноплеменники называются «человек»).
А где же «неевреи — скот»? Почуствовала, как кровь мгновенно ударила в лицо. Стыдно: я пришла на урок, не выполнив домашнего задания: цитаты не проверила. У меня никогда такого не случалось.

— Рабби, а можно, я сверю с изданием Талмуда с английским переводом (Сонсино, на которое была ссылка в той теме).

— Пожалуйста. Dovery, but provery…

Проверила. Оказывается, ВСЯ фраза: «[Gentiles] are animals» («Гои – животные») — это выдумка фальсификатора! И не только слово «Gentiles», взятое им в кв. скобки. Этих слов нет ни в оригинальном тексте Талмуда, ни в английском переводе Сонсино. Приводимая цитата там звучит так: «You are designated ‘men’». А «animals» там и в помине нет! «Надежность цитаты гарантирована 100%». И я поверила! Вот, была бы прокурором, привлекла бы автора цитаты к ответу за обман потребителей!

— Рабби, тем не менее, когда говорится: “You are designated ‘men’”, и что иноплеменники – «не люди», то это ведь расизм?

— Здесь имеет место неадекватность перевода и непонимание обсуждаемого текста. «Вы называетесь “Адам”, но не иноплеменники называются “Адам”». Дело в том, что еврейское слово «Адам» может употребляться как имя собственное (Адам), и как нарицательное: «человек». «Адам» не бывает во множественном числе, но слово «адам» может означать «люди», как собирательное существительное. В еврейском языке есть четыре существительных для обозначения человека: адам, иш, гевер, энош. «Энош» подразумевает человека в его слабости: «Что есть человек (энош), что Ты помнишь его?» (Пс. 8:5). «Иш» (муж) – человек в цвете сил, умственно и эмоционально. Выделяется среди этих синонимов «адам»: это человек в смысле трансцендентном, «Создателю подобный». Оно является именем собственным Первочеловека. Вследствие, люди (во мн. ч.) называются чаще всего «бене Адам» (“сыны Адамовы”, или “сыны человеческие”, как это обычно переводится).

Вопрос, который обсуждается в Талмуде, это законы ритуальной нечистоты. Та цитата из Бава Мециа, которую Вы приводите, не является первичным текстом. Дискуссия по этому вопросу содержится в другом месте в Талмуде, тр. Сота 61а. «В Торе сказано: «Вот закон: если человек (АДАМ) умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней» (Числа, 19:14). Нечистота от тела умершего распространяется по всему шатру, помещению, и все, люди, предметы, находящиеся под одной крышей с умершим телом, становятся ритуально нечистыми. Технически это называется «закон шатра». В устной традиции мудрецов было известно издавна, что «закон шатра» распространяется только на покойников-евреев, а не на иноплеменников. Труп иноплеменника делает ритуально нечистым только того или то, что с ним соприкасается непосредственно.

— Вы хотите сказать, что трупы неевреев отдают меньше нечистоты, чем еврейские? Так я поняла?

— Да. В этих законах много парадоксов, и они очень плохо усваиваются «здравым смыслом». Законы ритуальной чистоты относятся к сфере иррациональной и эзотерической, и имеют применение главным образом тогда, когда существует Храм, и существуют обряды очищения. Разница между телом умершего еврея и нееврея в том, что тело покойника нееврея делает ритуально нечистым всё, что к нему прикасается, но не все, что находится с ним под одной кровлей («шатром»). Откуда это видно? Вышеприведенный стих из Чисел говорит о человеке: «...Если человек (адам) умрет в шатре...» Кто подразумевается под словом «адам»? – Из слов пророка Иезекииля следует, что только народ Израиля: «И узнают, что Я... с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы — овцы... паствы Моей; вы — АДАМ (люди), а Я Бог ваш, говорит Господь Бог» (Иезекииль, 34:30-31). Из этого стиха, говорят мудрецы, следует однозначно, что под «Адам» подразумевается Израиль, а не другие народы. В порядке дискуссии далее в тр. Сота приводятся возражения, что в других местах в Торе именем «Адам» (люди) обозначаются иноплеменники. На это следует ответ, что это исключения из общего правила, и в тех отдельных случаях иноплеменники ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ животным, скоту, поэтому они называются «адам». В комментарии Тосафот (Сангедрин, 59а) р. Яаков Там дает следующее правило: «Есть разница между АДАМ и га-Адам (с определенным артиклем). Когда написано га-Адам, то это может относиться и к нееврею, когда же просто (без артикля), то это, за редкими исключениям, подразумевает только евреев.

— Парадоксально. Что ж, получается что неевреи – это «люди» с определенным артиклем, а евреи наоборот? Ведь опр. артикль мы ставим тогда, когда речь идет о чем-то известном, или сказанном выше.

— Мы никогда не ставим артикля перед именем собственным. Можно было бы объяснить так: неевреи «люди» в нарицательном смысле, Израиль же носит имя собственное «Адам» в его транцендентном смысле.


Я почувствовала как мы — я и мой собеседник — быстро движемся к катастрофическому столкновению.

— Еврей — это «Человек» с большой буквы, а неевреи — люди в нарицательном смысле. Так я Вас поняла?

— Я не уверен, что концепция «Человек с большой буквы» — соответствует тому, о чем мы здесь говорим. Согласны ли Вы, что в Адаме, сотворенном «по Своему образу и подобию», Создатель видел цель всего мироздания?

— Ну, с точки зрения Библии, конечно да.

— Но люди уклонились от задачи, возложенной на них, и лишь немногие праведники шли по пути, намеченному Богом. Из этих праведников выделились Авраам, Исаак, Иаков, с которыми Бог решил заключить Союз, путем избрания их потомков для Своей миссии, первоначально возложенной на Адама.

— Это известно из Библии.

— Во времена Вавилонского столпотворения единая человеческая семья раскололась на семьдесят племен, и рассеялись по всей земле. Они стали родоначальниками всех народов мира, у каждого была своя религия, свои языческие боги. Но Создателю было угодно, чтобы у Него был Свой народ, который будет носителем Его учения, закона, веры в Единого Бога. Вот почему евреи, в результате принятия на себя Торы по исходу из Египта, переняли миссию Адама и стали называться в Св. Писании «вы Адам». А, согласно эзотерическому учению каббалы, Израиль является воплощением души «Адам Кадмон» (космического Первочеловека)... Но нигде не сказано, что остальные люди – животные, как они утверждают...

— Но вот тут у меня сразу возникает несколько вопросов. А. Разве нет в Талмуде других высказываний, уничижающих роль людей из других народов? Б. Утверждение «вы Адам» выделяет роль еврейского народа в ущерб другим народам. В. Разве все евреи выполняют свою миссию, возложенную на них Богом? И разве нет среди народов людей, как раз-то выполняющих свою миссию на земле?

— Начнем по порядку. Согласно Св. Писанию Бог прислушивается к молитве иноплеменников:

1. «Если и иноплеменник, который не из народа Твоего, Израиля, придет из земли далекой ради Имени Твоего... и будет молиться у Храма сего, услышь с неба, с места Обители Твоей, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, дабы все народы земли познали Имя Твое, дабы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль...» (3-я книга Царств, 8:41-43). Как отмечает древний мидраш «Танхума» и Раши приводит это толкование на Бытие (27:28), Соломон молится об иноплеменнике: «сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник», т.е. без всяких условий, а о народе Израиля он говорит «воздай каждому по путям его», т.е. «дай ему по заслугам, если заслужил»: «...При всякой молитве… от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле… помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его…» (там же 8:38-39).

2. Рабби Шимеон сын Гамлиэла однажды увидел с возвышения на Храмовой горе женщину-язычницу необычайной красоты. Он восславил Создателя словами: «Как многочисленны произведения Твои, о Боже!» (Псалмы, 104(3):24). То есть, видя произведение Божественного искусства, он восхищался и славил Бога за Его дивные творения, невзирая на тот факт, что это была идолопоклонница (В. Талмуд, Авода-Зара, 20а).

— Это кто, тот Гамалиил, который упоминается в Деяниях Апостолов как «уважаемый всем народом»?

— Нет, это его сын, который также был избран главой Верховного Синедриона. Кроме того, даже о злодеях египтянах, утонувших в море Чермном, печется Творец: «Сказал рабби Йоханан: «Всевышний... не радуется падению злодеев... Возжелали ангелы произнести славословие, сказал им Всевышний: «Произведения Рук Моих тонут в море, а вы хотите произнести славословие?» (В. Талмуд, Мегила, 11а). В связи с этим и в нашей литургии хвалебное Славословие (Галель) читается только в первый день Пасхи, а в седьмой день, когда происходило чудо рассечения Чермного моря — величайшее чудо в истории, — мы не читаем полного Славословия, ибо в этот день Создатель печалился о тварях Своих. Это единственный праздник, когда мы так делаем.

— Не понимаю: в прошлый раз Вы мне говорили, что египтяне — змии.
— Верно, но змеи тоже Божьи твари, и о них также печется Создатель. В каждом творении заложена Божественная искра, и нет ничего такого, что не имело бы своего смысла существования. Кроме того, в Торе ведь сказано: «Не гнушайся египтянином, ибо пришельцем ты был в земле его» (Второз. 23:8). Но это уже другие египтяне, «змии» все потонули в Чермном море.

Теперь перейдем ко второму и третьему из Ваших вопросов. Магарал из Праги пишет (Нецах Исраэль, гл. 14), что Израиль, который получил Тору на Синае, подвергся влиянию большей духовности, чем другие народы, которые остались более заземленными, чем евреи. В качестве иллюстрации он приводит следующие примеры. Из четырех известных стихий (земля, вода, воздух и огонь) первая (земля) наиболее «материальна», четвертая «огонь» является наиболее «духовной», и в то же время наиболее разрушительной стихией, наименее контролируемой. Известно, что в Писании говорится, что Израиль «жестоковыйный народ». Это отрицательное определение. Однако, именно из-за этой «одухотворенности» Израиля, они, наподобие огня, не поддаются влиянию, или увещеваниям пророка. В мидраше Мехильта (гл. Бо) говорится, что пророк Иона очень быстро повлиял на жителей Ниневии, и они отвратились от своих нечестивых путей, но если бы такое же пророчество было направлено на евреев, оно бы не возымело такого действия. В Талмуде (Беца 25б) говорится, что без Торы евреи «самые дерзкие, самые отважные из народов, но Тора их укрощает». Это опять-таки связано с одухотворенностью.

(Тут я вспомнила про «пассионарность», но решила не вводить это понятие в дискуссию).

— Но здесь Вы утверждаете примерно то, что утверждают антисемиты: что евреи стремятся к захвату мирового господства. Кроме того, о неуправляемости евреев я как-то слышала анекдот. Премьер Израиля Голда Меир в ответ на какую-то просьбу Р. Никсона, которую она не могла выполнить, ответила: «Г-н Президент! Вы у себя в стране один президент и вся страна Вас слушает. У меня же два миллиона премьер-министров!» Но, простите, разве такие утверждения не пахнут национальным шовинизмом?

Он пристально посмотрел на меня и ответил вопросом на вопрос:

— Вы, кажется, выросли в христианстве?

Я не люблю, когда вместо доказательства используется argumentum ad hominem. Но он знал ответ на свой вопрос.

— Помните ли Вы, что Иисус как-то сравнивал себя с пророком Ионой, с Соломоном?

— Ну да, Он говорил, что Он «больше Ионы, больше Соломона» (Мф 12:41-42). Ну, Вы-то в это не верите, но Он считал Себя пророком и Мессией, вот Он и говорил так.

— Значит, Вы согласны, что когда у человека (или народа) есть миссия от Бога, он не должен «скромничать», стесняться этой миссии?

— Н...нет. Но разве это не приводит к ощущению гордости, превосходства?

— О Моисее сказано, что он был скромнейшим («кротчайшим») из всех людей на земле (Числа, 12:3). Это он, между прочим, сам записал под диктовку от Бога. Но как, по-Вашему, он мог быть скромнейшим из людей, если он осознавал, что на его долю выпала величайшая миссия в истории человечества быть величайшим из пророков, законодателем Божьим?

— Не знаю.

— Моисей осознавал, что эта миссия была ему дана свыше, и вовсе не является его собственным достижением. Если бы был избран кто-нибудь другой вместо него, тот справился бы с этой миссией не хуже, а может быть даже лучше. Так считал Моисей ввиду своей скромности. Точно так же, избранность Израиля не воспринимается религиозными людьми, как собственная заслуга: «...Тебя избрал... Бог твой, чтобы ты был... Его народом из всех народов... на земле. Не потому, что вы... многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» (Второз. 7:6-8). Наоборот, Вы обнаружите, что евреи, наиболее далекие от своей религии, как раз-то и пренебрегают «избранностью», и говорят «мы, как все народы».
Вот эта «одухотворенность», которая была им сообщена свыше, и влияет на евреев таким образом, что, когда они не реализуют возложенной на них миссии, они не могут найти удовлетворения в земной жизни. Им всегда чего-то не хватает. Вот почему мы видим евреев, лидирующих в самых различных сферах «земного» существования: в науке, искусстве, литературе, бизнесе, философии, в революционных движениях, и даже в чужих религиях.

Однако, миф об организованном, планируемом захвате мирового господства, — это выдумки. Никакого «плана» у оторвавшихся от исполнения Божьей миссии евреев нет. А у трансцендентного «Адама» никаких планов на мировое господство земным миром также нет. А то, что говорят пророки, типа «...будут цари воспитателями твоими, и царицы... кормилицами твоими», то это произойдет потому, что «так говорит Бог Всемогущий: вот, Я подниму руку Мою к народам...» То есть, народы сами обратятся к Богу и к Израилю, с любовью вместо ненависти, и царицы будут считать за честь нянчить детей, «и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (Исайя, 49:22-23), т. е. они принесут затерявшихся среди них евреев и возвратят их своему народу.

Кроме того, и это не менее важно: еврейство – это не закрытая для посторонних каста. Всякий человек из народов, который жаждет присоединиться к избранному народу, может это сделать, и мы не имеем права закрывать перед ним дверь. Маймонид пишет прозелиту Овадии: «Мы, евреи, происходим от Авраама, Исаака, Иакова. Ты же был принят Самим Всемогущим».

— Рабби, Вы считаете, что я могу Ваши идеи свободно изложить на православном форуме?

— I trust your judgment. Вы достаточно хорошо подготовлены и достаточно хорошо знаете своих соотечественников, и знаете, что и как надо сказать. А мне будет интересно почитать то, что Вы напишете.

**********************************

Возвращаясь домой я «усваивала» полученный урок. Меня теперь вполне устраивал образ «собаки» в ее последней ипостаси: существа с неспокойным, голодным и ищущим сердцем. Внутренне я сравнивала себя с той ханаанеянкой, которая, будучи названа «собакой», опустилась на колени перед «Сыном Давида», и просила хотя бы крохи со стола. Не от хорошей жизни она это делала. Я же теперь была готова склонить голову («научное мышление») перед Высшей Мудростью, которую постичь не умом, а только Верой. В голове стоял жар: похоже, что левое мое полушарие вступило в единоборство с правым, и все шарики и подшипники страшно разогрелись. Из глаз текли слезы, а бумажные салфетки уже кончились. Это были не то слезы обиды, не то слезы счастья. Похоже даже, что это была вода, охлаждавшая мой мозговой процессор. В этом мире Высшей Мудрости каждой Божьей твари уготовано свое место. Красота женщины – это не происки диавола, и не результат слепой и хаотичной эволюции, выживания приспособленных в борьбе за существование. Это одно из дивных творений Божьих, и еще более дивным является способность человека распознавать и восхищаться каждой частицей Божьего Мироздания, и лицезреть Бога в Его творениях. Одному лишь чистому разуму этого не понять, это нужно увидеть.

Что касается моих соотечественников-антисемитов, то я тоже кое-что поняла: это не ненависть, а любовь с минусом. Они не способны относиться к евреям равнодушно, так же, как любовники друг к другу: либо большая любовь, либо большая ненависть. От фараона до Наполеона, кто только не занимался еврейским вопросом? Гитлер и Сталин, Карл Маркс и Николай Бердяев, библейский Аман и Кураевский форум. Старик Исаевич на старости лет не нашел более подходящей темы, чем «200 лет вместе». Надо подвести итог «супружеской жизни». Русский народ-Богоносец не может остаться равнодушным к Богоизбранному народу. C’est la vie.

Лариса Савельева
Февраль 2003. Лос-Анжелес, Солнечная Калифорния
"

О прошедшей дискуссии можно почитать на форуме А.Кураева
Laplandian
Цитата
"Побродила по форуму, обнаружила цитату со ссылкой на Талмуд с указанием трактата и страницы: "Только евреи — люди. Неевреи [Gentiles] же - скот" (Baba Mezia 114a-114b).
«Надежность цитаты гарантирована 100%».


Бава-Мецие, 114b: раби Шимен учил: могилы идолопоклонников не оскверняют, как написано (Ехезкл, 34:31): А вы - скот Мой, скот пастбища Моего, Одом (Адам) вы. Вы называетесь Адам, а поклоняющиеся звездам не называются Адам.

Таким хитрым образом р.Шимэн доказывает, что во фразе: человек (Одом), если умрет в шатре, имеются в виду именно евреи.

Тоже самое приводится в Евомэс, 61а, и именно там это разбирается и комментируется, поэтому основной ссылкой следует считать именно это место. Причем исследователи мнения р.Шимэна нашли только 2 места в Танахе, где слово Одом в смысле "человек" относится явно к неевреям, причем в обоих случаях в весьма необычном контексте! В библейском языке конкурируют 4 синонима для слова человек: Иш (основной и буквальный синоним), энойш, гэвэр и Одом. Последнее слово наиболее странно, так-как вообще-то является именем нарицательным, обычно не принимает определенный артикль и не имеет множественного числа. То-есть, евреи почему-то упорно называются Адамом, хотя это не основной синоним для обозначения человека.

Раше комментирует по-суровому: относительно животных идолопоклонники - Адам, но относительно иудеев - нет. В том, что они считаются людьми, он не сомневается, однако не считает их достойными имени Адама.

Тойсфэс (второй основной комментарий) приводит фразу из Талмуда: Язычник, изучающий Тору, подобен первосвященнику в Иерусалимском Храме, входящему в Святая Святых, как написано: (заповеди) которые сделает человек (hоОдом). Отсюда видно, что слово это относится и к неевреям, причем определенных неевреев Талмуд ставит аж на духовный уровень первосвященника. Ага, делает вывод Тойсфэс: когда слово Одом принимает определенный артикль, оно превращается в существительное и означает человека, но когда оно остается именем Адам, оно является специфическим титулом евреев. И еще говорит Тойсфэс, что бнэй Одом (сыновья Адама) - универсальный термин.

Тут оказывается еще одна интересная деталь: в Талмуде есть как минимум одно место, где неевреи называются Одом безо всяких артиклей - в Пиркей Овэс, 3:14: Любим (Б-гу) человек (Одом), ибо он сотворен по (Его) образу; особая любовь была проявлена ему в том, что в самом Писании написано: ибо по образу Б-га сотворил человека (а тут hоОдом - с артиклем!). На что еще один классический комментарий, Тойсфэс Йомтэв, объясняет, что имя Одом может относиться к любому человеку, а высказывание р.Шимэна относится только к законам ритуальной чистоты.

Можно привести еще примеры комментариев, но из того, что я привел, ясно видно, что речь идет не о обзывании кого-либо животным, но о специфических лингвистических парадоксах Танаха, в крайнем случае - о существования особого, выделенного наименования человека, которого удостоились лишь евреи. Вообще, 5 синонимов для человека, включая "Адама с артиклем" - само по себе поразительный феномен!

Теперь вернемся к самой фразе из Талмуда. Любой духовно чуткий человек несомненно заметит ее эзотеричность, если вдуматься: евреи называются скотом, поэтому именно они - Адам, откуда следует, что труп нееврея ритуально чист, а еврея - нечист! Логика тут явно неземная.

р.Шимэн бар Йойхой был великим мистиком и его слова редко можно понять на уровне физической вселенной. Не вдаваясь в подробности, попробую объяснить попроще. Все души людей являются осколками одной души - Адама. Ева - это аспект той же души Адама до разделения на половинки. Души иудеев, по крайней мере потенциально, являются как бы уменьшенной "голограммой" Адама; души идолопоклонников являются осколками души Адама, упавшими в оболочки тьмы и поэтому они не во всяком аспекте являются полноценными микрокосмами (но это исправимо); души неевреев-неидолопоклонников принадлежат к "светлой оболочке", такая же душа, из "светлой оболочки", присутствует в евреях, а "внутренний Адам" проявляется лишь при исполнении заповедей. Души неверующих евреев захвачены темными оболочками, поэтому с практической точки зрения неотличимы от душ идолопоклонников. Праведный нееврей может очистить свою светлую оболочку и подняться на уровень святости, а еврей для этого вынужден пройти как бы "шизофреническую" стадию борьбы между двумя душами! Кстати, каждому синониму слова "человек" соответствует определенный тип микрокосма. Отсюда не следует, что даже темные души идолопоклонников не имеют определенных преимуществ по сравнению с евреями. В них есть особые искры мира Хаоса (Тойhу), которые выше душ евреев и которые необходимо извлечь и очистить. Как я уже говорил, Каббала и хасидизм требует всех любить, и идолопоклонников - тоже. Задача мистика - наблюдать за происходящим в мире и исправлять, а не ненавидеть. Все души, даже самые черные и смертные, не распадаются начисто: их элементы перевоплощаются в новые души, пока не будет восстановлен Адам (эго, индивидуальность и различие воспринимаемого, воспринимающего и восприятия - на самом деле лишь помехи, но об этом - особый разговор). Есть два (на самом деле - больше) духовных уровня, называемых Одом. Из одного из них происходят души неевреев, из другого (формально более тонкого, но все относительно) - души евреев. Таким образом, есть как бы два микрокосма-Адама с разными функциями, соответствующими двум состояниям сознания и восприятия реальности. В результате эти уровни соединятся.

Тут мы подходим вплотную к книге Тания. Как и всякую эзотерическую книгу, ее опасно понимать плоско и буквально, тем более делать из нее ложные этические выводы. В первой главе речь не идет о неевреях, но об идолопоклонниках. Кстати, абсолютно злых и темных людей не бывает, т.к. всегда есть какие-то искры добра и вообще зло - иллюзия. Тот же автор, в другой своей книге - Сидэр аРав, раздел Шар-аМацэс, объясняет, что души праведных неевреев - светлы, подобны ангелам и способны воспринимать духовные уровни мира Асие. Кстати, вопрос: могут ли неевреи, не переходя в иудаизм, постичь более высокие уровни? В принципе, тоже могут, есть как минимум два способа. Тоже самое (о том, что в Тании речь идет лишь о темных идолопоклонниках) писал один из важнейших учеников автора этой книги, реб Илэл Паричер (см.Ликутэй Биюрим, 47b). Это написано, кстати, и в английском издании Lessons in Tania (том 1, стр. 46). К сожалению, в России хабадники вообще мало что читают из Алтэр рэбэ, кроме Тании, и нормальных преподавателей не хватает, зато хватает шовинистов и придурков, поэтому - увы - многие воспринимают это место неверно, я уже не один раз с этим сталкивался. А неправильное понимание неприятно прежде всего теми разрушительными искажениями, которые вносятся в миры восприятия изучающих эту книгу.

Кстати, сами евреи делятся на "семя скотины" и "семя человека", причем почти все, кроме самых крутых цадиков - "семя скотины". Это - тоже из автора Тании. Участники форума Кураева могут смело вырвать эту фразу из контекста и заявить, что автор Тании держал почти всех евреев за скотское семя. Каббалистическая терминология не всегда звучит тепло, пушисто и ласково, так-как ее основная цель - вырвать душу из рамок обыденных представлений, а не этике научить. Для этики существуют другие сочинения, с другой терминологией.
Ирена
Огромное спасибо, Лапландец! shy2.gif' />
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.