Антисемитизм как он есть. Шели Шрайман


Вместо предисловия


Признаемся, мы долго колебались, следует ли начать наше расследование с мерзкого письма, полуенного редакцией, автор которого явно рассчитывал на нашу возмущенную реакцию. Затем мы посчитали, что если уже это письмо написано и отправлено в редакцию, то, вероятно, отражает настроения определенной части тех, кто живет с нами рядом. Единственное, что нас порадовало, -автор, хоть и не спрятался за унифицированным шрифтом печатного устройства, написав письмо от руки, все же не осмелился под посланием своим подписаться. Надо ли объяснять - почему? Слава Б-гу, мы живем в еврейском государстве. Письмо написано неким агрессивным, недоброжелательным к евреям "Иваном", утверждающим, что "неевреев скоро станет больше, чем евреев" и если к первым будут в стране дурно относиться, то они непременно объединятся с арабами и покажут сионистам, "где раки зимуют". Далее экзальтированный автор перечисляет способы нелегального въезда в Израиль и отмечает, что партии, считающие неевреев своим электоратом, "перегрызут за них глотку и не позволят изменить Закон о возвращении"; да и сами евреи нуждаются в тех, кто напомнит иоб их "жидовском происхождении"...read more...

Письмо, как говорят, позвало в дорогу; по дороге мы выяснили, что у "Ивана-антисемита" имеются в Израиле единомышленники.

"Если в Израиле вас обозвали жидом, позвоните по телефону..."


Наткнувшись на это газетное объявление, мы сочли его криком души. Однако на деле все оказалось сложнее. Итак, "если в Израиле вас обозвали жидом или вы столкнулись с антисемитизмом в любой форме, позвоните по телефону...". Мы, редакция газеты "Вести", столкнулись с антисемитизмом в форме анонимного письма, а потому имели все основания связаться с указанным в газете абонентом. Им оказался 34-летний Залман Гиличенский, репатриировавшийся 11 лет назад. Долгое время телефон был занят - как оказалось, Залман давал интервью американскому радио в прямом эфире. Наконец мы пробиваемся со своим вопросом:

- Залман, у вас был личный мотив опубликовать объявление такого содержания в газете?

- Личного мотива у меня не было, но к самой теме я неравнодушен много лет, ибо столкнулся с ней еще в конце 80-х, когда стал свидетелем индустрии подделок. Я увидел в газете несколько объявлений, где между предложением о продаже водительских прав и помощи эмигрировать в Канаду говорилось что-то невнятное о возможности легализации в Израиле. Мне это показалось странным, я позвонил, представился неевреем... Как я и предполагал, речь шла о подделке. Причем в разных конторах предлагали разные способы подделок еврейства. В одной конторе, например, обучали, как себя вести и что говорить в министерстве внутренних дел, подтверждая свое мнимое еврейское происхождение, в другой уверяли, что имеют доступ к компьютеру МВД и способны внести поправку в графу "национальность" - небескорыстно, разумеется. Стоили подобные услуги от двух до пяти тысяч долларов. Причем фирмы "гарантировали" стопроцентный успех!

Живя в Израиле, я иногда выезжаю в СНГ - работаю в еврейских школах в разных городах и наблюдаю за происходящим там, - продолжает Залман. - Я встречался там с руководителями еврейских общин, и все они говорили, что выезд неевреев становится слишком серьезной проблемой, которую официальный Израиль, похоже, игнорирует, они говорили о том, что немало неевреев прибывают в Израиль в рамках молодежных программ, да и сами посланники Сохнута часто не являются евреями. Но главное, в странах СНГ сложилось чуть ли не всеобщее убеждение, что человек может получить израильское гражданство, заплатив нужную сумму. И известны адреса, где можно заплатить. Я сохранил рекламное приложение к газете "Известия", где напечатано объявление следующего содержания: "Легальная эмиграция в Израиль - национальность значения не имеет". Я позвонил туда по московскому телефону. Сказал, что их объявление меня заинтересовало. Мне ответили, что фирма сотрудничает с адвокатской конторой в Тель-Авиве, которая посредством фиктивного брака может решить вопрос о гражданстве. Они просили за услугу 11 тысяч долларов, оговаривая, что в сумму включена стоимость авиабилета до Израиля, и обещая стопроцентный успех. При подписании договора фирма требовала от клиента задаток, составляющий половину всей суммы. Я спросил: "Почему вы мне должны искать невесту там, в Израиле, когда ее можно найти здесь?" На это мне цинично ответили, что "средства передвижения" в СНГ кончились - все евреи уже давно выехали. В общем, из всего увиденного и услышанного я сделал вывод, что в странах СНГ и в Израиле процветает индустрия "подделок" и неевреи проникают сюда уже не тропинками, а по широчайшей трассе. И я наблюдаю это в течение многих лет.

- Что вынудило вас начать очередное частное расследование? - спрашиваем мы Залмана.

- То, что в русскоязычной и ивритской прессе стали появляться сообщения об антисемитизме в Израиле. Я храню все эти вырезки, и моя коллекция все разрастается. В одной из публикаций говорится об антисемитских надписях на стенах домов в Ашкелоне, в другой - о свастиках и славословиях в адрес Гитлера на стене кинотеатра в Нетании, в третьей - об осквернении синагоги в Бней-Браке, в связи с чем были задержаны подростки -неевреи по Галахе, репатриировавшиеся в Израиль согласно Закону о возвращении. Кстати, с подборкой этих фактов я обратился к министру по связям с диаспорой раввину Михаэлю Малкиору, отправив ему следующее письмо: "Господин министр, я разделяю вашу озабоченность в связи с недавними антисемитскими акциями в США. Но вот уже долгое время израильская пресса сообщает о чудовищном явлении - антисемитизме в отношении репатриантов-евреев со стороны части неевреев, прибывших вместе с ними из стран СНГ. Об этом мы узнаем из сообщений радио на русском языке и из рассказов, наших близких. Таким образом, можно уверенно констатировать - Израиль перестал быть убежищем от антисемитизма. Как известно, в течение последних лет в Израиль прибыли десятки тысяч неевреев. Часть из них оказалась здесь в соответствии с Законом о возвращении, а часть проникла в обход последнего. Таким образом, была подготовлена почва для взращивания антисемитизма израильского образца (пока в основном в отношении репатриантов-евреев). Те самые евреи, которые после многолетних преследований попытались найти убежище в Израиле, третируются антисемитами из стран их исхода. Следует заметить, что страдают в первую очередь самые беззащитные. Это пожилые люди, не владеющие ивритом и плохо ориентирующиеся в окружающей их новой действительности. Таких антисемиты не опасаются. Господин министр, мне не понятно, почему наше руководство волнует исключительно антисемитизм в диаспоре, а проявления антисемитизма в Израиле остаются без внимания. Думается, вам, господин министр, хорошо известно, что в европейских странах антисемитизм преследуется законом. Например, французский правый деятель Ле Пен неоднократно привлекался к судебной ответственности только за то, что позволял себе высказывания типа: "Катастрофа была лишь эпизодом в истории Европы" или: "Я не обязан любить евреев". В то время как у нас все попытки найти управу на антисемитов при помощи израильской полиции наталкивались на отказ, мотивируемый тем, что антисемитизм в Израиле не запрещен законом..."

- Залман, вы получили ответ на свое письмо?

- Да, и довольно скоро. Правда, ответил мне не сам министр, а - от его имени - Авиад Фридман. Ответ был следующим: "Ваше обращение было встречено со вниманием. По мнению министра, решить проблему можно, расширяя систему еврейского воспитания для новых репатриантов в Израиле, а также в СНГ - до момента их репатриации в страну. И все это - посредством изучения основ иудаизма, в духе открытости и умеренности, то есть таким образом, чтобы привить репатриантам - неевреям по Галахе симпатию к еврейской традиции и предотвратить явление, описанное вами в письме". Ну что мне сказать на это? Спасибо министру, что ответ поступил незамедлительно. Жаль только, что министр никак не отреагировал на наши конкретные вопросы. Вместо того, чтобы защитить пострадавших, обманутых людей, которым обещали спасение от антисемитизма в Израиле, господин Малкиор предлагает заняться воспитанием их преследователей. Я бы не удивился, получив такой ответ в обкоме партии эпохи застоя - при обращении с жалобой на антисемитизм, Только там фраза "в духе еврейской традиции" была бы заменена фразой "в духе традиций интернационализма". А может быть, кому-то выгодно, чтобы антисемитизм в Израиле существовал? Ведь тогда можно будет создавать программы по воспитанию или перевоспитанию юдофобов, получая на это бюджетные ассигнования и всевозможные пожертвования, - предполагает Залман. - Я посылал свои запросу не только господину Малкиору, но и в другие министерства, от которых ответа так и не получил. Кстати, в короткий период между моим обращением к министру и его ответом в прессе появились сообщения о новых антисемитских выходках. И тогда я решил начать небольшое частное расследование, опубликовав на свои деньги объявление в газете. Мне хотелось понять, каковы истинные масштабы этого явления - антисемитизма в Израиле.

- И много было звонков?

- Гораздо больше, чем ожидал. Больше сотни. Звонят каждый день. Всех звонивших я условно разделил на три категории. Первая - супруги неевреев, утверждающие, что мужья или жены воспользовались ими в качестве "средства передвижения", а теперь оскорбляют и издеваются. Некоторые из них подавали жалобу в полицию. Вторая категория - самая многочисленная - люди, пострадавшие от антисемитизма на работе, на улице и не знакомые с теми, кто их оскорбил. Эту группу составляют преимущественно пожилые люди, пенсионеры. Третья, малочисленная категория - по всей вероятности, неевреи. Они зондировали почву, интересовались, с какой целью я опубликовал свое объявление и что намерен предпринять в дальнейшем.

- А что вы действительно собираетесь предпринять?

- Я затевал свое расследование с целью сбора информации, но затем у меня появились мысли о том, что, может быть, стоит объединить всех пострадавших от антисемитизма (они, кстати, поддерживают эту идею) и добиваться введения в Израиле закона, защищающего его граждан от юдофобии. А еще я подумал о целесообразности создания службы психологической помощи пострадавшим от антисемитизма. Потому что у людей, особенно пожилых, после того, как они с этим столкнутся, буквально почва уходит из-под ног. Например, мне позвонила женщина из Ашдода, которую оскорбил сотрудник по работе, нееврей. Она обратилась к своему руководству и в полицию, но нигде не встретила ни сочувствия, ни поддержки. Женщина пережила настоящий шок - она не выходила из дома в течение нескольких дней. Из Нетании позвонили родственники одной репатриантки, которая работает в доме престарелых, где большинство персонала -неевреи, с утра до вечера проклинающие Израиль и евреев. Уйти она оттуда не может - некуда, но и терпеть постоянные оскорбления нет сил. Жительница поселения рассказала мне о том, что с ней по соседству живет много нееврейских семей и глава одной из них часто повторяет фразу: "Жаль, что газовые камеры не работали по субботам". Взрослые переживают подобное тяжело, а что уж говорить о детях! Я разговаривал с женщиной из Кирьят-Гата, сын которой учится в классе, где, кроме него, нет ни одного ученика из чисто еврейских семей. Эти дети, по-видимому, не считают себя евреями. После того, как реями. После того, как мальчик отказался кому-то из них дать деньги, они стали обзывать его жидом и совершенно затерроризировали. Дело дошло до того, что подросток заявил родителям: "Я не хочу быть евреем". Они обратились к школьной администрации, но та ничем не смогла помочь, и мальчика пришлось перевести в другую школу. Понимаете, когда подобное происходит в Питере, где дома испохаблены антисемитскими надписями, это одно, но в Израиле?..

«Они повторяют то, что слышат в своих семьях...


- Они повторяют то, что слышат в своих семьях, - говорит нам Инна С. (имя изменено), учительница из Беэр-Шевы, обратившаяся к нам в редакцию по "открытой линии". - Впервые я столкнулась с этим явлением лет пять назад. У меня в классе 32 ученика, и только двое - из чисто еврейских семей. Когда я завожу разговор о еврейской истории, класс, начинает хихикать, а эти двое стыдливо прячут головы, как они делали и в России, когда речь заходила о евреях. Мои нееврейские ученики открыто пользуются антисемитски ми штампами. Когда я пять лет назад поделилась своими переживаниями с израильскими коллегами, они меня не поняли, посчитав, что я преувеличиваю; по их словам, Израиль и не такое переваривал. Cейчас, когда в страну прибыло так много нееврейских семей, учителя-израильтяне тоже начинают это отмечать. Самое же страшное то, что антисемитизмом заражаются и еврейские дети - в своих неудачах они обвиняют Израиль. И еще один нюанс: если младшие механически повторяют то, что слышат в семьях, то антисемитизм старшеклассников не столь бездумен - это вполне сознательные люди. Они прикрываются демократией, отстаивая свое право говорить все, что им хочется. При этом некоторые из них прекрасно устраиваются, продолжая ненавидеть евреев. Ничем, казалось бы, не отличаясь от израильтян, внутри себя они - настоящие черносотенцы. На мой взгляд, замалчивать это нельзя - напротив, говорить об этом нужно прямо, открыто. Я из Белоруссии, где убили всех моих родных, и антисемитов чувствую кожей, я узнаю их циничный взгляд, эта ухмылка мне хорошо знакома. Сейчас повсюду кричат, что Израиль - демократическая страна и нельзя притеснять неевреев. А кто защитит евреев? Почему они в своей стране должны гнуть головы? Это поистине наболевшая тема...

"Вы найдете их по отборному мату..."


Мы спросили у Фаины Родин, тель-авивского инструктора из "Кидум ноар», организации, опекающей трудных подростков, приходилось ли ей сталкиваться с антисемитизмом в подростковой среде. Фаина ответила утвердительно и даже назвала нам места, где тусуются подобные компании.

- Вы найдете их по отборному мату, - сказала она. - Но в одиночку общаться с ними не советую, могут быть неприятности. Эти подростки очень недоверчивы; они не идут на контакт, рассчитывают только на себя и самоутверждаются с помощью силы. Сначала я думала, что речь идет о единичных случаях, но потом поняла - мы имеем дело с явлением. То же самое говорили мне и другие инструкторы, столкнувшиеся с подобным в городах, где преобладает "русское" население. Какова подоплека всего этого? Приведу пример. В Израиль репатриируются семьи, нееврейская часть которых осталась в стране исхода. Переживая естественные трудности репатриации, подростки начинают идеализировать свое прошлое. У них возникает неприятие Израиля и всего израильского, они не хотят учить иврит, входить в здешнее общество. И они быстро находят себе подобных. Мы пытаемся вырвать подростков из тусовки, которая воздвигает между ними и Израилем непреодолимый барьер. Одному мальчику я нашла работу, и постепенно он оторвался от прежней компании. Я считаю, что мы ни в коем случае не должны опускать руки и говорить - "алия закончилась". Она продолжается и влечет за собой массу специфических проблем, требующих особого внимания.

Свастика на стене синагоги


По вечерам в Афуле, Рош ха-Аине, Нацерете, Яффо или же любом другом поселении с высокой репатриантской концентрацией собираются подростковые компании, говорящие исключительно на русском. Подростки, демонстративно носящие кресты, привлекают внимание прохожих криками: «Смерть евреям!»; некоторые изображают свастику на стенах ближайшей синагоги. Местные жильцы, правило, вызывают полицию, задерживающую шалунов на ночь и иногда открывающуюна них дела, подростковые выходки, впрочем, отнюдь не свидетельствуют о появлении в Израиле неонацистского движения; но таким вот примитивным образом подростки из СНГ, в чьих паспортах указано нееврейское происхождение, пытаются отомстить обществу.

Вопрос о том, каковы психологические корни этого явления, мы адресуем психологу Вадиму Ротенбергу, научному руководителю психологического и молодежного проектов Сионистского форума.

- Практически все, кто оказался в эмигрантской ситуации, испытывают более менее выраженное состояние стресса, - говорит Ротенберг. - Если репатриант ощущает себя евреем, то этот стресс не оборачивается враждебностью и протестом по отношению к окружающим (а окружают его евреи) - ведь это означало протест против самого себя. Если же репатриант психологически не отождествляет себя с евреями и никогда раньше не отождествлял да и отправлялся в Израиль без ощущения, что едет в собственную (хотя бы потенциально) страну, то в тех, кто его окружает, он видит виновников своего бедственного положения. Не забывайте также, что люди приехали из страны, в которой антисемитские установки были достаточно частыми и вполне выраженными. Если некий господин в России никогда не считал себя евреем, то что ему мешало отождествлять себя с этими установками, возможно, популярными в тех кругах, где он вращался? В Израиле же эти установки множатся на естественные трудности, которые переживают те, кто оказался в новом окружении. Чаще всего, кстати, в подобной ситуации оказываются подростки, ставшие аутсайдерами, не выдержавшие предъявляемых в школе требований и попавшие в определенные группы (я имею в виду группы подростков с отклоняющимся поведением). В этих условиях самый простой и легкий выход - это агрессия по отношению к окружающим, которые кажутся "чужими" тем, у кого отсутствует еврейская самоидентификация.

То же самое, впрочем, относится и к взрослым, - продолжает Вадим Ротенберг. - Их антисемитские воззрения, как правило, в большей степени укоренены, но зато и более контролируемы, и потому они отнюдь не всегда и не везде будут подобные вещи высказывать. Подростки же меньше контролируют свое поведение, и потому все, что они думают, достаточно быстро выходит наружу.

На мой взгляд, эта ситуация требует весьма решительных ответных действий, - убежден Вадим Ротенберг. - Ведь проблема не столько в названных подростках, сколько в том, что их еврейские сверстники внезапно попадают в Израиле в атмосферу активного и открытого антисемитизма. Я уверен, что в отношении тех новоприбывших, кто открыто выражает антисемитские позиции, никакая воспитательная работа уже не поможет, - ведь речь идет о глубоко усвоенных установках, которые стресс лишь спровоцировал и выявил. Соответственно я полагаю, что новые репатрианты, выражающие антисемитские взгляды, - кандидаты на лишение гражданства.

Психолог Вадим Ротенберг занимает крайние позиции; мы же, дабы смягчить его интонацию, отметим, что речь идет не только о взрослых, но и о детях, чьи позиция в будущем, вероятно, изменится. К тому же детский антисемитизм есть ответная реакция на отношение общества, которое принимает не лучшим образом не только неевреев, но также и "марокканцев", "эфиопов" и т. д. Но если общество их отторгает, то как им, собственно, реагировать? Речь идет, таким образом, о вопросе социальном, а не воспитательно-терапевтическом, и именно с этой точки зрения его рассматривает министерство просвещея. Министерская пресс-служба сообщает нам, что проблема эта является общей для обеих сторон - как для общества, принимающего репатриантов, так и для тех, кто им принят.

Министерство, как нам сказали, уже не один год занимается ращением школьников в духе терпимости; а нынешний год и вовсе проходит под девизом "всеобщего равенства" (отметим от себя, что министерство на этот счет заблуждается, ведь равенства нет и в природе). Мы задаем министерской пресс-службе вопрос о том, не являются ли факты антисемитизма дополнительным свидетельством в пользу изменения Закона о возвращении, чья нынешняя версия позволяет репатриироваться даже и весьма отдаленным еврейским родственникам. О нет, отвечают нам, эти факты никак не говорят о том, что Закон подлежит изменению.

"Мы должны принимать всех, кто приезжает в Израиль по собственному выбору, согласно Закону о возвращении, - сообщает пресс-служба министерства просвещения. - Мы не можем допустить раскола семей".

Дабы несколько сгладить ситуацию с неевреями, министр просвещения Йоси Сарид пару недель назад дал указание на равных оказывать помощь всем учащимся, независимо от их происхождения, - даже и детям иностранных рабочих (имеется в виду как финансирование определенных школьных потребностей, так и дополнительные занятия). В недавнем же прошлом такой помощи были лишены, помимо детей иностранцев, также и те, кто.состоял во внучатом родстве с евреями. Выступая перед работниками своегоминистерства, Йоси Сарид заявил, что его не интересует, кем были бабушка или дедушка того или иного ребенка; по словам нынешнего министра, "к каждому следует относиться как к ребенку". Хотя антисемитский вопрос уже обсуждался также и в комиссии кнессета по образованию и культуре, из министерства абсорбции нам сообщили, что не знают о подобных случаях. Пресс-служба призвала нас относиться с осторожностью к такой сомнительной информации и тщательно ее проверять.

Далее пресс-служба заметила, что от подобных предположений долог путь до Закона о возвращении, изменения которого, как неоднократно заявляла министр абсорбции Юли Тамир, правительство не допустит. Даже исправление некоторых пунктов Закона не меняет, по мнению г-жи Тамир, ситуации, сложившейся в еврейских общинах диаспоры, где в последние десятилетия возросла доля смешанных браков. Министр абсорбции также выразила сожаление, что возможности изменения закона обсуждаются на фоне провокаций раввина Шмуэля Альперта, назвавшего репатриантов из СНГ "пятой колонной".

Комплекс русской неполноценности

Внутреннее расследование министерства образования, опубликованное в августе 1999 года и недавно переданное министру Йоси Сариду, описывает чудовищные сложности, которые приходится преодолевав подросткам, считавшимся в России евреями и переставшим считаться таковыми в Израиле (в связи с галахическими тонкостями).

Здесь они не евреи, и это несмываемое обстоятельство, подчеркиваемое в том числе их жестокими товарищами, примешивается к общим эмиграционным трудностям. (К тому же факт национальной принадлежности скрыть невозможно, даже и министерство просвещения сообщает в школы информацию о репатриантах, делая возле каждого имени пометки "еврей" или "нееврей": Впрочем, пару недель назад министр Йоси Сарид объил о том, что эта практика будет прекращена.)

Ныне в стране от 15 до 30 тысяч молодых людей, значительная часть которых не пойдет в армию из опасения, что в общей душевой им придется демонстрировать необрезанные части тела. Другие же, пережив многочисленные злоключения и унижения, обратятся в ненавистников евреев и, соответственно, еврейского государства.

Посвященное этой группе расследование министерства образования, отметим, было проведено после того, как инструкторы, работавшие с русскоязычными подростками, обратили внимание на следующую обратно пропорциональную зависимость - чем меньше подростков, записанных евреями, тем выше подростковая преступность.

Проведенное доктором Иланом Шемешом расследование подкрепило эти подозрения. Так, в начале 1990-х годов только 12 процентов подростков были заисаны неевреями, а в последние годы их число выросло до 35 процентов. Параллельно удвоилось число случаев насилия, употребления алкоголя и наркотив (так, если в 1991 году отмечались только 18 процентов случаев насилия среди подростков, то в 1997-м - 43 процента. Количество же подростков из СНГ, на которых были заведены дела в полиии, увеличилось с 13,6 процента в 1991 году до 22,5 процента в 1995-м).

Согласно исследованию, которому подверглись 666 репатриантов-нееврев, особенно страдают из-за своей некошерности девушки - 29 процентов из них ведут едва ли не уличную жизнь (среди молоых людей таких 19 процентов). Девушек, как правило, отвергают сверстники-евеи, зато нацменьшинства или же криминал активно ими интересуются. Они также становятся жертвами репатриантов неомраченного происхождения, полагающих, что их русские подруги неполноценны: ведь они нееврейки, а следовательно, не защищены.

Многие из тех, кого описывает исследование, высказывались вполне в духе какоо-нибудь "Завтра" под руководством Проханова; некоторые были задержаны в тот момент, когда рисовали свастику на синагогальных стенах. Инструкторы, работающие с такими подростками, отмечали их особую агрессивность и то обстоятельство, что они в лучших антисемитских традициях оскорбляли самих же воспитателей.

Выводы, сделанные исследователями, надо было бы адресовать тем, кто определяет политику и требует удвоить алию, а затем, получив алию удвоенной, нарочь о ней забывает. В исследовании сказано, что надлежит найти государственно-религиозное решение проблемы (не)еврейства репатриантов, наподобие укороченных гиюров, предложенных при репатриации фалашмуры (некоторые раввины, добавим от себя, поступали еще круче, устраивая массовые гиюры для так называемых эфиопских евреев). Отдельные исследователи считают, что если подростков нельзя будет "принять в евреи", их трудности окажутся неразрешимыми.

Между тем Галаха вряд ли подлежит изенению и уж конечно не государственным чиновникам решать, как должен выглядеть гиюр и следует ли ему быть укороченным; даже и правительство не смет диктовать раввинам свои требования относительно самой процедуры и условий ее прохождения. Такие решения могут быть найдены исключительно в самой галахической традиции (другой вопрос, что нежелание или же неспособность ортодоксального истеблишмента найти подобные решения может привести к самым драматическим последствиям - к примеру, в результате может быть пересмотрен весь массив отношений государства с иудаизмом).

Но ведь не превратишь же всех инородцев в евреев, да и вряд ли к этому стоит стремиться; отсюда следует, что проблема упирается не в гиюры, а в Закон о возвращении и в парадоксы государственной иммиграционной политики. Ведь если еврейское государство непригодно для "гойской" жизни и не предусматривает для инородцев официальных браков, кладбищ и уважения при жизни, то не следует вообще допускать их в страну, установив, что право на возвращение присуждается лишь галахическому еврею, и посадив в государственных воротах раввина, отсеивающего "прочие народы" согласно своим критериям. (Хотя можно, естественно, ограничиться и отменой статьи о "внучатом родстве", чтобы немного сократить нееврейский поток.)

Если же инородцу официально позволео въехать в страну, он, по идее, может рассчитывать на доброжелательное отношение при жизни и человеческое захоронение после нее (при том, что еврейский характер государства подразумевает ущемление нееврея). Если же признать Израиль так называемым государством для всех, будь то русские, бедуины или палестинцы, и всем приписать равные права и равные возможности въезда, тогда Израиль, сохранив демократическую окраску, лишится своей еврейской сути.

Шели Шрайман, Ирина Солганик, опубликовано в приложении «Окна» («Вести») в 2000-м году (сразу оговорюсь, что совершенно неприсущая мне резкость оценок и выводов в этой статье появилась в результате редакторских правок).