Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Из архивов истории
Jewniverse Forum > Общий форум > Разговоры обо всем
michael smolyak
История трамвая

1881 120-летие открытия первого в мире электротрамвая (в г. Гросс -Лихтерфельде, Германия). Протяженность его маршрута была всего лишь 4 километра и ходили по нему небольшие вагончики пассажировместимостью 20 человек.

Быстрый рост населения крупных городов в XIX столетии потребовал общественного транспорта, годного для массовых перевозок пассажиров. Таким средством и в Старом и Новом Свете стали конно-железные городские дороги, на Руси называвшиеся "конками". Конка представляла собой облегченный многоместный вагончик, влекомый по рельсовому пути резвой лошадкой. На крыше, а позднее на передней площадке восседал вагоновожатый с кнутом и вожжами в руках.
Все увеличивающийся наплыв пассажиров заставил искать пути увеличения провозной способности конки. В год, когда в России было отменено крепостное право, английские конно-железные дороги обзавелись двухэтажными вагончиками. Вскоре они появились и у нас. Проезд на открытой верхней площадке - империале - стоил дешево, чем привлекал малоимущих и детей.

Нажмите для просмотра прикреплённого файла Самый, самый первый трамвай Сименса. Все бы хорошо, да рельсы были под напряжением и пассажиров часто "пощипывало".

Дальнейшее развитие конки упиралось в тихоходность четвероногих тружеников. Становилось ясным, что решить проблему способен лишь механический двигатель; к этому времени уже существовали хорошо отработанные паросиловые установки, успешно водившие речные и морские суда, железнодорожные составы. Оставалось лишь "ужать" их паровые котлы и поршневые машины до габаритов конки. Однако попытка внедрить паровой трамвай на улицах города, как это сделали в Киеве, оказалась неудачной - сильный шум локомотива, искры и гарь, сыпавшиеся из дымовой трубы, никому не понравились. Несколько лучше дело пошло в Одессе и Москве, где трамвайную сцепку из четырех-пяти вагончиков использовали (1886 г.) для пригородного сообщения. Трамвайные паровые локомотивы были построены на Коломенском заводе. Изюминкой в них было устройство для конденсации и повторного использования отработанного пара, что позволило уменьшить запас возимой с собой воды.
Продолжались поиски и иных, пригодных для города систем трамвая. Одна из них была осуществлена в 1876 г. француз-ским инженером Л. Мекарским. На построенной в Нанте линии курсировал трамвай, приводимый в действие поршневой расширительной машиной.

Нажмите для просмотра прикреплённого файла Паровой трамвай стал даже героем одесской песни "Семь-сорок": "В семь сорок к нам подъедет наш маленький одесский паровоз..."

Запаса воздуха, хранившегося в нескольких баллонах под давлением 30 атм, хватало на пробег туда и обратно по шестикилометровой линии. Несмотря на экологическое благополучие, пневматический трамвай не нашел последователей - никто не желал загромождать жилые кварталы многочисленными компрессорными станциями и терять время на подзарядку баллонов воздухом.
Наконец ключ к решению задачи был найден: после удачных опытов с тележкой-тягачом, оснащенной "новомодным" электромотором, фирма "Сименс" построила электрический моторный вагон для трамвайной линии под Берлином, где регулярное движение началось в 1881 г.

Нажмите для просмотра прикреплённого файла Электрический трамвай системы Спрэга.

Однако успех у публики все же не мог скрыть крупных недостатков первенца. Поскольку подача электроэнергии к вагонам обеспечивалась третьим, контактным, рельсом (ходовые служили "обратным проводом"), в сырую погоду возникали большие утечки тока между токоведущими рельсами; нередко это приводило к коротким замыканиям и перерывам движения. Независимо от погоды немалые потери энергии происходили в сопротивлениях контроллера, которым регулировалась скорость движения. Это просчеты были устранены в трамвае американца Ю. Спрэга. Здесь токосъемник, установленный на крыше, скользил по контактному проводу, подвешенному на опорах высоко над землей. Впервые была применена рекуперация энергии - разогнавшийся и идущий по инерции вагон раскручивал ротор двигателя, переводя его в режим электрогенератора, возвращавшего энергию в контактную сеть.
Важным новшеством стало исполнение электромотора, понижающего редуктора и колесной пары в виде моноблока- тележки. Появившаяся в 1888 г. трамвайная система Спрэга начала стремительно распространяться во всем мире, став прообразом современного трамвая.

Нажмите для просмотра прикреплённого файла Электрический, но без проводов. Ток дают аккумуляторы.

Несмотря на неоспоримые достоинства найденного Спрэгом решения, продолжались поиски и иных вариантов трамвайных систем. Их подогревало стремление обойтись без электрической контактной сети, требующей немалых капиталовложений и загромождавшей улицы опорами и путаницей подвесов и растяжек. Выход виделся в создании для трамвая автономных двигательных установок, более совершенных, нежели ранние паровые. Так в 1899 г. на линиях Петербурга и Москвы появились опытные вагоны, которые использовали электроэнергию, буквально возимую с собой. Ее запас хранился в двухстах аккумуляторных банках, емкостью по 16 Аич каждая. Вес батареи был огромен - около пяти тонн. Но дело дальше экспериментов не пошло.

Нажмите для просмотра прикреплённого файла Тоже электрический без проводов, но ток вырабатывает бензоэлектростанция на борту самого трамвая.

Больше повезло теплоэлектрическому трамваю. У него тяговый электродвигатель получал питание от электрогенератора, вращаемого небольшой дизельной установкой. Несколько трамвайных пар курсировало, к примеру, между Екатеринодаром и станцией Пашковская в течение двух лет, вплоть до Первой мировой войны. Другой разновидностью трамвая, обходящегося без контактной сети, явился бензомоторный вагон с силовой передачей к колесам, аналогичной автомобильной. Как правило, они по всем показателям уступали обычному электрическому трамваю, и лишь в Таллине, в силу особенностей местных условий, широко применялись, начиная с 1921 г., в течение тридцати лет.

Г.Прокопцев
michael smolyak
Коллекция проездных билетов,талонов,купонов и др...

Древние: с начала существования до денежной реформы 1961 года;
Советские: с 1961 до повышения цен в 1991;
Постперестроечные: с 1991 до введения гривны в 1996;
Современные: с 1996.
Другие города выделены в отдельный раздел.

с официального сайта Стефана Мишкевича

michael smolyak
Железнодорожное кольцо (ЖДК) - это попытка собрать воедино все или почти все ресурсы Интернета, относящиеся к железным дорогам и метрополитенам России, СНГ и стран Прибалтики.
Трамваи


Московский трамвай в картинках - Нажмите на картинку или ссылку рядом с ней для просмотра крупным планом.

Маршрут "Аннушка" -

Аннушка, Аннушка, Аннушка-подружка,
Сколько мы с тобою провели минут!
Дорогая Аннушка, ты уже старушка,
С каждым днём короче твой маршрут...



94 года назад (1911) в Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» - трамвая «А»
Первые трамваи появились на московских улицах в 1899 году. С тех далеких пор труженик-трамвай верно служит москвичам. Все началось с электрификации небольшой (3,5 километра) линии конки - так в старину называли конно-железную дорогу, предшественницу трамвая, вагоны которой тянули по рельсам лошади. Первый маршрут «электрической городской железной дороги», как тогда торжественно называли трамвай, проходил от Бутырской заставы (нынешнего Савеловского вокзала) по Нижней и Верхней Масловке. Новый транспорт первопрестольной сразу же полюбился москвичам, началось его бурное развитие. Если в 1905 году, когда закончилось строительство первой очереди, было перевезено лишь два миллиона пассажиров, то уже в 1915 году это число возросло до 382 миллионов, насчитывалось 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Тогда же появились знаменитые «буквенные» маршруты - любимые москвичами «Аннушка», курсировавшая по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной (с декабря 1911 года) и «Букашка» - на всем протяжении Садового кольца (с тех пор Бульварное кольцо москвичи именовали «кольцом А», а Садовое – «кольцом Б»). Троллейбус Б, ныне курсирующий по Садовому, унаследовал свое имя именно от «Букашки». Старожилы помнят также и «Верочку» (маршрут В), которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» - Сокольническое кольцо. Вскоре трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, они проходили даже по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки - Сокольники, Богородское, Воробьевы горы. Имелось семь депо, вагоноремонтный завод (СВАРЗ). В ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Не было ни автобусов, ни тем более троллейбусов и метро, появившегося лишь в 1935-м году. Вначале вагоны трамвая были импортными - в основном бельгийскими, английскими и немецкими. В 1909 году в Москву впервые поступили отечественные вагоны Ф (так называемые «фонарные») производства Коломенского завода. Свое название они получили из-за «светового фонаря» - возвышения крыши вдоль середины салона для освещения. Эти вагоны отличались необыкновенной прочностью и надежностью и прослужили москвичам до 1960 года.

первый трамвай на московских улицах 1900 год
michael smolyak
Первым в дореволюционной России и вторым в мире городом, в котором открылась постоянная трамвайная, линия стал Киев. Случилось это в мае-июне 1892 года.
Как известно, Киев расположен на высоких днепровских берегах. К самому Днепру ведут довольно протяженные спуски. При использовании конной тяги возникали некоторые трудности - на спуске кондуктору приходилось все время тормозить вагон во избежание набега вагона на лошадь, а при подъеме наоборот - к вагону приходилось дополнительно впрягать одну - две "лошадиные силы".
В 1887 году известный в то время инженер Струве предложил Киевской Городской Думе открыть линию "электрической конки". Контракт на строительство электрических линий был подписан в 1889 году, а в 1892 году киевляне первыми в стране получили новый вид транспорта.
НА СНИМКЕ: Киев. Александровский спуск. Конец XIX века



РЕТРО:

Кто помнит трамвайный маршрут "А" - Аннушка, "В" -Верочка или троллейбусный "Б" - Букашка иногда Борька?

Вспомни как всё начиналось.



- АВТОБУСЫ, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
- ТРОЛЛЕЙБУСЫ
- ТРАМВАИ

Жми на картинку для увеличения


Мы благодарим за помощь в создании фотопарка наших интернет - коллег сайт Московский Трамвай, Сайт Московский Троллейбус, Сайт Виктора Чепрасова, а также пресс - службы предприятий изготовителей и любителей общественного транспорта из многих городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

************




Очень интересный сайт с большим колличеством фотографий старых трамваев(ТМ) и троллейбусов(ТБ).

По регионам. В виде таблицы. В столбце "выставки" нажми на "ТМ" или "ТБ" и ты узнаешь о том или ином трамвае и троллейбусе.

Беларусь
Закавказье
Поволжье и Урал
Прибалтика
Сибирь и Дальний Восток
Средняя Азия
Украина
Центр, Запад и Север России
Юг России
Страны Европы


спасибо оф.сайту и его создателям - Ааре Оландер и Евгений Бахтинов
michael smolyak
Возвращаясь к истории о трамвае,хочеться вспомнить шуточную песню "Киевэр трамвай".
Вот её текст.Если есть какие то неточности,прошу прощения.Принимаются поправки и конечно же если у кого есть сама песня в МП3 формате.


Вылэр высн таки хочэ
Вылэр лойфн ди рабочэ
Ди рабочэ лойфн оф трамвай
Вылэр высн таки хочэ
Вылэр спешин ди рабочэ
Ди рабоче спешин оф трамвай
Бадер трамвай зи штэйт а очередь зи штэйт
Трамвай кымт унэ алэ эйбн ун зих вэлн
Ун моментально вэрт аквиче рай ой вэй
Брэнэн золдэр киеве трамвай
Трамвай дальше не идет
И пассажиров не берет
Эргэрт зих таки брэнэн зиндер коп
Инфындэр киевски движенье
Вэрэн резски расширенье
Эргэрт- трамвай идет у парк
Трамвай идет у парк и будет на запас
Ун алэ гэрт адус инвэрт алэ ин кас
Ун моментально вэрт аквиче рай ой вэй
Брэнэн золдэр киеве трамвай
Абро, гэшвол...
Гэйт а мимэ Эси, Суркэ
И нух ир следит а урке.
Индэр уркэ шлэп баир дыс гэлт
Зи лойф а гэр, зи лойф а гин
Что вы пристали, гражданин,
А зи нахал их ныт гизэйн инвэлт
Ой выл зи нэмэн индер
Сурке а билетик
Авыдер кэшэни гывын а портмонетик
Ун моментально вэрт аквиче рай ой вэй
Брэнэн золдэр киеве трамвай
Идет дочка тети Сурки и несет с собой две курки
Тоже хочет ехать на трамвай
На спине мешок фасоли-наступает на мозоли
Куда ты прешь- а ну давай слезай
Скажи мне, Господи, за что такие муки
Эй ты, босяк, чтобы отсохли тебе руки
Гражданочка, не подымайте хай ой вэй
Чтоб ты попал под киевский трамвай
Ун зи фасолькэлэ зи вэрт ун зи гышотн
Ун зи гышотн ундым момэ ундым тотэ
Ун моментально вэрт аквиче рай ой вэй
Брэнэн золдэр киеве трамвай
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.