Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Книга о хасидизме Online
Jewniverse Forum > Межконфессиональный диалог > Иудаизм
Naftali
На сайте общества "Керем Даат" вы можете найти
книгу

Игорь Туров. Ранний хасидизм: История. Вероучение.
Контакты со славянским окружением.
— К.: Дух i Лiтера, 2003

Возникновение и распространение религиозно-мистического движения «хасидизм» во второй половине XVIII – начале XIX вв. бесспорно было одним из наиболее значительных и загадочных явлений в истории восточно-европейских евреев. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит обзор наиболее значительных событий истории раннего хасидизма (1760–1815 гг.). В ней рассматриваются основы вероучения основоположников этого религиозного движения. Большое внимание автор уделяет анализу гипотез о влиянии на хасидизм верований и культов славян, проживавших на территории Украины, Белоруссии и Польши в указанный период.
Книга рассчитана на специалистов, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории и культуры народов Восточной Европы.


Пока выложена в PDF 2-я глава, но и первая последует скоро.

Свои отзывы, пожелания и замечания Вы также можете оставить на форуме и в гостевой книге.
Ирена
Спасибо, Нафтали. Насколько я знаю, ранние последователи хасидизма использовали медитациюи другие элементы влияния на согнание для перевоплощений и познания Каббалы. Так ли это?

Может буть Лапландец мне ответит подробней? Думаю, что эта тема ему интересна.
Ирена
О, я тут нашла уже часть беседы на эту тему! rog.gif' />

Цитата (Naftali)
Цитата (Yoel)
Цитата (Naftali)
A есть ли исследования, статьи по теме "идиш в хасидизме" - его роль в хасидском движении, использование, положение в современной хасидской общине, у различных направлений, дворов?
Я занимаюсь исследованиями по этому вопросу, но пока не планирую масштабных работ на эту тему. Если есть конкретные вопросы - задавайте.
Yoel! Вопросы есть и будут. Так что буду спрашивать. Так получилось, что наверное и с Вашей подачи меня эта увлекла (я о Ваших публикациях в Форвертсе).


Цитата (feinan)
Цитата (Yoel)
Цитата
Игорь Туров. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со славянским окружением. 2003

Большое внимание автор уделяет также анализу гипотез о влиянии на хасидизм верований и культов славян, проживавших на территории Украины, Белоруссии и Польши в указанный период.
Хотя современный хасидизм частично утратил интенсивность мистических практик, ранней стадии хасидизма были присущи некоторые "шаманские" черты: непосредственный духовный экспириенс (вспомните множество историй о цадиках и хасидах, терявших сознание во время учебы или молитвы и совершавших в этот момент мистические путешествия); легитимизация амулетов, формул, наговоров, интерес по-поводу мистических свойств кристаллов и растений (взгляните, например, в замечательную книгу Сгулэс-Исроэл, по сей день чрезвычайно популярную среди хасидов); психоделические и экстатические практики (пение, танцы и депривация сна в сочетании с алкоголем и табаком); цадики общались с животными, птицами и деревьями; придается значение выделенным местам в лесу, в поле и т.п., способствующим приближению ко Всевышнему; в некоторых хасидских книгах (Дэгэл Махнэ Эфраим, к примеру) объясняется, как цадик может исцелять, спроецировав силу своей молитвы и прочей деятельности на исцеляемого. В-общем, расклад такой: теоретическая Каббала - это еврейская мистика, практическая Каббала - магия, а ранний хасидизм - шаманство. И это очень здорово: ничто человеческое той или иной форме иудаизма не чуждо.
Мне, конечно, странно все это читать. Хотя книгу "Сгулот Исраэль" я вижу на прилавках Бней-Брака. И многочисленные сгулот (амулеты) сефардов - в витринах магазиинов. Но все же есть разница между шаманством, практической каббалой и магией, хотя и очень тонкая.

Я думаю, что шаманы и маги исполльзуют психические силы и энергетику камней, растений и прочих объектов, не задумываясь о единстве мира. Это , как мне кажется, все же своего рода "авода зара" - чтобы камень или дерево тебе отдали свою силу, ты должен им поклониться, в чем-то склониться перед ними. Это мое личное ощущение. Но посмотрите, как интересно описывает Виктор Пелевин русское нео-язычество в своем последнем романе. Там та же мысль. Герой ощущает свою мистическую связь с числом "34". Но, чтобы это число действительно стало его защитником, он должен ухаживать за ним, воспевать его, всячески прсславлять.

Практический каббалист, если он действительно практический каббалист, а не жулик, знает о единстве мира и о Божественном управлении. Он знает, чт о не амулеты лечат, а Творец, и травы помогут только тогда, когда Бог захочет. Для него амулеты, травы, камни - то же самое, что для врача таблетка или нож. Действует не так, как лекарства, не по науке, но действует. С Божей помощью. Если Бог захочет, веник выстрелит (как это на идиш?) А зачем тогда камни? Разве Творец без них не может вылечить? Для того же, для чего молитва и усилия медицины - чтобы человек старался. Я бы не стала ранних хасидов называть шаманами.


Цитата (Yoel)
feinan:
Во-первых, европейские и арабские маги, да и многие шаманы тоже, имеют вполне развитые представления о единстве мира и исходят из примерно таких же представлений, что и практическая Каббала: амулеты лечат потому, что так устроено Аллахом, Абсолютом или Мировым Духом, чья сила раскрывается в травах и камнях. Практическая Каббала - это же магия по определению: почитайте, например, книгу Разиэл-аМалах и убедитесь. Там объясняется, как использовать тайные имена Творца для обеспечения невидимости, телепортации, вызвания дождя и т.п. Один мой знакомый сатмарский раввин, рав Лунцер из Лондона, именно так и отвечает на вопрос о том, чем отличается практическая Каббала от колдовства: Ви мзугт аф энглиш, сыду white magic ын сыду black magic.

Для шаманизма характерно использование измененных состояний сознания, достигаемых с помощью танца, музыки, уединения, постов, депривации сна, наркотиков или медитаций, ради осуществления связи между духовным и материальным. В строгом смысле шаманизмом называется мистическая традиция т.н. архаических религий Сибири и Центральной Азии, но в современной культурологии этот термин зачастую применяется более широко, по отношению к любой духовной практике, акцентирующей внимание на непосредственном визионерском и психоделическом опыте. В хасидизме, особенно раннем, и некоторых направлениях Каббалы (наиболее известный пример - р.Авром Абулафия) присутствуют почти все типично шаманские элементы: от наркотиков (никотин, алкоголь) и до экстатических танцев и пения.

Я принципиально пользуюсь этим не совсем обычным для иудаизма термином, чтобы деконструировать миф о так называемой иудео-христианской традиции. Почему тогда не иудео-шаманизм, собственно? Между ними не меньше общего. Лично мне, если вообще имеет смысл сравнивать иудаизм с чем-то еще, такая привязка больше импонирует. Лучше существовать как эвенки или как чукчи - совсем по-другому, чем христиане.

ЗЫ. Кстати, Пелевина читать действительно полезно.
Ирена
Цитата (Yoel)
А вот Вам замечательный пример с первой страницы книги Толдэс-Одом. Авторы - знаменитый Эльйоу Балшем из Вармайзы (Вормса), Йойл Балшем из Замощи, знаменитый целитель и чудотворец, и некий малоизвестный редактор. Рецептура - пальчики оближете!

(от редактора) Дошло до нас, что пока был Асмодей у царя Соломона, открыл он ему тайны глубокие, а также много чудесных средств и врачеваний, некоторые из который, на мой взгляд, встречаются в книгах Йойла Балшема. Среди них видел я такое предание:

Спросил царь Соломон, олевашолем, у Асмодея, царя демонов, по каким причинам женщины не беременеют, и в чем их излечение. И сказал Асмодей Соломону: семь духов есть, и вот они:

Дух первый: когда муж желает ее, наполняется тело ее потом, и кажется ей в сердце, будто все ее члены и кости ломаются.
Дух второй: видится ей, будто у нее болит бок и голова.
Дух третий: не насыщает ее совокупление.
Дух четвертый: случается с ней кровотечение, но не красное, но как вода с омываемого мяса.
Дух пятый: когда спит она, мерещится ей, что ее муж возлежит с нею.
Дух шестой: продолжается кровотечение ее 2 или 3 месяца.
Дух седьмой: когда случаются у нее месячные, страдает она, и болит ее чрево.

Эти духи мешают забеременеть, и вот лечение каждого из них:

Против первого духа надо взять матку волчицы, завернуть ее в шерсть и положить во влагалище женщины, через три дня после очищения в микве. И пусть возляжет с ней муж, и убежит злой дух, и она забеременеет.
Против второго духа возьми кровь самки мула и положи во влагалище женщины тем же образом.
Против третьего духа, когда ляжет с нею муж и остынет плоть ее, надо взять немного семени, завернуть в шерсть и положить ей внутрь.
Против четвертого духа надо взять медвежей желчи, завернуть в шерсть и положить в чрево женщины, через три дня после миквы, и пусть с ней ляжет муж.
Против пятого духа возьми волчьей желчи с атрифли (?) и положи во влагалище ее, и забеременеет она.
Против шестого духа возьми свежий мед, который не нагревался на огне, медвежий жир и ежовую желчь, заверни в шерсть, положи в нутро женщины, и она забеременеет.
Против седьмого духа возьми лисей желчи и ежовую печень, положи во влагалище женщины после совокупления с нею, и она забеременеет.

И перед тем, как совершить это лечение, возьми горшочек без отверстия, который называют галеш, заверни в то, во что захочешь, завяжи ниткой и помести его во влагалище женщины, после ее очищения в микве, на три дня. Потом разбей горшочек. И если найдешь там черных червей - не поможет этой женщине лечение; если же не найдешь, поможет ей один из указанных способов. И еще: если найдешь красных червей, эта женщина наверняка здорова.


Цитата (Anna Fein)
Это прекрасный текст для еврейского писателя, желающего написать о старине и старинных обычаях. Но вообще-то - смурь и дурь. Тоже мне, народная гинекология. Детям и учителям в еврейской школе близко нельзя показывать. А мне для моей писанины пригодится. Спасибо вам.


Цитата (Yoel)
Ну какая же это дурь-то? Дурь - курят, а тут речь идет о серьезных шаманских технологиях.
Hillel
Тем кто интересуется Хасидусом, но имеет затруднения с чтением в оригинале на Лошн Койдеш (в оригинале есть МНОГО чего поучить), может например посмотреть такие книги:


http://www.eichlers.com/1568219725.html
The path of Baal Shem Tov.

Написана одним хорошим евреем, (Бресловер хосид) (книга не маскильская, т.е. взгляд на Хасидус изнутри). Очень рекомендую тем, кто мало знаком с сосбтвенно Тойрас Баал Шем Тов.



http://www.eichlers.com/940118335.html
The light beyond: Adventure in Hassidic thought

Тоже отличная книга, написана Реб Арье Капланом - выдающимся талмид хохомом, написавшим массу книг.
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.