Валентина Михайловна ЛЕОНТЬЕВА родилась 1 августа 1923 года в Ленинграде. - умерла 20 мая 2007



Телезрители всех поколений, наверное, за исключением ныне подрастающего, хорошо помнят Валентину Леонтьеву. В свое время дети, затаив дыхание, восторженно внимали тете Вале с ее 'Умелыми руками', 'Будильником', 'Спокойной ночи, малышами!' и хитом воскресенья - 'В гостях у сказки'. Взрослые же радовались своим, 'взрослым' сказкам - в унисон ее репортажам с Красной площади, сопереживая героям программы 'От всей души'... Ее знали все. Валентину Леонтьеву по праву можно считать не только суперзвездой, живым классиком, но и подлинным экранным феноменом, имя которого навсегда вписано в историю отечественного ТВ.

Знаменитая телеведущая детских передач после ухода на пенсию снимает квартиру в селе Новоселки, что в Ульяновской области



Леонтьевы - коренные ленинградцы. Их дом до сих пор цел на углу Большого проспекта и ул. Зверинской. Жили они на шестом этаже. Сестры - Валя и Люся - часто, лежа на подоконнике, с "птичьей высоты" обозревали двор-колодец под их окнами. Во время войны их эвакуировали в одну из деревень Ульяновской области. По прошествии многих лет сестры снова вместе, в родном совхозе, который некогда спас их от голодной смерти, дал путевку в жизнь, научил любить русскую землю.

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА



Счастливая юность сестер Леонтьевых рухнула 22 июня 1941 года. Отца, умершего с голоду, девочки на санках отвезли и свалили в трупные траншеи у знаменитого Народного дома. Всю старинную мебель в доме перепилили на дрова. Молодой муж Люси погиб в первые дни войны. Умер ее ребенок - первенец, а самих сестер, еле живых, вывезли уже по "Дороге жизни".

Они попали в сельский производственный кооператив им. Крупской. Все решилось в поезде, где сестер опекала домработница поэта Николая Тихонова Маруся. Родом она была из Мелекесского района Ульяновской области, куда привезла с собой и девушек. Даже в 1942-м, зная уже об ужасах в блокадном Ленинграде, жители села все же сбегались посмотреть на "ленинградских скелетиков", поплакать над их судьбиной.

Во время войны Люся выучилась на экономиста. Она так и проработала в СПК им. Н.К.Крупской в этой должности 30 лет. И за этот труд была удостоена ордена Трудового Красного Знамени... Валя доучивалась в школе совхоза. Была самой талантливой школьной артисткой в местном драмкружке. Неудивительно, что после Победы Валя уехала в Москву поступать в театральное училище, но не прошла по конкурсу и стала учиться в химико-технологическом институте. Правда, через год ее все же приняли в школу-студию при Малом художественном академическом театре, по окончании которой она с блеском играла на сцене Тамбовского драмтеатра.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ - ЭТО БЕСПРОИГРЫШНАЯ ЛОТЕРЕЯ



Уже в зрелом возрасте Валентина признавалась сестре, что она - звезда советского телевидения - очень завидует Люсе - совхозному экономисту. Та - выпускница Ленинградского гидрографического института - дважды выходила замуж, схоронила обоих мужей и была счастлива среди детей, внуков, восьми правнуков... Но, с другой стороны, Валентине Михайловне тоже грех жаловаться: ее любили все дети Советского Союза!

- Мне вообще в жизни очень повезло, что сорок с лишним лет назад я вытащила беспроигрышный лотерейный билетик, на котором было написано "телевидение", - рассказывает "тетя Валя" сегодня, когда позади 82 года жизни.

Но даже в зените своей славы она сохранила русскую открытость, добросердечие, непосредственность, непритязательность, человечность. Ее любимыми книгами всегда оставались "Вини-Пух и все, все, все" и "Маленький принц", она и сейчас обожает смотреть мультики. Но она также могла быть и предельно жесткой:

- Когда какая-нибудь из моих учениц не настроена работать и хнычет по поводу того, что у нее заболела кошка, я ей: "Да пошла ты к чертовой матери со своей кошкой! У меня мама умерла - я работала. Сын умирал - тоже работала!" Еще не похоронив маму, я поехала в Комсомольск-на-Амуре делать передачу. Вышла на сцену и, пока мне хлопали, сказала мысленно: "Мама! Эту передачу я посвящаю тебе!" И - отключилась - пела, хохотала. Уж как я тогда выступала, сама не знаю. Наверное, все получилось потому, что я все маме посвятила - самому главному для меня человеку на свете. Я каждый день мысленно разговариваю с ней, желаю спокойной ночи. И прошу ее, чтобы приснилась. А она не снится. Значит, ей там спокойно.

Успех, слава, обожание - все это выпало на долю девочки из мелекесского совхоза сполна. Она действительно стала профессионалом ТВ-дела, лучшей, почти ТВ-классиком. Но это только одна сторона жизни и работы этой обаятельной женщины. Есть и другая...

РАСПЛАТА ЗА ТАЛАНТ



Семейная жизнь у Валентины Михайловны, в отличие от Люси, - не сложилась. Однажды в пылу откровения Валя сказала сестре:

- Как я завидую тебе! А вот у меня нет и, скорее всего, не будет счастья стать бабушкой...

Валентина Михайловна недолго была счастлива своим "театральным" браком. Зато второй муж - Юрий Виноградов, бывший посол СССР в Индии, сотрудник дипмиссии СССР в Нью-Йорке, - был символом женского счастья... 27 лет они прожили вместе. После того В.М.Леонтьева писала: "Первый мой муж Юрий Ришар был режиссером радио: прожив с ним четыре года, разошлись... Со вторым мужем довелось пожить и в Америке. После чего обеих сестер поразила грязная газетная "утка" о том, что "тетя Валя" - … агент ЦРУ! Так "шутили" ее коллеги-завистники. В своем дарственном экземпляре книги "Объяснение в любви", вспоминает Валентина, написала сестре: "Как мне без тебя плохо! И как легко и радостно, когда ты рядом!"

Жизнь "взаправду" и "для всех" переплелись в судьбе Валентины Леонтьевой. И если Люся была счастлива бабьим счастьем в далеком приволжском совхозе, то Валентина блистала на телеэкранах. "Будильник", "Голубой огонек", "В гостях у сказки", "В мире животных" - все эти зашкаливавшие рейтинги передачи были настоящим творческим успехом у Леонтьевой.

Увы, все это осталось в прошлом. Пенсия у "тети Вали" - едва за 3000 рублей. Ни машины, ни дачи - не нажито поистине "каторжным" трудом. Осталась лишь скромная квартира в Москве. Но живет популярная телеведущая на съемной квартире в поселке Новоселки.

Она и в быту неприхотлива: после блокадного Ленинграда навсегда любимейшее блюдо - макароны. Напиток - от совхоза им. Н.К.Крупской - молоко! Еда в жизни В.М.Леонтьевой - на... 25 месте в жизни. И это лауреат Госпремии СССР, "агент ЦРУ"?

СЕДИНА В ГОЛОВУ... А СИЛ ЕЩЕ МНОГО



Чего только она не помнит, не знает, не умеет! Прошла через все. В том числе - зависть, невзгоды, предательство. Но слава шла впереди нее. Было время, когда "всенародных любимцев-героев" закрывали. Кого как... Пропала с телеэкрана и "тетя Валя"... Пошли слухи. Она приехала в родной совхоз. Увидев "свою Валю", люди аплодировали часами, а в зале яблоку было негде упасть…

- Говорю им: "Вы не перепутали? Моя фамилия не Пугачева!" А они пуще хлопают: убедились, что я не сижу в Лефортове. Что не выбросилась из окна 9-го этажа... Теперь я понимаю, что я все-таки сильная, иначе скукожилась бы давно. Даже дома иногда бывало, что мне хотелось броситься под первую встречную машину. Но только я входила в здание телецентра, как все забывалось: садилась к камере и становилась счастливой! Муж тогда правильно мне говорил: "Если бы я знал, что женюсь не на тебе, а на телевидении, я бы никогда этого не сделал".

- Да, я старая, седая, смотрю в зеркало и все это вижу. Но что я могу сделать, если у меня тут, в груди, еще много всего. Хотелось бы еще что-нибудь сделать, кого-нибудь удивить, - улыбается мне "тетя Валя".

Вот такая она - наша Валентина Михайловна Леонтьева. Великая эпоха советского телевидения. Простая, русская женщина - актриса, любимица миллионов советских детей.

http://www.mad-love.ru/persons.php?item=16


Автор: Светлана Шайдакова

Сайт: People's History

Статья: Валентина Леонтьева: Моей руки просили Булат Окуджава и пленный немец



Знаменитая телеведущая рассказывает о фактах биографии, которые вполне могли бы стать сюжетом для передачи "От всей души"

Первая и единственная книжка Валентины Леонтьевой называлась "Объяснение в любви". Ее сметали с прилавков, как бестселлер, - всем было интересно узнать, в кого же была влюблена знаменитая тетя Валя.

Она же признавалась: единственная ее любовь - это телевидение. И настаивает на этом до сих пор - в свои 75 лет Валентина Леонтьева не собирается уходить с телеэкрана, несмотря на необоснованные слухи о ее конфликте с руководством ОРТ.

И все же знаменитая телеведущая лукавила. Была в ее жизни и настоящая любовь. И были три удивительные истории, которые вполне могли бы стать сюжетами для популярной некогда передачи "От всей души".
Он полюбил ее за тарелку супа

Впервые они встретились в 1945 году сразу после Победы. Юная пухленькая Валечка с длиннющей золотой косой тогда только переехала в Москву к тетке. В ленинградской блокаде от голодного психоза умер ее отец, детей спасли мамины папиросы "Звездочка" - мать научила их курить, чтобы меньше хотелось есть.

Шла однажды Валя домой по мосточку через траншею, которую рыли пленные немцы. Все - грязные, тощие, с голодными глазами. Один из пленных особенно ее потряс - совсем еще мальчишка, он смотрел умоляюще, протягивал дрожащие руки, шептал одно: "Мадам, хлеба!!!" Таких рук Валя не увидела больше за всю свою жизнь - тонкие аристократические пальцы, руки скрипача.

- Можно, я покормлю одного из немцев обедом? - спросила Валя у надзирателя. Тот долго не соглашался, а потом махнул рукой:

- Ну ладно, если не боитесь!

...Тонкие руки нетерпеливо схватились за ложку, немец дрожал, вдыхая запах супа из дымящейся тарелки. Но аристократическое воспитание даже в плену не позволяло ему накинуться на еду в присутствии женщины. Валя почувствовала - и вышла на кухню. Ложка застучала по тарелке, как пулеметная очередь...

За вторым он наконец решился поднять голову - и на ломаном русско-немецком спросил:

- Мама, папа - где? Война...

- Папа умер от голода. И еще - пятеро. Ленинград...

Глаза у немца затуманились. Картошка осталась недоеденной - он молча встал и ушел. Больше Валя его не видела...

Прошло десять лет. Однажды в их квартире раздался звонок. Валя открыла дверь. На пороге стоял незнакомец - симпатичный высокий шатен. Рядом с ним - пожилая дама, как оказалось, мама. "Вы меня не узнаете?" - на ломаном русском спросил мужчина. Она глянула на его руки - и тут же вспомнила пленного мальчишку с голодными глазами...

Оказалось, он не забыл той встречи. 10 лет терпеливо ждал открытия железного занавеса. И купил путевку в СССР только ради того, чтобы снова прийти в эту квартиру на Арбате. И маму с собой взял не случайно - далекая русская должна была поверить в серьезность его намерений!

"Вы выйдете за меня замуж?.." - это было первое, что произнес гость. "Извините, но вы - иностранец, а я из России никуда не

уеду!.." - твердо сказала Валя. "Я никогда не забуду ту вашу тарелку супа - она перевернула всю мою жизнь!" - говорил на прощание немец...

Больше Валя ничего о нем не слышала. Но всегда его помнила.

Мы встретились через 40 лет


На Арбате в сороковых-пятидесятых жило много интересных людей. Как-то в гостях Валентина познакомилась с двумя пареньками - закадычными друзьями. Один был маленьким и некрасивым, ниже высокой Вали на полголовы. Другой - высоким и статным. Оба - веселые и очень умные. Оба признались ей в любви. Валя ответила взаимностью второму. А первый писал ей потрясающие стихи и пел свои песни. Потом он уехал в Ленинград, Валя попала в Тамбовский театр. Потом началось телевидение... Она потеряла его, он - ее, хотя не было ничего проще найти друг друга: хрупкая Валя стала известнейшей Валентиной Леонтьевой, а Булат - символом поколения, Булатом Шалвовичем Окуджавой...

Через сорок лет, в начале девяностых, редактор попросила Леонтьеву: "Валентина Михайловна, нам нужен на передачу Окуджава - позвоните ему, ведь вы вроде были когда-то знакомы?"

- Как так - вдруг позвонить?! Ведь столько лет мы не виделись! Навязываться человеку, который давно уже забыл обо мне! Да у меня и телефона его нет! - испуганно отнекивалась Валентина Михайловна.

Но она все же решилась. И повезло: трубку снял Булат.

- Булат... Простите, я не знаю, как вас называть: на вы, на ты..

- Кто это? - раздраженно спросил Окуджава.

- Вы только не вешайте трубку, послушайте меня хотя бы полторы минуты, - и она прочитала одно из его стихотворений, написанное только для нее и никогда не издававшееся ("Слишком личное", - объяснял потом Булат):

Сердце свое,

как в заброшенном доме окно,

Запер наглухо,

вот уже нету близко...

И пошел за тобой,

потому что мне суждено,

Мне суждено по свету

тебя разыскивать.

Годы идут,

годы все же бредут,

Верю, верю:

если не в этот вечер,

Тысяча лет пройдет -

все равно найду,

Где-нибудь, на какой-нибудь

улице встречу...

- Валя, ты?! Как тебя найти, родная?! Где же ты была?!.

- Да я ведь уже тридцать лет каждый вечер прихожу к тебе в дом!

- Так это ты?! Господи, я даже подумать не мог! Сколько же лет?

- Сорок, Булат, сорок...

Через несколько дней у Леонтьевой был концерт в ЦДРИ, и в первом ряду она увидела Булата с женой. Она сбежала со сцены и присела перед ним на колени.

- Я даже не представляла, что он придет, - и вдруг!.. Мы просто смотрели друг на друга и почти плакали. На своей последней книжке он написал мне: "Мы встретились через 50 лет". Я страшно жалею теперь, что мы потеряли эти сорок лет, не видя друг друга, - сколько всего могло бы быть иначе!

Булат Окуджава умер через месяц после того, как они с Валей встретились вновь...

Май нэйм из Эрик


Самую большую любовь в своей жизни Леонтьева встретила в ресторане. Влюбилась с первого взгляда: высоченный брюнет, с волнистыми волосами, в темных очках, копия Грегори Пека. Он говорил на английском через переводчика и пригласил ее танцевать. Она танцевала - и мучилась от мысли: "Я наконец-то встретила мужчину своей мечты, а он - иностранец! Неужели мне никогда не суждено соединиться с тем, кого люблю?!" Потом была долгая беседа за столиком через переводчика. А на следующий день мне домой позвонили: "Валентина Михайловна, я хотел извиниться: мы с друзьями вчера поспорили, что вы примете меня за иностранца. Я - не Эрик, а Юрий. Хочу загладить вину - приглашаю вас на обед в тот же ресторан". Я пришла (конец 60-х, Леонтьева уже одна из самых известных фигур в стране. - С.Ш.), а сердце колотится страшно. Вижу - его голова возвышается над толпой...

Они прожили вместе 28 лет. Он был дипломатом, друзья предупреждали: "Не связывайся с ним, он - дипломат, развестись никогда не сможет!" Но он пришел к ней навсегда - в маленькую комнатку в коммуналке, где были только кровать, стул и несколько гвоздей, на которых висели вещи "телезвезды". Итогом этой любви стал сын Митя, он до сих пор живет с Валентиной Михайловной. Муж умер несколько лет назад...

В 1982 году Валентине Леонтьевой присвоили звание народной артистки Советского Союза - газету с указом она повезла маме. На лестнице встретила сестру из деревни, никогда не приезжавшую без предупреждения: "Я просто поняла, что сегодня должна быть здесь, - сама не понимаю, почему. Просто взяла билет и приехала!.." - сказала Люся. Валя положила газету перед мамой, прочитала ей указ, обняла ее. "Ну вот теперь я и умирать могу", - сказала мама. Через пять минут она умерла на руках у Вали и Люси...

Сегодня Леонтьева остается все той же тетей Валей, которой дети (когда-то в их числе была и я) шлют письма со всей страны. На фотографиях у нее один и тот же взгляд: лучисто-добрый. Тетя Валя. Объяснение в любви.

http://www.peoples.ru/tv/leontieva/index.html