Цитата
Неколько отрывков из бесед и писем Ребе, посвященных воспитанию. (Переводилось когда-то для ответа на вопрос, заданный на форуме «Yeshiva on-Line» с книги «Шаарей Алаха уМин’аг». Сейчас выкладываю, не причесывая и не указывая источников. — Если потребуется, источники могут быть указаны). 


«…В целом, воспитание начинается с момента рождения, в соответствии с законодательным решением „Шульхан Орух“ („Йоре-Деа“ 81:7): „И все же пусть не кормят младенца от нееврейской [кормилицы], поскольку молоко нееврейки притупляет сердце и порождает в нем дурную природу. И также пусть не ест даже еврейская кормилица запрещенного [Торой] и также сам младенец […]“. И это вещь, относящаяся к воспитанию, — то, что отец и мать обязаны следить за тем, чтобы еда и питье их маленького ребенка были кошерными. Подобно этому, мы находим еврейский обычай вешать „Шир аМайлейс“ [текст одного из псалмов дополненный другими текстами] рядом с роженицей. Одна из причин этому — [то, что „Шир аМайлейс“] оберегает [роженицу и новорожденного] от нежелательных вещей. Однако, в этом есть и дополнительный смысл, связанный с воспитанием: [это делают] для того, чтобы первая вещь, которую видит младенец, была вещью святой».

«…И в связи с известным утверждением, что речь идет о годовалом младенце, который ничего не понимает и т.д., — говорит Тора-истина, что сейчас же, с того момента, когда младенец „выходит на воздух мира“, получает он влияние ото всего, что случается вокруг него, также когда можно подумать, что это [что-то из происходящего вокруг ребенка] не играет никакого значения [для его формирования]. То есть: на ребенка воздействуют не только еда и питье, которые он есть и пьет — […] они становятся „кровью и плотью, как его плоть“! — Еще и это: все, что происходит вокруг ребенка оказывает влияние на его душу […] и это находит свое выражение в последующие годы. И само собой разумеется, что то, как ведут себя родители в огромной степени воздействует на душу ребенка также в самом младшем [его возрасте]. И более того: даже поведение родителей в течение 9 месяцев, предшествующих рождению ребенка. …несмотря на то, что не знают, достигли ли эти вещи материальных ушей и глаз младенца, очевидно, что они достигли (с помощью материальных ушей его и глаз) его нутра, что душа слышит и видит (и еще больше — что она воспринимает) их, и все это оказывает сильный след на все дни жизни ребенка».

«…Ребенок, который только что родился, действительно не различает между светом и тьмой, между сладким и горьким. Вместе с тем, поскольку он „вышел на воздух мира“ и есть у него глаза, чтобы видеть мир, необходимо постараться, чтобы перед его глазами были буквы „Алеф-Бейс [т.е. еврейского алфавита]“, из сочетания которых осуществляется весь „сейдер ишталшелус“ (порядок осуществления Творения)».

«…и также в еврейских домах придерживались обычая следить за тем, чтобы на игрушках детей не было изображений животных нечистых видов, но только чистых животных и птиц».