В ожидании жениха невеста сидит с непокрытой головой. Подойдя к невесте, жених покрывает ее голову фатой, и с этого момента невеста обязана покрывать голову уже как замужняя женщина.
Кицур Шульхан Арух в пер.Й.Векслера
http://www.jewish.ru/10636.asp
Известный русскоязычный раввин Элиягу Эссас пишет:
Со времен Авраама замужние еврейские женщины не появлялись на улице с непокрытой головой. Этот обычай считался частью еврейского образа жизни, до такой степени, что в Талмуде сказано: «Если (замужняя) женщина выходит на улицу с непокрытой головой, она нарушает закон Моше и закон еврейского образа жизни...».
Кетубот, 72
http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q212.htm
Вместе с тем, в Израиле нередко можно встретить религиозных женщин среднего и старшего поколения, которые в повседневной жизни не покрывают голову. Причем очень во многих случаях (если не в большинстве) невозможно объяснить этот факт недостаточной религиозностью этих женщин - некоторые из которых смогли сохранить веру даже посреди ужасов Катострофы.
Как объяснить этот феномен? Возможно, ответить на этот вопрос нам поможет нижеприведенное письмо рабби Михаэля Бройде, ортодоксального раввина из Америки.
Письмо в редакцию журнала
"The Journal of Halacha and Contemporary Society”
Р.Михаэль Бройде
Опубликовано в "The Journal of Halacha and Contemporary Society, 31:123-126, 1996.
Уважаемый редактор.
Галахическая дискуссия, связанная с защитой былых обычаев тех или иных общин, является очень серьезным делом, и не стоит вступать в нее легкомысленно.
Недавно в подобной дискуссии принял участие рабби Меир Шиллер, опубликовавший блестящую статью "Обязана ли замужние женщины покрывать волосы" (The obligation of the married women to cover their hair") (JHCS 30:81-108, 1995). В своей статье он, в частности, писал:
Хорошо известно, что после I Мировой войны среди литовских евреев и их лидеров было немало тех, чьи жены не покрывали волосы. Это было общераспространенной практикой даже в семьях раввинов.
Меня удивили слова "после I Мировой войны". Из галахической и исторической литературы хорошо известно, что в литовских общинах замужние женщины ходили "простоволосыми" почти сто лет до начала войны, т.е. уже в те времена, когда религиозность была максимальной. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, что ведущие авторитеты говорили об этом как о повсеместной практике уже в 1870-х - например, р.Йосиф Хаим (Бен Иш Хай), комментарий на недельную главу "Бо" (ок. 1870). Рабби Иехиэль Эпштейн писал о женщинах, не покрывающих голову, в "Арух хаШулхане" (вышел в свет в 1903), а Хафец Хаим - в "Мишне Бруре" (вышла в свет в 1881). Причем оба пишут об этом как об устоявшейся общепринятой практике.
Таким образом, речь идет о глубоко укоренившемся обычае полноценной религиозной общины, которая и по сей день служит образцовой моделью нехасидской ортодоксии. Поэтому мы вынуждены не согласиться с мнением р.Шиллера, который, в частности, писал:
Этот литовский обычай следует рассматривать как временное отклонение, от которого немедленно отказались, как только поменялись времена. Его надо воспринимать исключительно в контексте той общей небрежности в отношении к галахe, которая была свойственна восточноевропейской ортодоксии после I Мировой.
Данный обычай ни в коем случае не был результатом "общей небрежности", никак не характерной для литовских общин той эпохи, когда этот обычай появился. От этого обычая так же никто никогда не "отказывался" - он исчез только вместе с литовскими общинами, уничтоженными в Катастрофе*.
Какое же галахическое обоснование имел этот обычай, столь глубоко укоренившейся в почтенной и благочестивой общине. И Tур, и Шулхан Арух (опираясь на мнение многих предшественников) определили природу запрета замужней женщине полность обнажать волосы как дат иегудит. Термин дат иегудит обозначаeт социально детерминированный обычай, связанный со скромностью еврейской женщины - обычай, который, по мнению большинства авторитетов, не является неприкосновенным, но может меняться вместе с другими обычаями еврейских женщин (Igrot Moshe EH
Таким образом, простое прочтение Тура и Шулхан Аруха приводит к тому, что ответ на вопрос, являются ли нарушением галахи даже полностью непокрытые женские волосы, зависит исключительно от локального понимание того, что значит быть "скромной еврейской женщиной". Разумеется, в прошлом все еврейские женщины ходили с покрытой головой. Однако в общине, где религиозная женщина с непокрытой головой воспринимается нормально, подобное поведение не запрещено.
Кроме того, в обществе, где большинство женщин не покрывает голову, не действует так же и другое обоснование запрета, так же приведенное р. Шиллером - "распущенность" и "подражание нееврейским обычаям".
На мой взгляд, именно эти соображения объясняют возникновение обычая литовских евреев.
Правда, мы не найдем галахических респонсов литовских раввинов, в которых бы этот обычай брался под защиту. Однако это, возможно, является следствием характерных для литовских авторитетов особенностей, касающихся изучения Торы и галахических дискуссий. Литовские авторитеты практически никогда не занимались вопросами практической галахи (галаха ле-маасе). За редким исключением их интеллектуальные усилия были посвяшены отвлеченным талмудическим штудиям, а так же категоризации и концептуальному анализу заповедей Торы. Поэтому не удивительно, что в литературном наследии литовского религиозного еврейства мы находим различные обоснования обязанности женщин покрывать голову, которые, в том числе, указывают на то, что в обществе, где женщина с непокрытой головой не считается нескромной, подобной такой заповеди нет.
Следует также заметить, что есть очень авторитетное мнение, полагающее, что запрет распространяется только на распущенные, а не на непокрытые волосы (Швут Яаков 1:103). Можно привести так же и другие ограничения сферы действия данного запрета, встречающиеся в литовских респонсах - см.Minchat Ani, s.v. Gilui Sear Benashim; Sedeh Hemed 4:19 s.v. Deoraita; Shut VaYashav Yosef YD 1-3; Chidushai Hafla, Ketubot 72a; Chidushai Mahardam al Sefer Hamitzvot LeRambam, 175.
Данный обычай был распространен не только в литовских ортодоксальных общинах. По крайней мере в еще одной почтенной ортодоксальной общине полагали, что в обществе, где скромные нееврейские женщины могут ходить простоволосые, галаха не требует от покрывать голову и от скромной еврейской женщины. Речь идет об обычаях североафриканских общин Алжира и Морокко, начиная по крайней мере с начала прошлого века. религиозные авторитеты этих общин активно защищали этот обычай, и можно найти немало соответствующих респонсов. Даже сегодня, религиозные авторитеты североафриканского еврейства в Израиле настаивают, что замужняя женщина не обязана покрывать голову - см. напр. Р.Моше Малка, VaHashiv Moshe 1:34-35;и р. Йосеф Массас, Mayim Chaim 2:110
Как и у других восточноевропейских общин, у литовских евреев были обычаи, отличные от того, что принято считать "нормативной галахой" в сегодняшней Америке. И это ни в кое мере не является свидетельством "небрежности в отношении к галахe", которая якобы была присуща уважаемой религиозной общине.
----------------------------------
* Комментируя письмо р. Бройде, р. Шиллер, в частности, писал:
В личной беседе рабби Бройде сообщил мне, что беседовал с несколькими выходцами из Литвы, утверждавшими, что до II Мировой войны на специальных уроках для невест говорилось, что покрывать волосы необязательно (с поправкой, что волосы должны быть подобраны, т.е. заплетены или собраны в пучок).