Йевамот 98б
Мишна рассказывает трагическую историю.
У пяти женщин перемешались дети. То есть теперь не определить кто чей сын.
Но еврейских женщин таким не смутишь. Их воспитали, женили. Но к несчастью, все они умерли, не оставив детей.
Важная деталь этой замечательной семьи - у каждой из матерей есть по одному сыну, в котором она уверена, что это ее сын.
По еврейскому закону вдовы должны или выйти замуж за брата покойного мужа (ибум) или получить от него же освобождение (халица). Но вот неприятность - на каждую вдову есть четыре подозреваемых деверя.
Еще одна важная для понимания деталь ,женитьба на жене покойного брата - это важная заповедь.
Итак, решение мишны - "Четверо освобождают ее и один женится, он и трое освобождают другую и один женится", т.е. каждый дает развод четырем из вдов и женится на одной.
Понятно, что в этом случае с вероятностью 1\5 деверь выполнил заповедь, а с вероятностью 4\5 он женился на женщине, которая уже получила освобождение от своего деверя.
В Талмуде ставится вопрос о форме ответа "он и трое" и отвечают, чтобы исключить решение "Один женится на всех" (речь идет еще во времена разрешенной полигамии), разумеется после получения вдовами развода от всех остальных кандидатов.
На первый взгляд, именно это решение предпочтительней. Ведь в первом варианте, возможно, что никто из пяти кандидатов не попадет на правильную вдову, и заповедь не будет выполнена никем.
Во втором варианте, наоборот, один из пятерых наверняка выполнил заповедь.
Объясняет Талмуд - "Возможно, каждому деверю попадется его вдова", и будет выполнено пять заповедей.
То есть шанс на пять заповедей для нас важнее, чем одна гарантированная.
Вот она еврейская вера в чудеса !!!