Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Евреи-запорожцы
Jewniverse Forum > Архивы Jewniverse.net > Общие форумы > Еврейский вопрос
Shalom
http://www.newcanada.com/73/evrei.htm
Лина Каральник (Торонто)

ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ

В последнее время внимание впечатлительных одесситов приковано к... евреям. К одесским евреям? Эка невидаль! Мало ли о них написано и рассказано! Всем скептикам можно сказать сразу и напрямик: о таких евреях мы еще пока не слыхали, разве что в виде шутки. Говорили иногда так “иерусалимский казак” - звучало очень забавно.

Однако, наверное, нужно обо всем рассказать по порядку. Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря им чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы, и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об упоминаемом «отцом истории» Геродотом античном городе Борисфене: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.

Но лучше всего может обо всем этом поведать человек, который непосредственно причастен к интересным исследованиям, - научный руководитель археологических раскопок, профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.

...Его путь в академической науке оказался негладким, и усыпан был не только розами. Были конфликты с академическими кругами Украины, и достаточно драматические. Однако в археологии всегда везло.

А.Добролюбский занимался исследованиями в Средней Азии и на Северном Кавказе. Бывали в его археологической практике уникальные находки, например, сарматское захоронение царицы древних амазонок, усыпанной золотом. Порой даже этим интересовались уже не только академические круги, но и иные “серьезные” инстанции. Не только у Генриха Шлимана были неприятности с властями, когда он нашел “сокровища Трои”.

И все-таки не золото и драгоценности стали особым украшением коллекции этого ученого. Дороже колец и диадем оказались осколки хрустальных бокалов, медная монета - екатерининский пятак, обломки кинжала и много другой мелочи, на которую любой другой человек не обратил бы никакого внимания. А все потому, что такие “мелочи” могут о многом рассказать лишь людям, обладающим эрудицией и воображением, интуицией и азартом. И, конечно, любовью к родному городу. Ведь речь идет об Одессе, о ритуале ее основания - и этим сказано все. Именно поиски в центре города привели к таким находкам, о которых обычно говорят “удивительное рядом”. Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски.

- Первоначальная идея наших поисков, - рассказывает А.Добролюбский, - была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в “культурных слоях” города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту? Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет. Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом “сердце” Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре. Для того, чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали “Клуб городских сумасшедших”, президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало. Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и с нами. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем, и первыми увидеть, что же все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели “народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры”.

Однако, в заголовке нашей статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?

В июле 1997 г. при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VII-V вв. до н.э. и обнаружили остатки каменного сооружения. Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели “зачистку” кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 г. и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 г.

Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода сюрпризам судьбы.

Примерно в пяти метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ вв. “Мусорная свалка” звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других еще менее романтичных местах.

Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины, что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из «русских» надписей прочитывается имя - «Исаак», на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.

Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь «похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни». Еще на одном фрагменте также имеется знак «похоронен». Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые «формируют» Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Коген (Коэн).

Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо - уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму «доодесским» периодом, т.е. до конца 80-х гг. ХVIII в. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 г.

Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII в. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в «Краткой еврейской энциклопедии» 1992 г. сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало шесть евреев (возможно, речь идет о шести семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVІІІ в., которое сохранялось еще в конце ХIХ в. «по дороге на Хаджибейский лиман».

Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологическая «изюминка» - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти втайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки.


Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-1787 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 г. под руководством Захара Чепеги.

Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее, чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 г. по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой «Ханской Украины». В августе 1778 г. им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старшина принял присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить «турецкому двору верно и непременно». Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства. Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России, и запорожцы, служившие Турции, оказались «по разные стороны баррикад».

А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 50-х годов секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что «был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек» (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.

Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я. Боровой. Он еще в 30-е годы обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать «по-еврейски» не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с найденными надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 г. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как «воюющая сторона», как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.

На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, «убрались под турка”, поселились у подошвы Гаджибейской крепостцы и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII в., близ дороги к Хаджибейскому лиману, вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 годов.

Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 г., во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь «для истребления сооруженных там магазинов для провианта». Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на «жидiвськом» кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей - обломки надгробий были тщательно спрятаны, «захоронены» под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это «захоронение» вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.

Показателен состав обломков в «захоронении» - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее «ценные», значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю-левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транскрибированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А. Скальковский не сумел их прочесть.

Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.

...Рассказанная здесь Андреем Добролюбским история - лишь одна из множества удивительных страниц целой повести, вернее, эпопеи. Здесь переплелось многое: и драматические античные эпизоды, и противостояние России и Турции в XVIII веке, и возникновение в степях Причерноморья необычайного города, воплотившего идеалы античности, и совершенно незаурядная судьба основателя этого города - Иосифа Дерибаса и его соратников. “Еврейские мотивы” этой повести звучат очень сильно и порой неожиданно.

Археологические работы в пределах Одессы далеки от завершения. Позади еще один сезон раскопок, он принес много нового, в том числе и новые обломки еврейских надгробий. Их описание, расшифровка и разгадка тайн еще впереди.
simulacrum
Фантастика, да и только!
Shalom
Есть в материале чуть-чуть иронии. и, вообще, интересно, насколько это правда, или Израиль - родина слонов?
Хотел на 7:40 это дать, но подумал: зачем гусей дразнить.
Vil
A poshemy "fantastika" i "rodina slonov"? Shto vas zdes' smyshaet?
Shalom
Может это и достоверный факт, там, на сайте, даже иллюстрация не совсем понятной фотографией. Воевать то они, воевали, даже не сомневаюсь, если приходилось, но назвать задонских евреев казаками...
Слишком для евреев одиозное название.
Йошка
Ну не знаю, как там с казаками, а семья моей бабушки родом из Запорожья. Прадед был достаточно обеспеченным человеком, у него был свой извоз - "таксопарк", так что жили они там по-крайней мере с второй половины 19 века. Воевать правда, не воевали smile.gif
Shalom
Ешка! Представляешь, если этот материал, да Игнату подсунуть. Во будет вопль!!
simulacrum
Под "фантастикой" я подразумевал восклицательное междометие, а не science fiction! Однако, при вторичном рассмотрении бросается в глаза то, что на основе факта находки нескольких обломков надгробных плит делаются чисто умозрительные выводы, касающиеся турок, запорожцев и расстановки сил противника.

Кстати, никто не задумывался, почему у стольких бессарабских евреев - тюркские фамилии и почему бессарабская еврейская кухня такая острая и, как сказано в труде "The Yiddish Kitchen", более напоминает турецкую и балканскую, нежели мэйнстримную еврейскую?
Игорь Островский
А разве Борисфен это не Днепр?
И не Ольвия лежала где-то в районе совр. Одессы?
И как насчёт погромов, которыми так славились запорожцы?
Читал я в юности роман о запорожцах, на украинском. Так назывался он "Людолови". В предисловии указывалось, что авторша слишком уж строго судит запорожцев, исходя из моральных критериев более позднего времени. Но в общем, что запорожцы с их набегами, что Разин с его походами за зипунами - чем отличаются от какого-нибудь Дрейка или Моргана? Пираты.
Оно нам нужно?
Vil
Nygno-ne-nygno, no raz bilo, to bilo. I esli kakomy-to evrey nravitsja sidet' na loshadi i maxat' pri etom sablei, to poshemy eto vizivaet ydivlenie? Neygto takoi yg mirnii narod?

Xren: rasskazali bi o sebe? Mne pokazalos', shto Vi govorili o svoei gyrnalistskoi dejatel'nosti, kakaja-to stydija y Vas bila. A na 7:40 pishite o traktore i sel'skom xozjaistve. Neygto stol' mnogogranni?
simulacrum
Еврей, который сел на лошадь и взял в руки саблю - перестал быть евреем и стал русским. Такой человек может сказать за столом сальность и позволить себе лишнее с женщиной. Ну и далее где-то: евреи не едят раков.
Shalom
Цитата
Xren: rasskazali bi o sebe? Mne pokazalos', shto Vi govorili o svoei gyrnalistskoi dejatel'nosti, kakaja-to stydija y Vas bila. A na 7:40 pishite o traktore i sel'skom xozjaistve. Neygto stol' mnogogranni?


Привет Вил. Знаешь, много чем я занимался. Был кочегаром, и строителем(монтажник), потом мастером на стройке. В 72 свалился, и пол года по больницам-армейская травма открылась. Пришлось профессию менять, - иначе инвалидность. Пошел в радиоредакцию звукооператором. Там начал писать. В 73 корреспондент, учеба, редактор, И.О редактора районки. У меня отчим в 75 году партбилет демонстративно сдал ( вступал в 41, на фронте), а он для меня был высший авторитет. Когда мне "лимит" выбили, я отказался вступать в партию, что кровно их обидело. С работы вышибли в 80м. Спас друг, зав. отделом культуры. Пристроил методистом в ДК. Студия у меня там была с 78 года. Куча дипломов, Народный коллектив, потому и согласились скрепя сердце. Снова учеба в ЛГИКе, в мастерской Глазкова. Писать, правда, писал, но вольно. По договорам. Добрался до директора ДК, а тут перестройка, и очень воли захотелось. В 89 ушел в фермеры. До 94 фермерствовал. Молоко, мясо, картошка- моя специализация. Приходилось разрываться между фермой и студией. Это в 50ти километрах от деревни, куда переселился. Надо было не реже двух раз в неделю мотаться. Устал, передал студию своему лучшему ученику. Он, увы, не потянул, стало все ломаться. Пригласили обратно. Пришлось хозяйство на сына переписать. До 96 года, вроде ничего было, даже в организации еврейской общины поучавствовал, и поработал немного. Но, опять влетел, как всегда. Влез в стачком. Тут уж уволили, за пол года до пенсии. Да и фермеров жать стали налогами, школу закрыли в деревне. Пришлось все распродать, и на старое место возвращаться. Квартиры нет,(как законопослушный, сдал при переезде в деревню) пенсия 380 рэ, с работой перспектив ноль, из-за конфликта с мэром. Образования младшим не дать. На публикациях не проживешь. Вот и решил всем семейством податься в Израиль.
Странно, но сразу, в аэропорту, почувствовал, что домой приехал. Здесь жизнь не сахар, но душевный комфорт такой, какого в России не испытывал никогда. Вот такие пироги, вкратце.
А сам то, что можешь о себе сообщить?

[ Это Сообщение было отредактировано: Хрен в 2001-10-16 23:20 ]
Йошка
Цитата
Автор: Simulacrum, 2001-10-16 17:55 цитата:
Еврей, который сел на лошадь и взял в руки саблю - перестал быть евреем и стал русским. Такой человек может сказать за столом сальность и позволить себе лишнее с женщиной. Ну и далее где-то: евреи не едят раков. 

Смех-смехом, но в "Эксодусе", по-моему, описан именно такой персонаж - еврей на лошаде с саблей, рубящийся с арабами. Так -то вот
Vil
:razz:

[ This message was edited by: Vil on 2002-03-26 18:08 ]
simulacrum
Вил, а Саша Каневский - это тот самый или однофамилец?
Цитата
Вообще, с фотоальбомом - это ты здорово придумал, я обожаю разглядывать старые ч/б фотографии и в силу исторических причин у меня самого их совсем мало. У меня есть пару замечаний: во-первых, мне кажется логичным разместить публикации начав с самых недавних и двигаясь назад во времени - так, во всяком случае принято в биологических науках (надо бы проверить технические резюме); во-вторых, Questions of Nuclear Physics & Technics звучит как-то странно - мне кажется лучше было бы Issues in Nuclear Physics (& Technology/Appliances/Equipment - смотря что имеется в виду, наверно последнее).
А знаешь ли ты какие-нибудь стихи с упоминанием Луганска? wink.gif

[ Это Сообщение было отредактировано: simulacrum в 2001-10-22 04:29 ]
Vil
Izvinite, navernoe, vse-taki, odnofamiles. Seisas Sasha Konevskii givet v Simferopole, on pensioner, givet s sinom -- invalidom.

Nashet posledovatel'nosti v spiske: ny, koneshno, nado bi tak, kak Vi skazali, da y menja vse ryki ne doxodjat peredelat'.

A vot stixov pro Lygansk ja ne znay. Takovii est', koneshno, no napisani mestnimi poetami i dlja menja malozvyshni.
simulacrum
Ну тогда загляни, пожалуйста, на лит.форум - там уже есть что-то про Луганск. И, если ты не против, то ко мне - на 'ты', ОК? Мы тут вроде все на 'ты' переходим - за давностью знакомства.
Vil
Ja poprobyy, xotja eto, primerno toge, shto vipyskniky kadetskogo korpysa xotit' derga ryki v kormanax.

Ja shto eto za "Nuevo York"? Eto po kakovski?
simulacrum
А это по-нью-йоркски! Вот ты думал у нас какой тут second language? Вот то-то же.
Vil
Da, ne oshen'-to vi lybite etot gorod. Mne bol'she nravitsja "Bol'shoe Jabloko". Ili eto nazvanie ne v xody?
Shalom
Привет всем! Долго не выходил, и прошу извинения за долги. Но, осень, и мотор реагирует. Забрали на ремонт, но вот полегче стало, и на шабат отпустили домой. Первым делом залез в форумы. Посмотреть, чем дышат. Отвечать пока не буду никому, не до этого, к сожалению, но читаю с удовольствием.
Вот и отметился.
Йошка
Здравствуйте Хрен, поправляйтесь скорее!! Без Вас форум замирает smile.gif

Зато видите, какие изменения - главная страница заработала, и ссылок уже полно!

Всех благ и здоровья
simulacrum
Хрен, выздоравливайте и к нам! Тут столько всего заваривается.
Цитата
Da, ne oshen'-to vi lybite etot gorod. Mne bol'she nravitsja "Bol'shoe Jabloko". Ili eto nazvanie ne v xody?
Вил, сказать что я люблю этот город - ничего не сказать! Лучше приведу слова Стейнбека:
"Это уродливый город, грязный город. Его климат - скандал. Его политика пугает детей. Его уличное движение - безумие. Его конкуренция убийственна. Но есть одна вещь: если вы жили в Нью-Йорке и он стал вашим домом, ни одно иное место вам не подойдёт".Добавить нечего.
Bear
Цитата
ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ


Я, конечно, не историк, а бурый медведь, и признаю авторитет уважаемого доктора наук, но верится с трудом.
Казачество было сословием, кастой, национальностью которая формировалась из людей оставивших по разным причинам свою родину, народ, уклад жизни. Кроме того, казаки уводили в плен иноплемённых женщин которые рожали новых казаков. Поэтому в том что в жилах запорожцев текла русская, украинская, польская, турецкая, персидская, сербская, еврейская и ещё Б-г весть какая кровь у меня нет никаких. (Так, донской казак Степан Разин был по матери турок, а его сподвижник Василий Ус, по некоторым сведениям, был по матери перс.) Но... Одно но. Всех этих разношёрстных и разномастных воинов объединяла вера. А именно, Православие. Поэтому я не могу поверить в то что евреи влившись в казачество сохранили веру и традиции.
Что касается евреев живших под Хаджибеем до завоевания его русскими, то они совсем не обязательно должны были быть казаками. Евреи поселились в Оттоманской Империи гораздо раньше чем в Российской и пользовались большими правами и свободами. Эти шесть евреев(семей) в Хаджибее вполне могли быть и торговцами и ремесленниками, и служить у турок на государственной службе.
В статье есть фраза о том что существование евреев в запорожской среде трудно себе представить. Вспомните "Тарас Бульба" Гоголя, там написано о евреях в Запорожской Сечи.
Всё что я написал, разумеется, мнение дилетанта. Буду рад если кто-нибудь его оспорит.
И последнее. Я хотел бы выразить несогласие с Хреном, который написал что казаки - для евреев слишком одиозное название. Хрен, видимо, имел в виду что слово "казак" прочно ассоциируется со словом "антисемит". Я не склонен лакировать отношения между двумя народами в прошлом, но мне кажется зря Вы так, Хрен.

:confused:
Bear
Цитата
On 2001-10-21 21:50, Simulacrum wrote:
А знаешь ли ты какие-нибудь стихи с упоминанием Луганска?


Помню одну только строчку из песни о К.Е. Ворошилове и Красной Армии:
"Береги страну родную как луганский слесарь Клим" smile.gif
Йошка
Привет, Беар :bear: !
Цитата
Я хотел бы выразить несогласие с Хреном, который написал что казаки - для евреев слишком одиозное название. Хрен, видимо, имел в виду что слово "казак" прочно ассоциируется со словом "антисемит". Я не склонен лакировать отношения между двумя народами в прошлом, но мне кажется зря Вы так, Хрен.

Так ведь не только Тарас Бульба - еще был Богдан Хмельницкий, да и где-то в памяти у меня слова моей бабушки о казаках - убийцах евреев. Не, казаков со словом "антисемит" я бы не стал сравнивать, скорее с "черносотенец".
Bear
Так ведь не только Тарас Бульба - еще был Богдан Хмельницкий, да и где-то в памяти у меня слова моей бабушки о казаках - убийцах евреев. Не, казаков со словом "антисемит" я бы не стал сравнивать, скорее с "черносотенец".

Видишь ли, Йошка, тут многое зависит от ответа на вопрос "Что такое казак?" Одна моя близкая знакомая по имени Катя говорит о казаках так "Наша нация..." Обычно считается что казаки - это сословие, а по национальности они русские, но, если задуматься, Катя не так уж не права.(Другой мой знакомый, Олег, воскликнул по какому-то поводу полушутя полусерьёзно: "Какой я тебе русский, я казак!) Так уж мне повезло что у всех моих знакомых представителей этой национальности антисемитизм и любая национальная фобия отсутствовали напрочь. Потому я и считаю что Хрен немного погорячился.
:confused:
FFC
Присоединяюсь к критикам изложенной позиции. smile.gif Легковесно. smile.gif Но дело даже не в этом. Оно нам надо - быть запорожцами? wink.gif Мы и сами с усами. smile.gif Тоже мне честь - доказывать, что твои предки были среди каких-то стародавних бандитов...

Я сразу анекдот вспомнил: попали как-то в яму козленок, Рабинович и волк. Козленок испугался и замлеял, а Рабинович ему:« Что бэ? Что мэ? Товарищ волк сам знает, кого первым кушать» smile.gif :razz: wink.gif biggrin.gif smile.gif

Мне лично было приятнее узнать, что российский актер Певцов - еврей ( по маме ).:eek:
А запорожцы - гори они ярким пламенем за все свои подвиги во времена Хмельнитчины и гайдаматчины...
simulacrum
Цитата
Мне лично было приятнее узнать, что российский актер Певцов - еврей ( по маме ).
Не знаю, кто такой актёр Певцов (певец Актёров? - раньше о Хлебникове говорили, что он поэт Поэтов, а теперь о Борхесе и Sebald'е, что они писатели Писателей), но и Поппер и Витгенштейн - евреи Евреев и по маме и по папе, хоть в целом и несколько крещённые. biggrin.gif
Йошка
Цитата
On 2002-01-08 17:44, Bear wrote:
Йошка: Так ведь не только Тарас Бульба - еще был Богдан Хмельницкий, да и где-то в памяти у меня слова моей бабушки о казаках - убийцах евреев. Не, казаков со словом "антисемит" я бы не стал сравнивать, скорее с "черносотенец".

Видишь ли, Йошка, тут многое зависит от ответа на вопрос "Что такое казак?"  Одна моя близкая знакомая по имени Катя говорит о казаках так "Наша нация..."  Обычно считается что казаки - это сословие, а по национальности они русские, но, если задуматься, Катя не так уж не права.(Другой мой знакомый, Олег, воскликнул по какому-то поводу полушутя полусерьёзно: "Какой я тебе русский, я казак!) Так уж мне повезло что у всех моих знакомых представителей этой национальности антисемитизм и любая национальная фобия отсутствовали напрочь. Потому я и считаю что Хрен немного погорячился.
:confused: 

Берл, я имел ввиду именно сословие - тех, кто с нагайками, на лошадях так сказать. Если говорить о казаках, как народе, то думаю, ни у кого никаких аналогий со словом "антисемит" не возникнет - сословие же дело совсем другое. Еще вспомнилось как казаки гнали нагайками несклько десятков еврейских семей до полного изнеможения - это к вопросу о том, что они мол просто выполняли приказ, а не громили.
FFC
Симулякрум, не знаю, мне англоязычные евреи кажутся какими-то чужими, непонятными, я их воспринимаю как евреев только в сфере сознания, а российских евреев, как своих, на уровне эмоций и ощущений... smile.gif

Про Виттгенштейна Вы мне уже сообщали на 7-40, что Капл Поппер тоже? Вы только подумайте! smile.gif
Про экономистов из Чикаго я уж и вовсе молчу...
biggrin.gif
Йошка
У меня тоже было такое впечатление, как у Ивана, пока не посидели за одним столом - если есть общие темы, например, иудаизм или Израиль, то сразу другое впечатление - евреи smile.gif
FFC
Йошка, с некоторыми местными можно и за одним столом, и в одной кровати - все равно не то... :frown:

Впрочем, есть отдельные приятные экземпляры ( например, председатель местного Еврейского Конгресса ), но в целом в Канаде англоязычные евреи своих русскоязычных собратьев не очень привечают. Разница в культуре и ментальности сказывается. :eek:
И я вижу это не только по нам, но и по всем нашим знакомым. :frown:

А Вы говорите - запорожцы... Кстати, может теперь перейдем к москвичам или жигулям? biggrin.gif
simulacrum
Лев Аннинский

Царь Мелех

Как бы вы ответили, уважаемые читатели, на такой провокационный вопрос: почему в корне названия старейшего казачьего поселения на Дону — Кагальницкого городка — присутствует иудейские слово “кагал”?

Этот вопрос был задан Михаилу Шолохову. Он ответил так:

— Пока есть противостояние иудаизма и православия, мы не будем знать всей правды. Ни об истории казачества, ни об истории России.

И шутливо добавил, обращаясь к задавшему вопрос правдоискателю:

— Ищи! Может, найдешь правду.

Казачья повадка помогает автору “Тихого Дона” уйти от однозначного ответа (что свидетельствует о том, что великий летописец казачества, сам, как известно, по происхождению иногородний, действительно проникся вольным казачьим духом).

Однако вопрос, как говорится, интересный. Пока православие и иудаизм противостоят друг другу, простого ответа на него ждать не приходится. Как и ответа на вопрос, была ли в реальности Хазария, а если была, то какая. Вместо нее в российской историографии веками маячит что-то эфемерно-туманное, неразумное (прилипло пушкинское словцо!), непоправимо обрезанное (то есть отрезанное от отечественной истории: впали в иудаизм, значит, чужие). В новейшей историографии (от Гумилева до Кожинова) Хазария как бы воскресает из псевдобытия (есть и роман А.Байгушева на эту тему), и именно — как непримиримый враг, фатальный геополитический оппонент Руси.

Эта оппозиция, я думаю, переносится в хазарские времена из времен позднейших, когда Русь действительно противостоит “востоку”, — хазары оказываются как бы в роли прототатар. В реальности же ось напряжения проходила в доордынские времена не по линии Хазария — Русь, а по линии Хазария — Византия; Русь же, пластавшаяся между двумя этими силами, еще не была равновесным участником конфликта; она стала им позже — именно в результате борьбы с Ордой, но это произошло в эпоху, когда от Хазарского каганата остались одни воспоминания.

Опять-таки: если писать историю “верхов”: историю царств и религиозных доктрин, — тогда каганат, сопоставляемый с княжеством или ханством, может играть роль альтернативы, а иудаизм, в который вросла хазарская “верхушка” за 250 лет до крещения Руси, вполне может быть символически предъявлен Владимиру Красно Солнышко в качестве искуса при выборе веры.

Но если говорить об истории народов (а история народов кажется мне не менее интересной, чем история престолов и алтарей), так ведь кроме хазарской “верхушки”, впавшей в иудаизм, были еще и пастухи, гонявшие стада от Дона до Арала, купцы, торговавшие по всему этому краю, ремесленники, чьи изделия по сей день археологи находят от Венгрии до Армении…

Оставляю в стороне поэтический вопрос о том, прикрыла или не прикрыла Хазария Западную Европу от азиатских кочевников, и если прикрыла, то лучше или хуже это вышло для истории, потому что в пору, когда этот вопрос был для Хазарии актуален, Русь еще только проектировалась, а когда Русь (опять-таки по Пушкину) действительно заслонила Запад от Востока, Хазарии уже не было.

Я думаю, что для истории России (именно — для истории народов, ее составивших) не менее существен другой вопрос: вот те самые хазары, неразумные, обрезанные, — куда они после исчезновения каганата реально делись?

Как куда? Рассеялись по евразийским просторам. Слились с тюрками, которым, по А.Кестлеру, приходились кровной родней. Слились со славянами, которым тоже были не чужды. Слились с еврейскими общинами Западной Европы… но это — обрезанная верхушка. Что же касается масс, то в пестрой массе хазарского населения, жившего под крышей каганата, превалировали (по свидетельствам мусульманских историков) два типа: “кара-хазары” и “ак-хазары”, то есть “черные” (похожие на тюрок, а еще, как тогда считали, на индусов), и “белые” (рыжеволосые, светлоглазые, долговязые… на кого они похожи, решите сами). В общем, как собрался каганат из двунадесяти племен, так и рассыпался. Из кого собрался, пусть выясняют историки древности, а вот куда девался — это стоило бы выяснить историкам современности.

Вот один из ручейков, выбившийся на поверхность: казаки мещерские. Диалект — смесь славянизмов и тюркизмов. На воротах — мезуза. Предпоследняя историческая затрещина получена от патриарха Филарета в 1619 году — за то, что в Смуту переметнулись к Лжедмитрию: за сей грех пришлось казакам из Мещеры передислоцироваться на Дон. Последняя затрещина — уже от советской власти, в ходе общего “расказачивания”. Так что к середине ХХ века мало кто из этих казаков помнил, откуда они.

Один — помнил. Восемнадцатилетний кавалерист 247-го Уссурийского казачьего кавполка, в 1943 году по совету отца “попросившийся в кавалерию”. По совету того же отца о своем “мещерском” происхождении благоразумно помалкивал. Однако со слов своей бабки Федоры Давыдовны (хорошее сочетание) знал много тюркских выражений. И еще знал, что значит его фамилия: Подоксик (возьмите карту Мещеры и найдите реку Подоксу).

Участвовал казак в последней конной атаке ХХ века под Муданьцзяном. Служил в Советской Армии до 1954 года. Вышел в отставку в чине подполковника.

Он-то и спросил Шолохова о Кагальницком городке. На правах знакомого. Потому что и Шолохов, в военные годы посетивший их полк, спросил, какие тот парень знает фамилии дореестровых казаков. Фамилии оказались такие: Алимов, Баскаков, Малкин, Бирюков, Бердников, Чурхин, Мелехов…

Оставляя любителям ономастики распознание тюркских и славянских антропонимов в этом списке, раскрою один, для почитателей Шолохова особенно любопытный: Мелех — это царь. На иврите.

Прочие подробности — в статье Е.Подоксика в 15 номере журнала “Русский еврей” за 2000 год.


Дружба народов, N11 2001.
Йошка
Мелех: Вывод такой - евреи, кругом одни евреи! У меня был знакомый армянин по фамилии Меликян. Очень на Мелэх похоже!

Мы и американские евреи:
По-поводу приятия и неприятия чужаков - была такая история во Франции (время надо оточнять, незодолго до дела Дрейфуса), когда французские общины резко увеличились за счет притока ашкеназийских беженцев из восточной Европы. Ну представляете себе - вдруг на улицах появляется множество бедных, почти нищих людей, говорят на своем идише, ни слова по-французски... Местные общины (как сефардские, так и ашкеназские) от них избавлялись как только могли, вплоть до обвинения пришлых ашкеназов в увеличившемся антисемитизме (что ж, может доля истины в этом и есть).

Так собственно история и повторяется - мы так же сильно отличаемся от наших сородичей, более ста лет назад пустивших корни в Сев. Америке, как тогдашние польские ашкеназы от французских евреев.
FFC
Может быть, это надо сделать новой темой....

Итак, чем мы отличаемся от англоязычных евреев? Мы можем говорить с ними и прочими на английском ( акцент в Торонто никого не волнует, как и в других больших городах этого континента ), мы знаем идиш так же плохо, как и они ( я имею в виду поколение до 40 ), мы тут, в Торонто, знаем об Израиле в большом проценте случаев не понаслышке, а из собственного опыта, сответственно, лучше знаем иврит... ну и по этой причине у нас более правые взгляды в израильской политике ( не в моем случае, а в общем, в некоемом усредненном случае ). Местные евреи - самые большие защитники палестинцев. Нет, не на уровне еврейских организаций, а на уровне активистов левых движений, всяких там коммитетов солидарности и т.п.

Но мы не столь организованны, как местные. На двух евреев везде три мнения, но только советские ( бывшие советские ) могут из-за этого три раза посориться и расплеваться...
Местные ходят в «шуле», мы нет ( это был один из первых вопросов моего семейного врача, когда он узнал, что я еврей - в какую шуле я хожу. :eek: Я его в отместку спросил, говорит-ли он на идише и иврите /на идише я знаю сколько-то слов и выражений, но не более того /? wink.gif И на этом мы сошлись и поняли друг друга. biggrin.gif ).
Вернее так, мы ходим - как исключение, а они - как правило.

Что скажут американские коллеги про американских англоязычных евреев?
Laplandian
Боюсь показаться назойливым, но не шуле (что
означает "школа", хотя так сейчас мало кто говорит), а шул или
шил. Для Вас, раз Вы из Питера - скорее шул.
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.