Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Кто из Питера?
Jewniverse Forum > Архивы Jewniverse.net > Dos yidishe Shteytl > Местечко
FFC
Народ, а кто из Питера? Хотя бы в прошлом?

Порой что-то щемит внутри от потери города, его ландшафта, от запаха Невы, от головокружения от смотрения на мелькающий под мостом ( под тобой ) лед... От того, что больше нет сирени на Марсовом поле, что нет всплескивающих как руки мостов в белую ночь, от нехватки в крови, как витаминов или микроэлементов, фестивалей в эти самые белые ночи... От того, что больше не пойдешь поздно вечером от Мариинки до Сенной... От того, что площадь Искусств так далеко, что как будто и нет больше Филармонии, откуда в мае выходили в антракте в сквер на площади, чтобы еще не остывшая в душе музыка перемешалась с баррочным ансамблем площади...

Питер затягивает. Даже если знаешь уже, что он не самый красивый город в мире. Но чтобы тебя затянуло в него, надо там жить, надо чувствовать себя сопричастным городу... Туристу это не дано. От этого как-то горько. Нет, это не ностальгия. Тоска по себе лучшему, чем сегодня, не такому суетному, не такому сытому, не такому опытному, каким мы себе кажемся в любой данный момент... Питер интровертен. Посему он не для туристов, хотя и они что-то успевают заметить, почувствовать, подхватить, как какую-то заразу. Вот только не могут понять, что же они увидели, с чем же соприкоснулись...

Питер - странный город. Город в себе. Ноумен. Его нельзя понять снаружи. Нельзя и изнутри. Но изнутри можно хотя бы почувствовать - он есть ты. Эти дворцы, каналы и реки, мосты и колонны, проходные дворы, арки, сады и парки, дожди и слякоть, ветер и сырость суть ты. Ты в них, они в тебе. Это куда точнее «и будут двое одна плоть», чем соитие с женщиной. Ибо не на миг...

Если честно, мне стыдно, что Питер стал всего лишь кусочком памяти. А может не стыдно, а больно...
Laplandian
Я - из Питера, в совсем недавнем прошлом. Кстати, раз уж Вы
работаете в разделе "Дос Идишэ штэтл", Ир рэдт такэ аф идиш?
Афн вайсрусишн диалэкт, азэй ви кимат алэ лэнинградишэ одэр
эпэс андэрш, ву флэгт Ир вэйнэн, аф вэлхэр гас?


На самом деле, Питер богат и еврейской, особенно хасидской,
прежде всего хабадской историей, и хабадский хсидус даже
относится к нашему великому городу с немалой долей мистицизма.
Все до единого хабадники знают, по меньшей мере, о существовании
загадочной "Петропавловской крепости", впрочем не всегда зная
смысл этого русского словосочетания и некоторые раз в год совершают
паломничество в камеру Алтер Ребе, слышали о Зимнем Дворце,
Шпалерке, доме ребе Райца на Моховой. Знаменито высказывание
Алтэр ребе о том, что суть этого города, его таинственное
переплетение дворцов, мостов и рек точно отражает духовные миры...
И удивительная, парадоксальная заметка в дневниках Любавического
ребе о том, что Петербург - это Йерушолаим деКлипо - обратная
сторона Иерусалима, в сумерках которой можно, победив давление
материальности, увидеть внутреннюю, скрытую сущность святого
города, запечатанную до прихода Мошиаха.


Я всегда удивлялся особой таинственности, энигме расположения
самых обыкновенных зданий, деревьев и даже подворотен.


На самом деле - это необычная, совсем новая тема, которую никто еще,
кажется, не пытался изучить - роль Петербурга в хасидизме, история
его раввинов, книги (мне известна, кроме петербуржских
майморим ребе Райаца, книга респонсов реб Ицика Петербургера.
Было ли что-то еше?).

В топике "идиш в хСССР" я уже затрагивал одну из хасидских идей,
подробно рассмотренную ребе Нахманом из Бреслова - скрытая
Б-жественность всего сущего. В названиях и истории городов и
местечек, легендах и сказках, сокрыты каббалистические
истины. Идея хасидского имманентного универсализма.

Парадокс и тайна "теневой стороны Иерусалима".
Laplandian
P.S.

А какой город, кстати, красивее ? wink.gif
simulacrum
Если говорить о книжной форме, то имеются уже две книги Михаила Бейзера о еврейском Ленинграде и синонимах. Конечно, они более всего обзорные, и концентрируются прежде всего на топографии, но написаны хорошо. А насчёт красивых городов - это же дело вкуса...

Цитата
...реб Ицика Петербургера.
У нас говорили Пейтэрбург, но я уже слышал даже Пейтэрбарг...


[ This message was edited by: Simulacrum on 2002-01-04 17:33 ]
FFC
Аф идиш у меня плохо. :frown:

Да и нельзя, как мне кажется, о Питере на других языках - не в кассу...

Красивее? Рим красивее. Иерусалим нет, Иерусалим совсем другой. У каждого свой мистический опыт. Для хасидов Иерусалим мог быть метафорой, признанием того, что в Питере можно разглядеть некую божественность.

Однако лично мне Питер не кажется чем-то неземным. Питер иной, скорее слишком земной благодаря своей многоводности, своему слиянию с низким небом и высокой водой.
В искусстве икебаны есть принцип триединства - набо, человек, земля. Одна ветвь вертикально вверх, одна - наклонно и одна - почти горизонтально. Так достигается гармония. Примерно так же получилось с Питером: город как бы зажат между рекой-морем и тучами. И эта зажатость как бы вплавляет город в это триединство.
Поэтому в Питере кажется, что небо близко. Это добавляет в людей какой-то мрачный романтизм.

В Питере не приживается сентиментальщина, пошлость. Даже ужасные красные пиджаки исчезли быстрее, чем в других местах.

Питер вял и малохолен. Меланхоличен. Анемичен. Склонен к рахиту. И благодаря всем этим болячкам склонен к умствованию, к изысканности, к некоему аристократизму. Все его изъяны составляют единое целое с его непонятностью и парадоксальной человечностью. Человечность эта не унижает, но низводит тебя на то место, коего ты достоин, не позволяет заноситься, дает ту шкалу, на которой не сможешь сам себя обмануть и возгордиться. Странно при этом, что есть и особый питерский снобизм, некое чувство причастности к чему-то высшему, закрытому для профанов, элитному или элитарному... Но это лишь иллюзия, искажения, вызванные питерским туманом. Туман искажает. Особенно болотный туман. Контуры колеблются, расстояния искажаются... И можно верить только тактильным ощущениям. Тот же, кто ведется на слух или матится какой-то картиной, приходит к пустоте. Наверное, именно эти заблудшие души и страдают вышеупомянутым снобизмом...

Демократичен-ли Питер? Да, как демократична классическая музыка - любой, кто готов к некоторому усилию, чтобы войти в нее, чтобы понять и принять, может полюбить ее. Она доступна всякому, кто достоин ее, достоин хотя бы тем небольшим усилием, которое требуется, чтобы не слушать, но услышать.
simulacrum
Я подметил одну значительную разницу в описываемом отношении к Питеру и моём, например, отношении к моему провинциальному городку. Питер в описании FFC (formely known as Ivan) существует сам по себе, где-то там где ему географически положено существовать; он формирует живущих и живших в нём людей, при этом не трогаясь с места. Его география предопределена, может быть она даже ему предначертана.

Моего городка на карте не существует, он растворился, рассыпался с рассеянием некогда составляющих его жителей. Ему предначертана только мысленная и весьма недолговечная география, в него невозможно вернуться, ибо на том клочке суши кроме топонима и родных могил ничего не осталось. Не осталось того, что можно было бы посчитать своим городом, ибо его архитектура никогда не была его сутью, ибо ощущения от него никогда не были привязаны к карте, они просты и неопределённы - зелень, фруктовые запахи, тёплая осень, сливовое повидло варится в медных чанах - этому просто нет места нигде кроме самых безнадёжных глубин памяти. Почтовой открытки оттуда не послать, ибо на ней нет изображения и нет того почтампта, который в состоянии был бы преодолеть два темпорально разобщённых мирозданья. Город этот сформировал только тех, кто в нём жил и никогда уже никого больше не сформирует, хотя все жилые коробки на местах и аллеи ежегодно запорошивает тополиным пухом. Его название, как выяснилось, относилось лишь к населяющим его людям, к уплывшему уже куда-то воздуху. Один хороший поэт, кстати, о нём-то как-раз и сказал: "Особенный, еврейско-русский воздух. Блажен, кто им когда-либо дышал."

[ This message was edited by: Simulacrum on 2002-01-04 20:19 ]
Laplandian
Любавические ребе специально подчеркивали связь реального
Питера с Иерусалимом и Египтом одновременно, вплоть до
истолкования слова "Петербург" в связи с библейским словом пэтэр -
высвобождение (открытие, выход на другой уровень).

И что самое странное, даже у русских поэтов Серебряного века
встречается образ города, сочетающего "египетско-иерусалимскую"
сущность.


Стоит ли говорить на идише о Питере?Зависит от личных воспоминаний
и отношения к языку.


Интересно, что у хсидим по отношению ко всем странам Восточной
Европы, кроме Польши, не так часто встречается чувство мимолетности
и виртуальности истории и географии (как в песне "Майн штэтэлэ
Бэлц"), напротив, я часто участвовал, в компании со сквирскими,
карлинскими, вижницкими, бресловскими и любавическими хасидами, а
затем и самостоятельно, в поисках и исследованиях неистребимой
еврейской ауры местечек. Например, для Сквирских хасидов
загаженный теплоцентр в центре Бердичева таковым не является, но
всего лишь неприятно заслоняет истинную природу этого места, где,
по преданию, реб Либэр аГудл - основатель еврейского Бердичева,
обнаружил в лесной чаще врата в небеса, пройдя через которые, все
молитвы непременно принимаются Б-гом, парк Софиевка в Умани
(для бресловских) - некое по определению сакральное место и так
далее. Разумеется, многие ездят и в Чернобыль по специальному
пропуску (я один раз был - пробыть там несколько часов не вреднее
рентгена в поликлинике), с интересом ходя по развалинам
синагоги "Меойр-Эйнаим", превращенной когда-то в пионерский клуб,
устраивая там миньен и так далее. Это поиски не утраченного, но
глубоко сокрытого где-то в духовных недрах этих мест .



Конечно же, красота - понятие неопределимое и потому
относительное. Меня всегда привлекала лишь интроспективная, а
не внешняя (Рим, к примеру, по слухам) красота. Рига, Киев, Умань,
Меджибуж, Бреслов (Броцлав), Прикарпатье - уникальны по-своему,
своим непременным никогда не повторяющимся символическим
сочетанием реки, холмов и города, повисшего между ними.


[ This message was edited by: Yoel on 2002-01-08 12:39 ]
АЛ
Yoel, а Вы не могли бы дать мне ссылки на Любавических ребе о Петербурге? Вот эти:
Цитата
Любавические ребе специально подчеркивали связь реального Питера с Иерусалимом и Египтом одновременно, вплоть до 
истолкования слова "Петербург" в связи с библейским словом пэтэр 

и
Цитата
...удивительная, парадоксальная заметка в дневниках Любавического ребе о том, что Петербург - это Йерушолаим деКлипо


Очень обяжете.
Я что-то слышал об этом, но хотел бы сам почитать. Интересно очень.
Laplandian
Про Йерушолаим-деклипо написано в одном из томов Решимойс
последнего ребе, но у меня сейчас под рукой нет этой книги, равно
как и других источников хасидских историй (аТомим , Ойцер сипурей
Хабад) и других . Если они мне попадутся под руку, я , бли
нейдер, постараюсь записать точные ссылки и отксерить
соответствующие страницы. Раз Вы живете в Питере, то
можете спросить у Хаима Толочинского его интерпретацию этой идеи,
скорее всего он может сходу указать пару источников .

Мне самому нужна , честно говоря, точная информация по этому
поводу.



By the way ,

От суматохи жизненных потерь
Храни родное 239.
Оно зовет нас звонким стуком двери
И радостными криками детей.




( והמבין יבין ) smile.gif wink.gif



[ This message was edited by: Yoel on 2002-01-16 17:50 ]
Это текстовая версия — только основное содержание. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2019 Invision Power Services, Inc.