Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 718

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Из ''Золотого сундука'' Амалдана Кукуллу
Дата Tuesday, March 02 @ 12:09:47 MSK
Раздел: Yiddish
YiddishАмалдан Кукуллу – литературный псевдоним известного мыслителя, поэта и сказочника Кукулиева Амала Даниловича (1935 - 2000).
С юношеского возраста Амалдан Кукуллу посвятил свою жизнь сбору, изучению и обработке джугурского эпоса. Обучаясь на факультете журналистики Ростовского государственного университета, впервые на официальном уровне Амалдан Кукуллу обратился к теме горско-еврейского фольклора, которому в 1969 г. посвятил свою дипломную работу, после чего был рекомендован в аспирантуру Института востоковедения АН СССР.
Среди множества изданных сочинений писателя, хотелось бы выделить книгу сказок «Золотой сундук» М., «Наука», 1974 г. Сборник, изданный 20.000 тиражом, как и другие труды автора, давно стал библиографической редкостью. Восполняя этот досадный пробел, издательство «Амалданик», г. Москва начинает выпуск литературного наследия Амалдана Кукуллу. В январе 2004 г. увидит свет первая книга посмертного издания куда включены избранные сказки одного из древнейших народов Кавказа. Тексты приведены без изъятий и купюр с оригинала авторской рукописи. Большая часть сказок публикуется впервые. Книга рассчитана на широкий круг читателей, однако представляет и несомненный интерес для специалистов. Издание посвящается 30-и летней годовщине публикации сборника «Золотой сундук».
Небольшой фрагмент новой книги предлагаем Вашему вниманию (публикуется с ведома и разрешения Даниила Кукулиева. Все права защищены. Контактная информация по электронному адресу: dan@amaldanik.ru).


Старик и Азраил
Жил в одном городе старик-сапожник. Всю жизнь он усердно трудился. Случалось, что какой-нибудь бедняк был не в состоянии заплатить сапожнику за работу, и тот говорил: «Ничего, носи себе на радость!» И люди говорили доброму сапожнику: «Да прожить тебе сто двадцать лет!»
Может быть, поэтому сапожник и на самом деле дожил до глубокой старости. А может быть, так ему было на роду написано. К тому времени было у него сорок внуков и сорок внучек. Были у него и правнуки, и правнучки, а сколько их было всего – старик даже и не знал, знал только, что очень много.
Все внуки старика выросли хорошими людьми, и все они занимались ремеслом: кто был сапожником, кто портным, кто шапочником – одним словом, все были при деле.
...Однажды ночью к старику зашёл Азраил и предупредил его, что через два дня и две ночи он придёт забрать его душу. – От меня уже землей пахнет, – с грустью подумал старик. – Пойду, проведаю внуков и правнуков, а там уж можно со спокойной душой уйти на тот свет. Отправился он к одному из своих внуков. Увидев деда, тот отложил работу, провёл старика в дом, усадил на мягкий ковёр, угостил вкусным обедом. Столетний дед и шестидесятилетний внук посидели, поговорили о том о сём, а потом старик стал играть с праправнуками, рассказывать им сказки, да и забыл, что к нему придёт Азраил забрать его душу. Счастье молодых – отрада для старых.
Вечером внук постелил деду мягкую постель. Дал тёплое одеяло и говорит:
– Сладкого тебе сна. Отдыхай!
– Нет, – отвечает старик, – я должен идти проведать других внуков.
Внук обиделся и говорит:
– Уйдёшь – и в глаза твои не посмотрю! Ложись, отдыхай! Мой дом – разве не твой? Что оставалось делать старику? Если младшие почитают старших – старшие должны принимать их уважение, ведь младшие у старших учатся.
И остался дед у внука ночевать. Лёг он на мягкую постель, укрылся тёплым одеялом, да только сон к нему не идёт, лежит старик и думает о том, что скоро Азраил придёт, а он не успеет проведать всех своих родных. Долго, как кишки шагаду, тянулась эта ночь для старика. Но вот, наконец, настало утро. Дед попрощался с внуком и ушёл.
В этот день он отправился к сыну. Обрадовался сын, провел отца в дом, усадил с почетом. Жена сына быстро подала угощение. Посидели отец с сыном, пообедали, выпили вина, поговорили. Потом старик стал играть с внуками и правнуками, рассказывать им сказки, да и забыл, что скоро к нему придёт Азраил. Ведь счастье молодых – это радость для старых.
Вечером сын постелил отцу постель, дал тёплое одеяло и говорит:
– Дай Бог тебе здоровья. Ложись отдыхай!
– Нет, – отвечает отец. – Я должен идти...
Обиделся сын:
– Уйдёшь – ногой не ступлю к тебе на порог! Разве мой дом – не твой? Что оставалось делать старику? Если младшие почитают старших – старшие должны принимать их уважение.
И остался столетний отец ночевать у сына. Лёг старик на мягкую постель, укрылся тёплым одеялом, да только уснуть не может: лежит, ждёт, когда же Азраил придёт.
«Эх, не успел я обойти всех своих родных» – думает дед.
Наступила полночь, а Азраил всё не идёт, время тянется, а Азраил не идёт, рассвет близится, а Азраил не идёт. Наконец, рассвело, а Азраил так и не пришёл.
«Где же он задержался? – думает старик. – Или, может быть, я уже мёртвый?»
Приподнимает он голову – живой.
Поднимает одну руку – живой, поднимает вторую – живой. Встает с постели – живой!
– Слава Богу! – говорит старик. – Азраил завтра придёт, а я пока пойду дальше.
Пришёл он ко второму внуку, постучался. На стук выскочили праправнуки, обрадовались, увидев прапрадеда, стали прыгать вокруг него, гладить ему бороду. Старик тоже обрадовался и спрашивает:
– А где ваш дед?
– На работе, – отвечают дети. – Сейчас мы его позовём.
Позвали они деда, тот пришёл, увидел своего деда и очень обрадовался. Накрыл внук богатый стол, усадил деда, стали они есть, пить, беседовать.
Начал старик играть с детьми, рассказывать им сказки. Дети смеются – прадед смеётся. Прадед смеётся – дети смеются. Старик и позабыл, что за ним Азраил должен прийти. Ведь счастье молодых – это радость для старых. Наступила ночь, внук постелил деду мягкую постель, дал тёплое одеяло и говорит:
– Ложись, отдыхай, и пусть тебе снятся сладкие сны. Спохватился старик, говорит:
– Нет, нет, я должен идти, проведать других внуков.
– Темно на дворе, завтра сходишь, – отвечает внук. – Да и обидишь, если уйдёшь.
Что оставалось делать старику? Если младшие почитают старших – старшие должны принимать их уважение. И остался дед ночевать у внука.
Лег он на мягкую постель, укрылся тёплым одеялом, да только уснуть никак не может. Всё ему кажется, что вот-вот должен прийти за ним Азраил. Услышит старик какой-нибудь шорох и думает: «Пришёл!» Лежит он выпрямившись, чтобы достойно умереть, глаза не закрывает, а сам всё думает: «Эх, жаль, не успел я обойти всех своих внуков и правнуков, посмотреть, как они живут!»
А Азраил, оказывается, уже приходил к старику домой. Пришёл, посмотрел на постель, где старик всегда спал, а его там нет. Пошарил он в комнате, а старика нет. «Ну ладно, – думает Азраил, – завтра ночью приду, никуда он от меня не денется».
На другую ночь Азраил опять пришёл, посмотрел на постель, а старика снова нет. Пошарил в комнате – нигде нет. Узнал Азраил, что старик ушёл в гости к внуку, и решил пойти за ним туда. А тем временем и рассвело. Старик встал, оделся.
«Слава Богу, – думает, – Азраил завтра придёт, а я пока пойду проведаю еще одного внука».
Пришёл дед к ещё одному внуку, а у того в доме веселье, день рождения сына. Увидел внук деда, обрадовался:
– Очень хорошо, что ты пришёл! Я как раз хотел за тобой идти.
Внук провёл деда в дом, усадил на почётное место и кричит:
– Играйте, зурначи! За здоровье нашего деда играйте!
Зурначи играют, гости танцуют, едят, пьют. Не выдержал столетний дед, вышел на середину комнаты и пошёл плясать! Все ему хлопают, а он ещё быстрее пляшет и даже на носках ходит.
Видит Азраил, что у столетнего деда так просто не возьмёшь душу, да и сам стал хлопать. Хлопает и приговаривает:

Пляши, пляши, пляши, старик,
Харса-харса, харса-харса!
Никуда от меня ты не уйдёшь,
Харса-харса, харса-харса!
Если и сегодня забуду твою душу,
То завтра её возьму.
Харса-харса, харса-харса, харса-харса,
Наплясался дед, устал, сел за стол, ест, пьёт, поёт песни. Азраил всё это видит и говорит себе: «Завтра приду и возьму его душу. Теперь-то я знаю, где он бывает». И Азраил ушёл к другим людям, забирать их души.
А столетний дед попировал как следует и лег спать. Утром проснулся, вспомнил, что за ним должен Азраил придти, и заспешил к другим своим внукам.
Так он стал ходить то к одному внуку, то к другому, и везде ему были рады. Радовался и дед, да и забыл совсем о том, что должен умереть.
Говорят, что он и сейчас жив и ходит уже в гости к прапраправнукам, и все они ему рады. А Азраил и по сей день никак не может забрать у него душу, потому что в душе у того старика живёт радость: он для себя спит, а для других сны видит. А с радостью Азраил бороться не может. Недаром в народе говорят: «Да увидеть вам радость своих детей!»
Пожелаем же и мы друг другу увидеть радость своих детей и жить так же долго, как трудолюбивый сапожник!
Комментарии к сказке
Азраил
От древнееврейского «Бог помог»: ангел смерти в иудаизме и исламе. Наблюдает за умирающим, отделяет душу от тела и принимает душу умершего

Да прожить тебе сто двадцать лет!

По еврейской традиции - предельный срок человеческой жизни, поэтому, говоря о чьей-либо (своей или чужой) будущей смерти, принято говорить «через сто двадцать лет»

… и все они занимались ремеслом: кто был сапожником, кто портным, кто шапочником… Основными занятиями горских евреев были: сельское хозяйство - обработка земли и возделывание полей, где сеяли пшеницу, ячмень, маис, рис; разведение виноградных и фруктовых садов; культивирование марены, табака и овощных растений; шелководство; обрабатывающее производство - выделка сафьяна, кож из сырых шкур, которые получали от местного населения или от своих домашних животных; тканьё, вязанье и вышивание различных материй, приготовление сыра, масла и т.п. из буйволиного и овечьего молока; торговля - преимущественно коробейная

Шагаду
Мифологический персонаж: нечистый дух, принимающий всевозможные образы. В подчинении Шагаду множество других духов, которые по его приказу вселяются в душу и человек сходит с ума. Духи представляют собой существа, похожие на людей, но имеющие кривой рот с клыками по бокам, рожки и хвост, широкие ноги и руки с шестью сильными пальцами, расположенными веерообразно друг над другом, и длинными когтями

… долго, как кишки шагаду…
Томительность, тщетность. От джугурского поверья, что кишки шагаду не имеют ни конца, ни края

Зурна
Восточный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Играют зурначи…
Традиционная народная музыка, сопровождающая значительные события: сочетание гармонии и тепа, либо зурны и барабана

Публикацию и комментарии подготовил Леонид Гутцайт. Все права защищены. Контактная информация по электронному адресу: lgut@com2com.ru

 
Повествующие Линки
· Больше про Yiddish
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Yiddish:
Шуточный русско-еврейский идиоматический словарь (продолжение)


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу


Родственные разделы

Yiddish



jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.058 секунд