Эллина Тульпер. Теории возникновения языка идиш
Дата: Sunday, April 30 @ 00:10:00 MSD
Тема: Yiddish


Теории возникновения языка идиш


Первые исследования в области идистики возникли в университетах Германии в конце 16 века. Вопросами идистики изначально занимались учёные-гебраисты, однако со временем проблемам возникновения и развития идиша уделялось всё больше внимания также со стороны германских филологов. Приведём в хронологическом порядке самых главных представителей идистики:

• отец идистики и гебраистики в Германии Иоганн Буксторф дер Элтере (1564−1629), чей основопологающий труд «Thesaurus Sanctae Hebrae» являлся долгое время учебным пособием по идишу (в своей работе автор впервые рассматривает самые древние компоненты идиша, раскрывающие различия между диалектальными формами в языке);


• многосторонний исследователь идиша, профессор истории, общественного права и восточных языков Иоганн Кристоф Вагензайль (1633−1705) (университет Альтдорф), выпустивший научный труд «Bericht/ Wie das Judisch=Teutsche zu lesen?», состоящий из 24 разделов, охватывающих такие темы как графика, фонетика (правила вокализма и консонантизма), правописание, влияние немецких диалектов;

• представители современной идистики Якоб Герцон и его современник Бэр Борохов (1881−1917), провозгласившие новую эпоху в истории изучения идиша; в 1902 г. в г. Франкфурт выходит в свет научная работа Я.Герцона «Die jüdisch-deutsche Sprache − eine grammatisch-lexikalische Untersuchung ihres Grundbestandes», в которой автор впервые систематизирует указания и примечания словарей германистики, благодаря которым можно проследить развитие отдельного слова в идише в историческом, стилистическом и географическом плане. Б.Борохов относился также к ряду исследователей, научно систематизировавших основы идиша. Самой главной задачей идиш-филологии, по мнению Б.Борохова, является обогащение и гуманизация идиша: «Идиш является языком, способствующим многочисленным возможностям выражения мысли, так как он создан тремя богатыми языковыми семьями: семитской, германской и славянской».

Самым значительным его трудом является неизданный цикл по истории идиша «Plan für die Geschichte des Jiddischen», состоящий из трёх частей: «Die Geschichte der jiddischen Sprache», «Die jiddische Sprache in der Gegenwart», «Der linguistische Wert des Jiddischen». Эта работа, по оценкам Идишского Научного Института (Вильнюс), открыла широкий горизонт для идистики и создала прочную основу для её дальнейшего развития.

• Макс Вайнрайх (1893 − 1969¬¬¬), один из великих исследователей идиш 20 в., специализировавшийся исключительно на вопросах идистики. Благодаря М. Вайнрайху в 1925г. был создан Идишский Национальный Институт в г. Вильнюс, а в 1940 г. − Instute for Yewish Research «YIVO» в г. Нью-Йорк. Научные труды М.Вайнрайха посвящены сравнению и сопоставлению идиша и немецкого языка (верхненемецких диалектов). М.Вайнрайх впервые ввёл понятие «внутреннее двуязычие» для описания использования идиша и иврита внутри еврейской общности. Его сын Уриель Вайнрайх является издателем одного из важнейшего двуязычного словаря по идишу «Modern Yiddish-English/ English-Yiddish Dictionary».

В университетском ландшафте Германии исследование и изучение идиша возникло довольно поздно с созданием факультета идистики в университете Триер в 1990г., а в 1996 г. − факультета культуры, языка и литературы идиш в г. Дюссельдорф. Основными направлениями исследования являются историческая грамматика, семантика, лексикография, издание старых текстов, контрастивня лингвистика, история идиша и немецкого языка, идиш-немецкие языковые контакты и научная история идистики.

Вопросы о происхождении языка идиш и соотношении этимологических пластов его лексики, а также о сходстве с другими германскими языками представляет огромный интерес для учёных-лингвистов. Однако многие вопросы теории возниконовения языка идиш остаются спорными или недостаточно исследованными, так как идистика как академический предмет является довольно молодой.

У исследователей нет единого мнения о времени и месте формирования языка идиш. Лингвисты выдвигают различные версии и теории, обогащая научную литературу новыми фактами и идеями.
Первая теория полагается на ряд научных свидетельств, которые дают основание считать, что более тысячи лет тому назад на небольшой территории, окружающей место впадения р.Майн в р.Рейн, родился язык идиш. Основателем данной теории является Макс Вайнрайх. Свою теорию он излагает в фундаментальной четырёхтомной «Истории языка идиш». По его мнению, идиш, характеризующийся устойчивой комбинацией германских и семитских элементов с добавлением характерного для Восточной Европы живого славянского юмора, возник в западных областях Германии, где жил Гершон Бен-Иегуда (960-1028), которого М.Вайнрайх считает основателем ашкеназийской еврейской цивилизации (ивр. «aschkenás» − 1. Средневековая Германия; 2. Еврей, говорящий на идише и являющийся выходцем из германской области) [Rosten 2001: 60], представители которой стали первыми использовать германские диалекты в своей речи [Weinreich 1973: 51 ¬¬− 54].

Вторая теория гласит, что идиш возник не в рейнской области, а в местах вокруг рек Дуная и Эльбы. Основанием данной теории является тот факт, что уже в 12 в. в г.Ротенберге жили евреи, и в той области имелся еврейский квартал – самый древний в Германии (11 в.). В этом квартале жил раввин Иехуди Хасид (1150-1217), руководитель движения Хасиди Ашкеназ. К этой теории был склонен один из основоположников сионизма в Германии, Теодор Злоциски (1874-1973), поклонник новой литературы на идиш.В 1910 г. он выпустил двухтомную антологию идиш-литературы в переводе на немецкий язык. Именно он вдохновил студента Гейдельбергского университета Якова Герцона написать диссертацию о языке идиш. Она была опубликована отдельной книгой в Кёльне в 1902 г. под названием «Die jüdisch-deutsche Sprache». Я.Герцон сделал вывод о происхождении идиша от восточно-центрального германского диалекта (по течению р.Эльбы). Но Я.Герцон смотрел на идиш еще сквозь призму немецкого. Лишь несколько лет спустя возникла идистика − самостоятельная идиш-филология − как компонент современного идишизма в Восточной Европе [Gerzon 1902: 102].
В 1908 г. на Черновицкой конференции Матес Мизиш прочитал первый современный языковедческий реферат об идиш на языке идиш. Он пошел дальше и глубже Я.Герцона, установив родство германского элемента в идиш с баварским диалектом. Автор подтверждает свой тезис примерами, в которых опускается окончание в словах как в идише, так и в упоминаемых германских диалектах («frey», «kep» вместо «freyde», «kepe») [Mezeses: 1980].

Позднее два крупных идиш-диалектолога, Ихиел Фишер и Шломо Бирнбаум, независимо друг от друга пришли к выводу, что идиш имеет сходство как с северо-восточными (мнение Я.Герцона), так и с юго-восточными (вывод М.Мизиша) германскими диалектами [Birnbaum 1988: 206].

На Оксфордской научной конференции по проблемам идиш в 1979 г. всемирно известный лингвист Роберт Кинг, который заинтересовался идишем под влиянием У.Вайнрайха, на основании собранных данных утверждал, что на идиш не оказал влияния диалект Западной Германии. В 80-х и начале 90-х гг. Р.Кинг опубликовал ряд работ о семитских элементах в идиш и их распространении среди ашкеназов: все диалекты идиш происходят из восточной части области Ашкеназ (территория, заселенная в 13 в. евреями) [King 1993: 87, 88]. В 1985 г. на конференции в Оксфорде почти все участники на основании своих собственных исследований сошлись во мнении, что идиш родился на юго-восточных территориях Германии, а не в области р. Рейн.

В настоящее время существует также ряд сенсанционных теорий о происхождении идиша на территории хазарского царства. К ним можно отнести теорию Артура Кестлера, который в своей знаменитой книге «Тринадцатое колено» описывет вероятность происхождения идиша на хазарской территории, располагавшейся в 7 − 10 вв. между Черным и Каспийским морями. Свою теорию А.Кеслер основывает на том факте, что часть хазарских предводителей приняла иудаизм – удивительное и уникальное явление в еврейской (и в европейской) истории. При этом автор данной теории приводит ряд примеров из идиша, имеющих тюркские корни (язык хазар относился к группе турецких языков). Историки-лингвисты считают данную теорию необоснованной: в идише присутствует достаточное количество тюркских корней, но их проникновение объясняется влиянием славянских языков на идиш. Славянские заимствования составляют от 20 до 35% в глоссарии различных диалектов идиш, а в самих восточно-славянских языках около 20-30% корней тюркского происхождения. Также безосновательны предположения о происхождении идиш от греческого и латинского языков.

Идиш относится к западной группе германских языков. Он сложился на базе верхненемецких диалектов во взаимодействии с семитскими (древнееврейскими) и славянскими элементами (см. Приложение 2). Важной особенностью идиша является применение ивритского алфавита, которым не пользуется ни один другой европейский язык. Но, тем не менее, это язык германской языковой группы, хотя порой кажется, что «он стоит как-то особняком в системе европейских языков» [Borochov 1966: 60].

Ellina Tulper
ETulper@aol.com







Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1250
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.040 секунд