Александр Львов. Дело о караимских молитвенниках.
Дата: Thursday, August 25 @ 00:00:00 MSD
Тема: Tradition


1. Завязка
24 мая 1893 г. епископ Астраханский и Енотаевский Павел направил Астраханскому губернатору конфиденциальное отношение следующего содержания:

Из рапортов миссионеров Астраханской епархии Советом Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества своевременно было усмотрено, что сильное впечатление среди православных Царевского уезда Астраханской губернии и большую кичливость между сектантами произвела появившаяся и распространившаяся книга под заглавием "Порядок молитв для караимов, составленный гахамом и главным учителем караимов А. С. Фирковичем. Перевод И. Фиркович"2. Книга отпечатана в Царицыне в типографии Федорова и помечена: "Дозволено цензурою. Москва. 18 апреля 1892 года". Сектанты выставляют сию книгу, как главное доказательство того, что их вера одобряется печатно, следовательно, правая, чем производят сильное смущение между православными, в особенности между колеблющимися и нетвердыми. По наведенным Советом Кирилло-Мефодиевского Общества справкам оказалось, что такая книга была действительно на основании ст. 34 Цензурного Устава на рассмотрении светского Московского Цензурного Комитета, но что сей последний выпускного билета на эту книгу до сих пор еще не выдавал за непредоставлением типографиею Федорова в Царицыне цензурного оригинала и узаконенного числа печатных ее экземпляров, согласно ст. 54 и 72 Цензурного Устава, почему выхода в свет и распространения сия книга иметь не должна.

Вследствие постановления Совета Кирилло-Мефодиевского Общества в заседании 7 мая сего года покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство оказать свое просвещенное содействие к изъятию на основании всего вышеизложенного из обращения книги под упомянутым заглавием среди сектантов Царевского уезда Астраханской губернии3.

Имя Авраама Фирковича ассоциируется прежде всего со знаменитым собранием еврейских рукописей, хранящимся в библиотеках Петербурга, с далекими путешествиями и скандальными мистификациями. Многолетняя и бурная деятельность Фирковича оставила весьма заметный след и в науке, и в жизни караимских общин Крыма и западных губерний России. Кажется, что кипучая энергия этого человека не знала никаких преград, но все же трудно себе представить, что влияние "главного учителя караимов" распространилось и на глухую заволжскую провинцию, на малограмотных русских крестьян, населявших далекий Царевский уезд... Однако же, как видно из приведенного выше письма епископа, появление русского перевода молитвенника Фирковича в заволжских селах вызвало такое волнение, что церковные власти сочли необходимым вмешаться и потребовать изъятия книги.

Каким же образом это могло случиться? Зачем русским крестьянам (пускай даже - сектантам) понадобился караимский молитвенник?

2. Историческая справка: иудействующие Астраханской губернии
Сектанты, о которых идет речь в письме епископа, назывались чаще всего субботниками или иудействующими (другие названия: жидовствующие, молокане-субботники, геры).

Это массовое движение, охватывающее преимущественно сельское население центральных и южных губерний России, возникло во второй половине XVIII в. и существует по сей день. Главными отличиями иудействующих в сравнении с другими возникшими в то же время простонародными иконоборческими движениями духоборов и молокан являются а) приверженность Ветхому Завету и неприятие Нового Завета в качестве источника и обоснования религиозных практик, и б) ориентация на еврейские религиозные практики и русско-еврейскую религиозную литературу.

На территории Царевского уезда Астраханской губернии4 - в селах Балыклей и Быково, расположенных на левом берегу Волги, а также в долине р. Ахтубы: в селах Пришибе, Заплавном и в маленьком уездном городке Цареве - сектанты селились с конца XVIII - начала XIX в. Сюда, в глухие по тем временам заволжские края уходили из Воронежской губернии, спасаясь от преследований, и молокане-субботники: Сапунковы из села Мечетки, Шишлянниковы из Новой Чиглы, Бочарниковы из Клеповки и Гвазды, и другие.

Несколько волн переселений субботников нам удается проследить не только по фамилиям крестьян. Так, 14 мая 1806 г. Воронежский губернатор доносил в министерство внутренних дел:

На сих днях поступила ко мне просьба секты сей однодворцев сел Клеповки и Гвазды Антона Рогова и Алексея Бочаров, которые описывая оне(?) настоящее их в таковом суеверии положение, и что по разноверию их принуждаются от жителей тех селений чувствовать различные укоризны и притеснения, а посему во избежание дальнейших могущих произойти от того им обид и угнетений, желают с семействами своими в числе пятидесяти семи душ состоящими переселиться из Воронежской в Астраханскую губернию5.

Правительству удалось выработать определенное отношение к иудействующим лишь в 1825 г.6, а в 1806 г. провозглашенные Александром I принципы веротерпимости необходимо было каждый раз согласовывать с нетерпимостью по отношению к этой именно секте (как, впрочем, и ко всем остальным простонародным религиозным движениям). Поэтому, наверное, министерский управляющий Карл Радлиц, отвечая на вопрос о переселении крестьян, пустился в общие рассуждения об иудействующих, представляющие для нас определенный интерес:

Хотя позволено сим людям поселиться особо в другом месте и могли бы прекратиться несогласия и раздоры между ими и правоверными, но тут нужно кажется сообразить, не подастся ли им чрез то повод думать, что правительство дозволяет им явно отвергнуться от Христианской веры? Да и должно ли отпускать их в Астраханский или Кавказский край, где единомышленники их, сколько известно уже в некоторых местах не только рассеяны, но и целые селения составляют, и в истекшем году просили даже позволения на построение храмины или синагоги. ... Открытое их противоборство христианству вообще как основанное на Иудейских правилах, не может кажется, согласно быть с терпимостию духоборцев и других раскольников, или природных евреев и прочих не христианского исповедания народов, поелику первые составляют токмо особые секты христианской веры и не отвергая существенных ее правил, отличаются по большей части одними только обрядами, а последние, наблюдая природную веру по преданиям предков своих, не делают тем соблазна, обращать же других в свои толки запрещено им строжайшими законами. ... Лучше... поселить их в Новороссийском крае вместе с настоящими евреями... исключив их вовсе из Российских обществ и причислив к Еврейским. ... Сим средством можно было бы прекратить распространение помянутой секты между русскими крестьянами, которая к стыду возникла и вкоренилась местами в одной только России между чернью, ибо не было, кажется, нигде примера, чтоб целые общества из христианства переходили в жидовство. ...не подводить их под правила, на переселение прочих казенных крестьян изданные, дабы не показать им вида покровительства в рассуждении их веры7.

Опасения Радлица подать сектантам "повод думать, что правительство дозволяет им явно отвергнуться от Христианской веры", были отнюдь не напрасными. Крестьяне искали малейшей возможности истолковать действия правительства как поддержку, а гонения отнести на счет местной власти, нарушающей, с их точки зрения, государственные и божеские законы. Не только переселение духоборцев в Таврический, а иудействующих в Кавказский край воспринималось ими как полученное от царя разрешение следовать своей вере, но также и в любых письменных документах - от царских указов до напечатанных Библий - крестьяне могли найти "повод думать". Если высшая власть разрешает печатать Библию, разве может она не одобрять точного исполнения того, что в этой Библии написано? Именно такой логикой руководствовались молокане - как воскресники, остающиеся христианами, так и субботники, иудействующие - в своих начавшихся в 1760-х гг. и непрекращавшихся в течение всего XIX в. попытках найти в правительстве защиту от местного духовного и светского начальства.

Правительство же, очевидно, преследовало прямо противоположные цели и до 1905 г. старалось избегать, насколько это было возможно, официального признания существования иноверия среди русских. В Российской империи помимо православия признавались лишь "иностранные исповедания", а русские раскольники и сектанты в большинстве своем имели статус временно "отпавших от православия" и потому подлежавших бессрочному "нравственному увещанию". Лишь немногие из религиозных диссидентов - как правило, прошедшие через суд, тюремное заключение и ссылку - числились сектантами, а все остальные (и таких было, видимо, большинство) формально считались православными. Однако, не признавая этих последних сектантами, правительство теряло возможность контролировать их количество, перемещения и распространение разноверия. Так, 24 июля 1806 г. министр внутренних дел направил Воронежскому губернатору следующее предписание:

Рассматривая отношение Вашего Превосходительства от 30 числа Июня, о желании однодворцев уездов: Павловского, села Клеповки, и Бобровского, села Верхних Острожков Козловка тож8 переселиться Астраханской губернии в селение Пришибинское, и не находя никаких препятствий... я прошу вас, Милостивый Государь мой, немедленно дозволить им отправиться в путь, ... наблюдая однако ж, чтоб в числе идущих из села Клеповки не было таких, о коих вы в мае месяце писали, что придерживаются Моисеева закона9.

Однако власти вряд ли были способны эффективно отделить "православных" переселенцев от тех, которые "придерживаются Моисеева закона". Последние попадали в поле зрения бюрократии лишь в тех случаях, когда сами открыто заявляли о своем иноверии, а в остальное время их как бы и не было вовсе10. Так или иначе, в 1806 г. крестьяне сел Козловки, Гвазды и Клеповки в количестве 254 душ переселились в с. Пришиб Астраханской губернии11, а в 1807 г. в этом селе от обязательной исповеди впервые отказались 784 человека (120 дворов), объявивших себя молоканами12.

По сведениям анонимного церковного историка, в Пришибе 1830-х гг. на пятьсот дворов "не было ни одного православного"13, хотя по исповедным ведомостям количество православных в этом селе и в 1830-е гг., и позже в 1,5-2 раза превышает количество сектантов14. В первой половине XIX в. сектантов в Ахтубинской долине "не трогали", а 1850-х гг. "много молокан было сослано в Закавказский край, причем дети их отбирались от родителей, крестились и отдавались на воспитание родственникам православным. ... После и эти дети и их воспитатели оказались отъявленными сектантами"15.

В начале 1860-х гг. среди молокан Пришиба обнаружились различные толки, остававшиеся незаметными для властей (а возможно, и для самих сектантов) в царствование Николая I. Сельский священник П. Бобров, 18 лет прослуживший в Пришибе, сообщает, что в 1861 г. в сектантские приходы пришло новое "Наставление для руководства при исполнительных действиях и совещания по делам, до раскола относящимся"16, и хотя, как пишет священник, "наставление это дано нам и полиции секретно, но молокане скоро узнали, и несказанно возрадовались. Для бесед и молитвенных собраний они начали выбирать дома более просторные, на видных местах; на собраниях запели громче и повели беседу с полною свободою. Прежде св. писание толковали одни сколько-нибудь грамотные старцы, а теперь на свободе стали мало по малу вмешиваться в религиозные рассуждения и не старцы, особенно кто в сельском училище выучился правильнее читать и следовательно лучше понимать. ... Эта свобода, это размножение наставников... и повело молоканство к разделению"17.

Вначале из среды пришибинских молокан выделились воскресники и субботники, а вскоре и те, и другие разделились на несколько толков. Среди иудействующих выделились субботники, которые, "руководствуясь исключительно св. Писанием Ветхого Завета, празднуют (по-молокански, а не по-еврейски) субботу и обрезываются", и "талмудисты", которые под влиянием еврейских раввинов "совершенно научились молиться с ремешками"18.

Как видно, священник (да и многие другие авторы) считает субботничество связанным исключительно с Библией, а появление "талмудистов" объясняет влиянием евреев. Между тем разделение иудействующих на толки, начавшееся в сектантских селах Поволжья и Закавказья в 1860-х гг., проявлялось здесь как разделение на "караимов" и "талмудистов", т.е. использовало термины, заимствованные из истории еврейской цивилизации, а вовсе не из одной только Библии. Так, в 1862 г. купцы соседнего с Царевским уездом посада Дубовки в своем прошении министру внутренних дел обнаружили хорошее знание расхождений между караимским и раввинистическим направлениями в иудаизме:

...нас местное Начальство и Духовенство называют Иудействующей секты. Но мы сему названию нисколько не подлежим, даже и понятия о сем не имеем но еще и нипринимаем в уважение книг мешны (sic! - А.Л.) и гемары, изустных преданий и толков Иудействующих Раввинов, но мы основываемся на буквальном тексти Моисеева Закона и десяти заповедей данных Богом на горе Синайской. Вследствие чего прибегаем к Особе Вашего Высокопревосходительства и просим у Вашего Добродушия дозволения иметь нам молитвенный Дом по обрядам Евреи Караимов равно и иметь наставника Ученого из среды себя19.

Понятно, что о "книгах мешны [мишны] и гемары", равно как и о том, что караимы не принимают их "в уважение", субботники могли узнать либо от евреев, либо от караимов, либо из популярных очерков еврейской истории - но никак не из Библии. Подобно тому, как субботники-"караимы" декларировали свое неуважение к книгам, которых они не никогда читали и, вероятно, не видели, другие крестьяне - из тех, которые "совершенно научились молиться с ремешками" - называли себя "талмудистами", определяя свою веру через столь же мало известный им Талмуд. Так, например, крестьянин с. Пришиба Антон Петров Дубровин20 жаловался на волостное правление, которое, по его словам,

...признает меня секты иудейской. Напротив того я состою на законе еврейском тулмудистов (sic! - А.Л.) с 1865 года. Признаю себя и семейство мое в еврейском законе и содержу оный в точности по день смерти моей. Предки мои и отец мой содержали секту молоканскую, а я как сказано выше обязуюсь содержать еврейский закон21

Разделяясь на различные толки, иудействующие использовали уже существующее в еврейском мире разделение. Называя себя "караимами" или "талмудистами", иудействующие, с одной стороны, вкладывали в заимствуемые термины свой собственный смысл22, а с другой - стремились перенять у ашкеназских евреев и караимов религиозные символы и тексты, связанные со своими новыми самоназваниями. Но, в то время как "талмудисты" уже с 1860-х гг. имели возможность пользоваться двуязычными русско-еврейскими молитвенниками виленского издания, субботники-"караимы" располагали одной лишь Библией, в которой, конечно, не было ничего специфически караимского.

Вот как описывает православный миссионер, посетивший в 1870-х гг. одно из сел Царевского уезда, появление "талмудистов" в молитвенном собрании "караимов":

В сарай вошли два еще довольно молодые крестьянина. Оба они были щеголевато одеты; на головах у них были надеты новенькие бархатные ермолки, с кисточками на макушке. Из-под ермолок у каждого из вновь вошедших высовывались пряди волос, свернутые тщательно на висках в кольца, - это пейсы. При входе этих крестьян на лицах молящихся скользнула тень озлобления, на что вошедшие ответили презрительно-гордой улыбкой. ... Они вынули из своих карманов по красивому маленькому бумажному футлярику, откуда извлекли по маленькой в красивом корешковом переплете книжке. Это "молитвы евреев на весь год, с дословным русским переводом, изданные А. Л. Волем в Вильне в 1870г."23.

Субботники, лишенные столь зримых - и к тому же "красивых" - атрибутов своей веры, отзывались о "талмудистах" неодобрительно: "...шляются к нам, да хвастаются своими книжечками и ермолками; мы их не очень жалуем"24. Однако же "караимы" подобных "книжечек" (равно как ермолок и пейсов) не имели - "хвастаться" им было просто нечем. Они сообщили миссионеру: "Нам желательно сблизиться с караимами: мы близки к ним по своим обрядам. Недавно мы посылали своих в Керчь к караимам узнать про их порядки в вере и молениях и просили их написать для нас свои правила веры. Но караимы не могли исполнить нашей просьбы: они не знают хорошо нашего языка, а наши послы не знают еврейского"25. Вероятно, субботники желали "сблизиться с караимами" не только для того, чтобы узнать от них "правила веры", но также и для того, чтобы получить в свое распоряжение зримые символы этой веры, которые можно было бы протвопоставить ермолкам и молитвенникам "талмудистов".

Десятью годами раньше известный русский этнограф С. Максимов писал о попытках иудействующих закавказского села Привольное заказать перевод молитвенника на русский язык. Неясно, с кем сектанты вели переговоры, однако закончились они неудачей - стороны не сошлись в цене: "просили четыре тысячи - дорого, не поднять: больно богатых нет, которому бы это нипочем, а нуждающимся 50-75 рублей в складчине сильные деньги"26. Лишь в 1892 г. субботники получили, наконец, возможность гордиться своими собственными караимскими "книжечками".


3. Кульминация
31 мая того же 1893 г. губернатор направил Царевскому уездному исправнику предписание (также помеченное как конфиденциальное) изъять из обращения караимские молитвенники. Это предписание начиналось словами: "Покровитель Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества епископ Павел от 24го Мая за №4 уведомил меня, что сильное впечатление среди православных Царевского уезда и большую кичливость между сектантами произвела появившаяся и распространившаяся книга..." и далее воспроизводило дословно аргументацию епископа Павла, изложенную в его письме27. Не получив по этому предписанию никакого ответа в течении трех месяцев, губернатор 8 сентября повторно написал исправнику и потребовал отчета об исполнении приказа. В рапорте от 15 октября уездный исправник сообщал: "Книга... из обращения изъята, всего отобрано 64 экземпляра, которые находятся у меня", и спрашивал, "куда надлежит передать эти экземпляры". Губернатор ответил 24 октября: "отослать на распоряжение Астраханской Духовной Консистории"28.

В самом конце 1893 г. в неторопливую работу бюрократической машины вмешались балыклейские крестьяне, непосредственно пострадавшие от изъятия книг. Их прошение поражает точным цитированием конфиденциальной переписки между епископом и губернатором и содержит аргументированные ответы на каждый из доводов епископа. Оригинал этого прошения не сохранился (он был отправлен губернатором в Астраханскую духовную консисторию), но в следующем своем прошении, поданном через полгода, крестьяне полностью воспроизвели текст своего первого (от 23 декабря 1893 г.) письма, оставшегося безответным:

На основании донесения Епископа Павла Вашему Превосходительству, что сильное впечатление и кичливость произвела между сектантами и православными книга "Порядок молитв для караимов", что книга эта производит сильное смущение между православными, и, что по наведенной советом справке, книга эта хотя и разрешена цензурою, но за неисполнением Типографии Федоровой 54 и 72 ст. Уст. Цензур., не может иметь распространения в свете. [Вписано между строк:] /донесение было от 24го мая 1893 года за №4м/

Донесения эти несправедливы по следующим основаниям: 1) Урядник 21го участка в Августе месяце сего года на полном сельском сходе при нас допрашивал однообщественников нашего села о том: "читали ли мы им эти книги или давали читать?", весь сход ответил в отрицательном смысле, и 2) относительно неисполнения Типографией Федоровою цензурного закона, донесение несправедливо, ибо мы в сем Декабре месяце наводили лично справку в Типографии Федоровой и оказалось, что извещением Цензурного Московского Комитета, от 12 Июня 1893 года, разрешено выпустить в свет это издание; а из сего следует, что специальный закон со стороны Типографии Федоровой исполнен. На основании этих несправедливых донесений, у нас 30ти человек 12 Сентября сего года отобрано 47 книг этого содержания, Урядником 21го участка, то есть после трех месяцев, как установленный Законом Комитет разрешил выпустить эти книги в свет.

Для того, чтобы пролить на это дело действительный свет, просим Ваше превосходительство потребовать справку из Типографии Федоровой в г. Царицыне, о том, что книга эта разрешена Цензурным Комитетом для выпуска в свет. Затем покорнейше просим Ваше Превосходительство, предписать уряднику 21го участка, или кому следует, отобранные 47 экземпляров книг нам по принадлежности возвратить29.

Если правовые основания второго пункта обвинения сектантов (нарушение Цензурного устава) и их ответных доводов достаточно ясны, то первое обвинение - в "кичливости" и в "смущении православных" - нуждается в пояснении. Как уже говорилось выше, преследование религиозных диссидентов в России сочеталось с провозглашенным принципом веротерпимости. Одним из главных оснований для преследований сектантов служил запрет на "наружное оказательство" своей веры (разумеется, если эта вера отлична от православной). Этот запрет, в силу своей неопределенности, мог толковаться местным начальством весьма различно и своекорыстно30. Фактически он ставил сектантов вне закона, позволяя при этом считать, что в России их преследуют не за убеждения, но только за "наружное оказательство" этих убеждений, "соблазнительное для православных". Конечно, в каждый период времени и в каждой местности складывалась своя практика применения этого запрета, при которой определенный уровень "наружного оказательства" иноверия считался допустимым31. Применение полицейских мер в ответ на повысившуюся "кичливость" сектантов могло иметь своим формальным основанием лишь этот запрет на "наружное оказательство", в данном случае трактовавшийся несколько необычно: речь шла не о тех или иных публичных действиях сектантов, а об усилении их групповой идентичности, вызванном появлением караимского молитвенника. Для сектантов и их православных односельчан, безусловно, было важно, что молитвенник этот напечатан в типографии, а не переписан от руки, и "разрешен правительством" (т.е., одобрен цензурой).

Крестьяне, со своей стороны, пытались найти в предъявляемых к ним заведомо невыполнимых требованиях рациональное зерно. Запрет на "наружное оказательство" устойчиво понимался ими как запрет на публичную миссионерскую деятельность - чтобы "отнюдь не совращали других с пути Православных"32. Поэтому балыклейские крестьяне в ответ на обвинение в "кичливости" и в "смущении православных" заявляли, в соответствии со своим пониманием этого обвинения, что православным они своих книг не читали и не давали читать. Точно так же субботники г. Царева в своем прошении (см. ниже) писали: "мы обязуемся кроме среды нас караимов книги не распространять и никакой кичливости не иметь, в противном случае отвечаем лично пред Законом и Правительством". Таким образом, со своей точки зрения, иудействующие закон не нарушали: они использовали молитвенники только для собственных нужд. Но вместе с тем наблюдения епархиальных миссионеров также не лишены оснований: молитвенники нужны были субботникам не только как полезное собрание текстов, но и как один из символов их веры, важный как для них самих, так и для их односельчан, - т.е. использование молитвенника сектантами могло рассматриваться как "соблазнительное для православных" и запрещенное "наружное оказательство".

Тем временем консистория не спешила отвечать на доводы крестьян, и 31 марта 1894 г. лишь сообщила губернатору, что изъятие "вредных для Христианства молитвенников Фирковича" происходит, по ее сведениям, не повсеместно и недостаточно эффективно:

Епархиальный миссионер II участка священник Петр Горохов рапортом от 18 ноября 1893 года донес следующее: во время объезда участка с 10 по 29 октября 1893 года он узнал, что приставу 3 участка Царевского уезда предписано отбирать у субботников, живущих по степям его района, а также в селах Быково и Балыклеях молитвенники для караимов Авраама Фирковича, каковое предписание чрез урядников приведено было в исполнение, но Пришибинскими субботниками были заказаны еще означенные молитвенники, от которых снова расходятся по разным местам, а также из их складов, находящихся в г. Цареве и селах Пришибе и Заплавном не были изъяты названные молитвенники, и потому просит ходатайствовать об отобрании вредных для Христианства молитвенников Фирковича от субботников по всем селениям Царевского уезда33.

Этм новые сведения 5 апреля были переданы исправнику34, а он, в свою очередь, ответил губернатору в своем рапорте от 15 апреля:

Во исполнение этого Пристава 1 и 2 станов донесли, что во вверенных им станах таких книг в обращении нет; Полицейский Надзиратель г. Царева и Пристав 3 стана представили мне первый 12, а последний 85 экземпляров означенных книг, которые ... мною отосланы на распоряжение Астраханской духовной Консистории 30 октября, 23 ноября 1893 и 30 января сего года, за №38.

Также исправник сообщал, что приставам 1 и 2 станов и полицейскому надзирателю г. Царева "предписано... дознать от священника Горохова, где находятся склады в Пришибе, Заплавном и Цареве"35.

Лишь 29 апреля 1894 г. епископ прислал губернатору свой ответ на возражения крестьян:

По рассмотрении книги "Порядок молитв для караимов, составленный гахамом и главным учителем караимов А. С. Фирковичем" и собранных о ней сведений, оказалось следующее: в позднейшее время означенная книга весьма вредно повлияла на православных и сектантов. Многие из православных при виде ее смущаются и верят убеждениям субботников, что вера субботников правая и одобренная правительством, вследствии чего и дозволено печатать названные молитвенники. Отпечатанные молитвенники служат подкреплением и одобрением для самих сектантов, для которых он вреден тем, что не только поддерживает но усиливает развитие мечты о переселени в Иерусалим. Субботники хоть и русские, но считают себя в родном краю пленниками; ожидание своего собственного царя и переселение в Иерусалим - самые любимые мечты субботников, и в молитвеннике чуть ли не на каждой старнице, а на некоторых страницах даже по нескольку раз излагается молитва о переселении в обетованную землю и покорении врагов в весьма умилительных выражениях для субботников. В настоящее время молитвенники особенно опасны, потому что субботники вследствие воззваний и писем Солодниковского крестьянина Семена Грачева /Аврума Шмуля/ оттисненных на гектографе и разосланных по разным селам об устройстве для переселенцев Ротшильдом колонии в Палестине и в Аргентинской республике на земле барона Гирша, ослабили свои хозяйственные занятия и готовились к переселению. Семей десять распродали свое имение и отправились в означенные колонии. К такому переселению было много охотников, но Начальство, заметив вредное движение, остановило его.

Из отношения Светского Московского Цензурного Комитета от 31 марта 1893 года за №522, видно, что ... выпускного билета на эту книгу не выдано. ... Не находя никаких оснований дать согласие на возвращение отобранных караимских молитвенников сектантам, ... имею честь просить Ваше Превосходительство сделать новое распоряжение об изъятии молитвенников во всех местах, как книги способствующей к развитию мечты о переселении в Палестину36.

Как мы видим, консистория воспроизводит здесь свои прежние доводы: 1) отпечатанная в типографии книга воспринимается как подтверждение того, "что вера субботников правая и одобренная правительством"; 2) книга выпущена в свет без "выпускного билета". Первый из этих доводов, несомненно, справедлив - однако вряд ли мог бы служить достаточным формальным основанием для изъятия книги. Второй довод, напротив, мог бы дать такие основания - однако он, очевидно, несправедлив: епископ продолжает ссылаться на отношение Московского цензурного комитета от 31 марта 1893 г., попросту игнорируя сообщенную субботниками более свежую - от 12 июня 1893 г. - информацию, и их вполне понятное возмущение: "у нас... отобрано 47 книг... после трех месяцев, как установленный Законом Комитет разрешил выпустить эти книги в свет".

Однако интереснее другой аргумент, который привел епископ: молитвенник Фирковича "вреден тем, что не только поддерживает, но усиливает развитие мечты о переселени в Иерусалим". В непростых отношениях между духовными и светскими ведомствами Российской империи обвинение сектантов в нелояльности всегда было козырной картой православной церкви, гарантирующей вмешательство МВД в ее борьбу с религиозным инакомыслием. Сейчас епископ разыгрывает именно эту карту: "Субботники хоть и русские, но считают себя в родном краю пленниками; ожидание своего собственного царя и переселение в Иерусалим - самые любимые мечты субботников". Насколько основательным было это обвинение иудействующих в нелояльности по отношению к своей стране?

В конце XIX - первой четверти XX переселение сектантов в Палестину было массовым и довольно заметным явлением. О нем писали не только в специальных миссионерских изданиях37, но и в газетах38; во многих современных общинах иудействующих живут потомки вернувшихся из Палестины русских крестьян, и почти всюду нынешние иудействующие или их потомки хранят предания о переселениях тех времен (лишь в Воронежской области судьба знаменитых ильинцев, за последние десятилетия почти полностью переселившихся в Израиль, заслонила события вековой давности).

Этот "крестьянский сионизм" стоит, очевидно, в одном ряду с такими религиозными переселенческими движениями, как поход молокан в Закавказье в связи с ожидавшимся в 1836 г. концом света39 или поиски легендарного Беловодья старообрядцами-бегунами. Миграции крестьян, искавших спасения или "вольных земель", были в России весьма обычным явлением40. До тех пор, пока эти миграции оставались в пределах границ империи, крестьянам инкриминировалось лишь самовольное бегство с прежних мест оседлости, но при этом государство было даже до некоторой степени заинтересовано в этом стихийном освоении новых пространств. Однако стоило только крестьянам пересечь эти не всегда заметные и не вполне понятные для них границы России, как они, сами того не заметив, оказывались врагами столь же малопонятной для них патриотической официальной идеологии.

Еще менее основательным является утверждение епископа, что именно молитвенник Фирковича способствовал "развитию мечты о переселении в Палестину". Из описаний астраханских епархиальных миссионеров и опубликованных ими документов видно, что главными основаниями для "развития мечты о переселении" послужили 1) Библия и 2) газетные новости, в которых сектанты усматривали исполнение библейских пророчеств. В частности, особенно сильное впечатление на иудействующих произвели сообщения о железной дороге между Яффо и Иерусалимом, строительство которой завершилось в 1892 г.41.

Однако астраханский губернатор не пытался проверить доводы епископа, используя возможности местной полиции, а просто передал 7 мая 1894 г. царевскому исправнику полученные сведения - "означенная книга весьма вредно повлияла на православных и сектантов, и способствует развитию мечты о переселении в Палестину, особенно после появления воззваний и писем Солодниковского крестьянина Семена Грачева" - и новый приказ, подтверждающий его прежние распоряжения: "предлагаю вам озаботиться изъятием из обращения помянутых выше караимских молитвенников"42. Через месяц, 8 июня исправник доложил губернатору об исполнении этого и предыдущих приказов:

У пришибинских субботников отобрано 14 экземпляров молитвенников. ... Что же касается имеющихся будто бы в г. Цареве, с. Пришибе и Заплавном складов молитвенников Фирковича, то таковых при тщательном наблюдении полиции не обнаружено и по утверждению самого миссионера священника Горохова склад этих молитвенников будто бы был в с. Заплавном, но в конце 1892 и начале 1893, в настоящее же время нет. ... За появлением между сектантами молитвенников Фирковича со стороны полиции имеется неослабное наблюдение43.

Продолжение следует


http://lvov.judaica.spb.ru/





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=923
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.035 секунд