Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад

 

 

 

Израильские летчики - асы

 

20 октября 1973 года в небе над Суэцким каналом группа самолетов МИГ-21 обнаружила израильский истребитель. Предвкушая легкую добычу, МИГи атаковали израильский самолет. Это была роковая ошибка –за штурвалом «Нешера» находился полковник Гиора Эпштейн, которого сами израильские летчики называют «Асом среди асов». МИГи атаковали парами, ведя огонь на поражение, но каждый раз полковник Эпштейн совершал неожиданный воздушный маневр, оказывался неуязвимым для противника и буквально в упор расстреливал проносящиеся мимо него МИГи огнем пушек и ракетами. Один за другим три обьятых пламенем МИГа врезались в землю. Уцелевшие МИГи были вынуждены ретироваться, а полковник Г.Эпштейн, вернувшись на базу, принимал поздравления своих боевых товарищей - он сбил в воздушных боях 17 самолетов типа МИГ-21, Сухой-7, Сухой-20, и по праву был признан самым результативным летчиком-ист-ребителем в мире по числу сбитых сверхзвуковых реактивных самолетов
В военной авиации принято удостаивать почетного звания «ас» летчиков, сбивших в воздушных боях пять или более вражеских самолетов. Таких летчиков в израильских во-енно-воздушных силах сейчас уже больше сорока человек. Полковник Г.Эпштейн удержи-вал свой рекорд более 25 лет и стал примером для следующих поколений израильских пи-лотов. Летчики-истребители Йифтах Спектор и Амир Нахуми, сбившие в воздушных боях по 15 вражеских самолетов каждый, Ашер Снир и Абрахам Шалмон, на счету которых по 14 воздушных побед,и их боевых товарищей составляют элиту израильских военно-возду-шных сил.
В состав боевых частей ВВС Израиля входят десятки эскадрилий с такими экзотичес-кими названиями, как «Рыцари Севера», «Рыцари двух килей», «Рыцари оранжевого хво-ста», «Золотые орлы», «Летающие тигры». Эскадрильи эти отличаются друг от друга не только названиями, эмблемами и типами самолетов, но и традициями, основанными на многолетнем опыте воздушных схваток, своеобразием тактики ведения воздушного боя, личным «почерком» летчиков в пилотировании самолетов и исполнении фигур высшего пилотажа. Но общим для всех эскадрилий является высочайший профессионализм и личное мужество израильских летчиков-истребителей.
За десятилетия войн и вооруженных конфликтов в израильских частях истребительной авиации накоплен уникальный опыт ведения воздушых боев пртив всего многообразия типов вражеских самолетов, что позволяет говорить о израильской школе летчиков-истребителей со своим своеобразным почерком ведения сражений в воздухе.
Основы этой школы были заложены еще в начале 50-ых годов, когда Менахем Бар, командир первой эскадрильи реактивных истребителей, строго и придирчиво отбирал будущих пилотов своей эскадрильи. Уже тогда он обратил внимание на молодого летчика Яакова Нево, толь-
ко что закончившего курсы пилотов.
Яаков Нево, парень из крестьянской семьи, никогда не мечтал о карьере летчика. В авиацию он попал случайно, в 1950 году призывная комиссия военкомата совершенно неожиданно для него дала направление на учебу в летной школе. Вместе с другими молодыми пилотами из эскадрильи Менахема Бара он осваивал первые реактивные самолеты «Метеор» и «Супермистер», поступившие на вооружение израильских ВВС. Яаков Нево тщате-льно анализировал пилотажные приемы и маневры пилотов в учебных и реальных воздушных боях, обобщал полученный опыт и предлагал новые тактические и пилотажные приемы. Свои теоретические открытия Яаков Нево проверял в воздушных схватках. В ходе Синайской кампании 1956 года Яаков Нево сбил в воздушных боях три МИГа, это стало лучшим подтверждением его теоретических построений. В начале 1957 года Яаков Нево
написал 77-страничное наставление «Ведение воздушного боя», в котором изложил свои идеи и практический опыт летчика-истребителя. Этим наставлением заинтересовалось ко-
мандование Военно-воздушных сил, и вскоре труд Яакова Нево стал настольной книгой для поколений израильских летчиков-истребителей.
В израильских ВВС существует весьма жесткий отбор летчиков в эскадрильи истребительной авиации. Только люди с незаурядным летным талантом и бойцовскими качествами могут претендовать на получение этого почетного звания. Характерен пример с летчиком-истребителем Эхудом Ханкиным. В 1969 году он, тогда юный лейтенант, в составе группы израильских летчиков был направлен в США, где на авиабазе в Калифорнии им предстояло освоить самолет «Фантом». Полученные знания закреплялись в учебных воздушных боях с американскими асами, участниками войны во Вьетнаме. И победа в этих схватках всегда сопутствовала израильским пилотам. Американцы недоумевали – каким образом не имеющий боевого опыта юный летчик, каким был Эхуд Ханкин, берет верх над тамошними асами, и сами же отвечали: - на это способен только прирожденный воздушный боец. Это мнение Эхуд Ханкин подтвердил в воздушных боях над Суэцким каналом, в ходе которых он сбил шесть вражеских самолетов типов МИГ и Сухой.
Высочайший профессионализм позволяет израильским летчикам с честью выходить из самых сложных ситуаций, когда практически нет шансов на спасение. 17 октября 1973г. при атаке батареи ПВО в районе Суэцкого канала ракетой СA-3 был повреждён израиль-ский "Фантом". Осколки пробили кабину и раздробили кисть руки пилота лейтенанта Ранана Неемана. Командование приказало пилотам катапультироваться. Однако лейте-нант Нееман , вследствии ранения потерявший возможность управлять самолётом , решил не покидать повреждённый самолёт, а попытаться вернуться к своим. Штурман, лейтенант Йорам Ромем , принял на себя управление самолётом и вывел его из под огня. Управляя самолётом одной рукой лейтенант Нееман сумел посадить его на базе ВВС Рафидим. За предотвращение попадания в плен экипажа и за спасение самолёта лейтенант Нееман был награждён орденом "За Отличие" (Итур ха Мофет). Штурман Ромем был награждён знаком отличия начальника генерального штаба("цалаш раматкаль").
Небывалый случай в истории авиации произошел 1 мая 1983 года в небе над пустыней Негев – израильский летчик-истребитель смог посадить сверхзвуковой реактивный само-лет ...с одним крылом. Это только в песне поется «На честном слове и на одном крыле...» - в реальной летной практике потеря крыла самолета означает неминуемую гибель самолета и его экипажа. В этот день проходил учебный воздушный бой между двумя самолетами Фантом-15Д и четырьмя самолетами Скайхок А-4Н. Таким образом традиционно проходит приемный экзамен для летчика-истребителя, вступающего в состав эскадрильи – в воздушном бою со своими будущими боевыми товарищами пилот должен показать все, на что способен. Испытуемый летчик, майор Цахи Бен Ами, на самолете Фантом в ходе выполнения атакующего маневра внезапно столкнулся с одним из Скайхоков. Пилот Скайхока катапультировался, сам Цахи получил приказ с пункта управления полетами немедленно покинуть самолет. Фантом, потерявший при столкновении крыло, свалился в штопор, однако пилоту буквально нечеловеческим усилием удалось выровнять самолет. Израильский летчик, как позднее он рассказал на земле, управлял самолетом не испытывая ни страха, ни волнения и ему удалось посадить самолет с одним крылом.
Командование израильских ВВС ознакомило с этим случаем фирму Макдонелл-Дуглас,производитель самолета Фантом. Там поначалу отказались в это верить, поскольку управление самолетом с одним крылом аэродинамически невозможно, что подтверждается компьютерными моделированиями. Однако ознакомившись с фотоматериалами, американцы признали, что на такой подвиг способен только «адски хороший пилот».
Такие «адски хорошие» летчики-истребители служат в боевых эскадрильях израильких Военно-воздушных сил и стерегут небо еврейского государства.

 

Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад