Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|
|
В неувядаемых «Семнадцати
мгновениях весны», – в сущности, неплохом в своем жанре фильме,
который волею советского народа превратился в неисчерпаемый источник
анекдотов, – есть проходной эпизод, когда Штирлиц с пастором
по дороге в Швейцарию слушают по автомобильному приемнику песенку
Эдит Пиаф. Пастор морщится, а мудрый Штирлиц замечает: «Нет, мой
друг, эту певичку будут помнить и через десять, и через двадцать
лет» (за точность слов не ручаюсь, но за смысл — полностью). Штирлица-то заставил «вспоминать
будущее» Юлиан Семенов, а я попал в похожую ситуацию в реальной
жизни. Простите за нескромность, но у меня просто нет под рукой
другого примера. В 1965 году, после окончания
школы, я работал на «Мосфильме» помощником оператора и поехал
с одной из съемочных групп в киноэкспедицию. Компания (я имею
в виду технический состав группы) подобралась разношерстная, но
веселая. Одна из наших гримерш (назовем ее Галя) прихватила на
съемки своего мужа-бельгийца (пусть он будет, скажем, Мишель).
Галя и Мишель познакомились в одном из молодежных интернациональных
лагерей. Мишелю понравилась суматошная жизнь киношников, и Галя
повсюду возила его с собой. Он немного говорил по-русски, смешно
ругался, и все бы ничего, но этот здоровенный парняга не желал
в Советском Союзе работать. Суть в том, что он был сварщиком очень высокой квалификации,
а такие в СССР заняты в оборонной промышленности. Естественно,
бельгийского подданного в «ящик» не брали, а там, куда его готовы
были принять, платили, по мнению Мишеля, столь жалкие гроши, что
он предпочитал вовсе не работать. Так он и таскался за женой по
всей России. Но дело не в этом. Галя и
Мишель привезли из Бельгии проигрыватель и пластинки, и вечерами
мы собирались их послушать. Среди дисков классики и джаза был
только-только вышедший пятый альбом ансамбля «Beatles», название которого звучало
как выстрел: «Help!». Счастью
моему не было предела. Я прослушивал каждую песню по многу раз,
стараясь разобрать слова, попросил разрешения сфотографировать
конверт, – словом, гужевался над пластинкой как сумасшедший. Поскольку я был самым молодым
в группе, все надо мной смеялись, а однажды помощник звукооператора,
парень лет двадцати пяти, неплохо музыкально образованный, сказал
мне: «Как же ты, чувак, такой ценитель джаза, можешь восхищаться
этой лажей?» «Попомни мое слово, — ответил я по-штирлицевски,
— песни этих ребят будут исполнять и через пятьдесят лет». В 1993 году весь музыкальный
и немузыкальный мир отмечал тридцатилетие выпуска первого альбома
битлов «Please, Please
Me». Песни ливерпульской четверки непрерывно звучали по
радио; по телевидению показывали записи их концертов, их фильмы,
отрывки из интервью, которые они давали вместе и порознь и т.п. В любом музыкальном магазине
в любом городе земного шара можно купить записи «Beatles», и заметьте — они никогда не оказываются в коробке
с уцененными, вышедшими из моды! Песни и мелодии ансамбля уже
давно стали классикой. Они вошли в репертуар Эллы Фицджеральд,
Фрэнка Синатры, Боба Дилана, Энди Уильямса, Стива Уондера, Элтона
Джона и многих других знаменитых исполнителей, а также прославленных
оркестров разных стран. Песня «Yesterday» Пола Маккартни из альбома «Help!», которую я впервые услышал осенью 1965 года в компании
своих скептических киношных приятелей, уже через два года была
записана более тысячи раз, что является рекордом «Гиннесса». Но тогда ни я, ни тысячи других
поклонников битлов в Советском Союзе об этом ничего не знали.
Песни наших любимцев не звучали по радио, их пластинки продавались
из-под полы за сумасшедшие деньги, а официальная пресса писала
о них так: «“Биттлз” – еще одно из многочисленных средств, используемых
на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных
общественных задач, от борьбы против несправедливости, царящей
в окружающем ее мире, и в этом смысле “Биттлз” занимают свое место
в ряду других извращений буржуазного лжеискусства всех мастей»
(«Музыкальная жизнь», 1964, №9). Однако победному шествию битлов
по просторам СССР это не мешало. Они породили настоящую «теневую
культуру», затмив, как и везде в мире, былых кумиров молодежи.
Десятки тысяч бит-групп появились во всех городах страны, из магазинов
исчезли обыкновенные семиструнные гитары, еще недавно пылившиеся
на полках. Не беда, что ливерпульцы играли на шестиструнных, —
перестраивать отечественные семиструнки местные «битлы» научились
быстро. Расхватали и самоучители. Это было что-то необыкновенное.
Миллионы подростков по всей огромной стране в подвалах, спортзалах,
убогих жэковских клубах упорно осваивали репертуар битлов, не
имея ни нот, ни аппаратуры, ни музыкальной подготовки. Потом началось
увлечение электрогитарами, которые делали сами: рогатую деку
выпиливали из многослойной фанеры и красили черным лаком, а звукосниматель
и усилитель собирали по схемам, опубликованным неосторожным журналом
«Радио» (кто-то там, наверно, полетел за это с работы). Тысячи и тысячи тинэйджеров
срочно отрезали воротники у своих пиджаков и курток, превращая
«москвошвей» в восхитительные «битловки». Мы ночи напролет просиживали
у приемников, стараясь поймать песни «Beatles». Счастливые обладатели
записей ансамбля были желанными гостями в любой компании. За фотографию
кумиров платили бешеные деньги. Помню, как я случайно купил в
киоске французский коммунистический журнал для молодежи «Мальчики
и девочки». В номере оказалась большая иллюстрированная статья
о «жуках-ударниках». Это была необыкновенная удача. Я боялся
кому-нибудь дать журнал в руки — помнут, порвут, и поэтому переснял
и увеличил иллюстрации. Вся наша компания битломанов снова и
снова рассматривала снимки, мы изучали каждую деталь обстановки,
наряды, прически наших любимцев, оценивали их подружек и жен,
дивясь, какая все же лошадь жена Леннона Синтия — эх, не мог лучше
найти! За недостатком информации
мы питались слухами, подчас самыми фантастическими. Так, мы почему-то
считали битлов евреями, по крайней мере Леннона и Старра (мы
все же понимали, что человек по фамилии Маккартни вряд ли мог
оказаться евреем). Только через много лет я узнал, что без евреев
в «семье» битлов все же не обошлось: евреем был их знаменитый
импресарио Брайан Эпштейн, а женой Маккартни стала американская
еврейка Линда Истмен (настоящая фамилия ее родителей тоже Эпштейн). Сначала власти в СССР пытались
бороться с культом «Beatles» и особенно
с самодеятельными бит-группами. Но тут по Европе прокатилась
студенческая революция, в песнях ансамбля, до этого далеких от
политики, зазвучали социальные мотивы («Taxman» Харрисона,
«She's Leaving
Home» Маккартни) и, конечно, появилась тема борьбы за мир.
Позже, во время пребывания Леннона и Йоко Оно в Нью-Йорке, ФБР
завело на певца секретное досье, американские власти попытались
лишить Леннона визы. Все это заставило русских пересмотреть отношение
к ансамблю и к его отечественным подражателям. Теперь им «великодушно»
позволялось репетировать и выступать перед аудиторией, если в
их репертуар были включены «прогрессивные» вещи, прославляющие
борьбу за мир, Анджелу Девис, осуждающие войну во Вьетнаме и пр.
После взимания этой дани разрешалось немного побаловаться битлами
[*]
. В советской прессе появились
умеренные отзывы о творчестве знаменитой группы, и наконец в 1983
году журнал «Ровесник» напечатал отрывки из «Авторизованной биографии
“Битлз”» Дэвиса Хантера. С большим скрипом, но все же стали выходить
пластинки давно распавшегося ансамбля. Веселые ирландские парни
победили даже Министерство культуры СССР. Чем же объяснить потрясающую
популярность «великолепной четверки», которая не только оставила
огромное, до сих пор полностью не оцененное музыкальное наследие,
но, что гораздо значительнее, создала настоящую молодежную субкультуру,
оказавшую и продолжающую оказывать влияние на всю западную культуру
в целом? Первый альбом битлов вышел
в марте 1963 года, последний их совместный диск «Let It Be» — в мае 1970-го. За эти семь лет во всем мире было
продано 133 миллиона пластинок ансамбля — рекорд, зафиксированный
«Книгой Гиннесса». В 1965 году музыканты группы были награждены
орденами Британской империи (Members of the British Empire).
Впервые в английской истории эту высокую национальную награду
получили поп-музыканты! Успех ливерпульцев и секрет
их популярности, казалось бы, давно объяснены специалистами в
сотнях книг и статей. Считается, что битлам повезло появиться
в тот период, когда пали или потускнели старые кумиры молодежи
— Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Клифф Ричард, и весь мир
ждал новых ритмов и песен. Нельзя сбросить со счетов и то, что
ребята сразу попали в руки выдающихся профессионалов: интеллигентного,
тонкого, обладающего большим вкусом удачливого
бизнесмена Брайана Эпштейна и гениального звукорежиссера Джорджа
Мартина, не только опытнейшего инженера-электроника, но и хорошего
музыканта. Никто также не спорит, что битлы вряд ли добились бы
вершин славы без помощи радиокорпораций, телевидения, рекламных
агентств, знаменитых студий грамзаписи, издательств, дискотек,
менеджеров, промоутеров и других «делателей звезд». Однако всего этого, конечно,
недостаточно. Было что-то необыкновенно привлекательное в этих
красивых, дерзких парнях, в их молодых, чистых голосах. Их музыка
звучала не грубо и не шумно, не била по мозгам, как у многих их
предшественников. Наряду с пульсирующим нервным и четким ритмом
в ней жила яркая, гармоничная и запоминающаяся мелодия. На сцене
они были самими собой — искренними, забавными, нежными, трогательно-мечтательными,
но в то же время ироничными, напористыми и находчивыми. Господь наделил этих острых
на язык ирландцев удивительной музыкальностью. Не получив никакого
музыкального образования, не зная нот, они поднялись до вершин
исполнительского и композиторского искусства. Они были новаторами
во всем, прежде всего в использовании электронной техники, которая
применялась не только для выравнивания звучания инструментов,
но и для создания спецэффектов, для раздельной записи с последующей
перекомпоновкой кусков. Готовое произведение оказывалось смонтированным,
как в кино, где шедевр зачастую рождается не столько на съемочной
площадке, сколько в монтажной. Битлы сочетали, казалось бы, чуждые
виды и жанры музыки — поп и классику, блюз и кантри, хард-рок
и баллады, серф и регги, регтайм и серенады. Они не просто сваливали
все в кучу, а добивались естественного обогащения поп-музыки
достижениями классической композиции и гармонии. «Beatles» все время росли, учились, развивались, не довольствуясь
коммерческим успехом. И если после альбома «Help!» они перестали, в сущности, быть бит-группой, то после
выхода девятого диска «Sergent
Pepper's Lonely Hearts Club Band» можно с полным правом говорить о рождении музыкального
театра «Beatles». Джон и Пол, без сомнения,
обладали литературным даром. Не все знают, что Леннон выпустил
несколько книг, включающих стихи, эссе, прозу, рисунки, которые
моментально стали бестселлерами. Его сравнивали с Джойсом и Кэрролом.
Пусть в этом есть преувеличение, но после появления «Strawberry Fields Forever»
и особенно «Lucy In The Sky With Diamonds»
в Ленноне признали поэта и английские интеллектуалы. Леннон, Маккартни, Харрисон
писали совершенно разную музыку. Леннон — напряженную, нервную,
дерзкую, очень соответствующую его сюрреалистическим стихам, полным
языковой игры; Маккартни — распевно-лирическую, грустно-веселую;
Харрисон, увлекшийся философией Востока, вводил в свои мелодии
элементы индийской музыки, использовал экзотические инструменты.
И все вместе они создавали удивительные вещи, достигая
потрясающего единства и гармонии. «Beatles» превратились в крупное социокультурное явление. Они
властвовали над умами нескольких поколений тинэйджеров, стали
символом молодежного протеста. Они оказали серьезное влияние
на мировое направление моды, торговлю, промышленность, быт, искусство.
В конце концов, они принесли своей стране миллионы фунтов стерлингов
в виде налогов на доходы от концертов и продажи пластинок (за
что, в сущности, и получили ордена МВЕ). Но самое главное не в этом.
Лучшие песни битлов и сегодня дышат молодостью и свежестью: «Yellow Submarine»
— чудная фантастически-реальная сказка-баллада с глубоким подтекстом,
«Penny Lane» —
замечательный альбом картинок Ливерпуля, грустных и трогательных
одновременно, «Lucy In The Sky With Diamonds», музыка которой будто соткана
из тончайшей звездной пыли. Честное слово, у меня и сейчас выступают
слезы на глазах, когда я слышу «Michelle», «Yesterday», «Girl», «Eleanor
Rigby», «Julia». Недавно я посмотрел в иерусалимской
синематеке «Yellow
Submarine». Нет, ничего не утерял этот фильм более чем за двадцать
лет, прошедших после его выхода на экран. Тот же молодой, веселый
напор, та же раскованность, ирония, какой-то зажигательный наплевизм
и вместе с тем нежность и доброта. (Между прочим, по стилю он
мне очень напоминает мюзикл Милоша Формана «Волосы», страшно
обруганный в свое время советской пропагандой.) В зале собрались
постаревшие поклонники битлов, но было и много молодежи, в основном
англоязычной. И так же, как и мы, старые хрычи, молодые самозабвенно
подпевали: «All you need is love, love, love, all
you need is love, love, love...» В 1965 году имена битлов были
внесены в Британскую энциклопедию. Как жалко, что волшебное таинственное
путешествие окончилось, как радостно, что нам довелось быть молодыми
в буйные, бурные, незабываемые шестидесятые. [*] Могли ли мы тогда представить, что существуют свободные страны, не разрешившие битлам у себя гастролировать, например, ЮАР, Испания? К стыду своему, должен присовокупить к ним и Израиль, хоть я не разделяю распространяемой русскоязычной прессой версии идеологических причин запрета. Все гораздо проще: тогдашний премьер-министр Израиля Леви Эшкол испугался, что фанаты разнесут «Хейхал ха-тарбут» в Тель-Авиве – только что открытый в то время самый большой концертный зал в стране. Сердце у старика болело за народное достояние! |
Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|