Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Библиография
|
Назад
|
|
Заключение
Еврейская
ветвь
международного
анархистского
движения -
интереснейшая
страница
истории;
во-первых,
истории
еврейского
народа,
во-вторых -
истории
революционного
движения.
Группы
рабочих и
интеллигентов,
поставившие
своей
задачей
пропаганду идей
анархизма в
еврейской
среде,
существовали
с 1880-х до 1980-х гг.
Это столетие
дало миру десятки
оригинальных
мыслителей-анархистов,
сотни
интереснейших
книг,
написанных
ими,
многочисленные
анархистские
издательства,
газеты и
журналы.
Еврейское
анархистское
движение
зародилось в
Западной
Европе и США,
в среде
эмигрантов -
рабочих и
интеллигентов,
выходцев из
России. Почти
все участники
еврейского
анархизма
вышли из местечек
или городов с
компактным
еврейским
населением,
родным
языком
которого
являлся идиш.
Это
обусловило
использование
идиш в виде
официального
языка данной
ветви Движения.
На нём
происходило
основное
общение участников
конференций
и съездов
групп и федераций
еврейских
анархистов,
на нём писались
книги,
статьи,
материалы
для периодических
анархистских
изданий,
выходивших
во многих странах
мира - от
Англии и
Франции до
США и Аргентины.
Абсолютное
большинство
лидеров
еврейского
анархизма
были людьми,
получившими
традиционное
религиозное
воспитание;
учились в
йешивах,
многие
считались талмид-хахамами,
некоторые
имели
раввинские
удостоверения.
Углублённое
изучение в
детстве и
юности
Священного
писания,
Талмуда, средневековой
философии,
книг Каббалы,
учения хасидизма
наложило
свой
отпечаток на
стиль
мышления
классиков
еврейского
анархизма -
даже на тех
из них, кто
впоследствии
выступал с безоговорочно
атеистических
позиций. Идиш-анархистише
бавегунг
было
единственным
европейским
революционным
движением
нового и
новейшего
времени,
среди
идеологов
которого
встречались как
убеждённые
атеисты, так
и глубоко
верующие
люди; как
космополиты,
так и сторонники
"палестинской"
версии
решения
национального
вопроса -
сионисты.
После катастрофы
восточноевропейского
еврейства,
уничтожения
нацистами
миллионов
"природных"
носителей
языка идиш и
традиционного
"идишкайта",
после
ликвидации
Сталиным
еврейской культуры
в СССР,
участники
еврейского
анархистского
движения,
уцелевшие в
странах Западной
Европы,
Северной и
Латинской
Америки,
сохранили
верность
умиравшему
языку идиш.
Со времени,
последовавшего
за окончанием
второй
мировой
войны,
практически
все известные
автору этой
книги
участники
идиш-анархизма
проявляли
глубокий
интерес к сохранению
культурных
традиций
еврейского народа,
прилагали
большие
усилия к
поддерживанию
культуры на
языке идиш.
На исходе ХХ
века последние
еврейские
анархисты - бывшие
редакторы и
читатели
ныне уже не
существующих
газет и
журналов -
являются
знатоками и
приверженцами
ייִדיש - идиш,
активистами Идиш-Лиги,
Арбетер ринг
и других
культурных
идишистских
организаций.
Многие
активисты
еврейских
анархистских
групп и
федераций -
журналисты,
писатели, поэты -
привнесли много
нового в
современную
еврейскую
культуру на
языке идиш, а
некоторые
(А.Гордин, Я.-М.Залкинд)
- и в
ивритскую
культуру.
Практическое
исчезновение
языка идиш из
обихода
современного
анархизма, а
вместе с ним -
исчезновение
еврейской
ветви
движения как
таковой в
конце ХХ в. -
вызвало
явное
возрастание
интереса к
идиш-анархизму
со стороны
нееврейских
энтузиастов -
анархистов
нашего времени.
Мне остаётся
лишь
констатировать
факты: Джон
Паттен (John Patten),
руководитель
анархистской
Kate Sharpley Library
(Норфолк,
Англия),
имеет
постоянный
контакт с ИВО
и регулярно
печатаёт в
бюллетене
своей
общественной
библиотеки
призывы к
британской
анархистской
общественности
о поисках
старой
анархистской
литературы
на языке
идиш, - и сам
старательно
изучает этот
язык. Результатом
его
исследований
явился
выпуск библиографического
указателя ("Yiddish
Anarchist Bibliography").[1]
Международный
центр
исследований
анархизма (Centre International
de Recherches sur l`Anarchisme, CIRA) в
Швейцарии,
практически
не имеющий
сотрудников,
знающих
еврейские
языки,
успешно собирает
раритеты на
идиш и
иврите,
разыскивая
их по всему
миру в
частных
коллекциях, каталогизируя
эти книги для
"вечного
хранения" -
для будущих
историков
анархизма.
Т.н.
Анархистский
архивный
проект - Anarchist Archives Project в
США,
руководимый
Джерри
Капланом,
связанный с
международной
группой
"Анархист Атлантики"
(Atlantic Anarchist), с 1994 г.
ежегодно
публикует в
своём
библиографическом
указателе
список оригиналов
и ксероксов
книг,
журналов и газет
на идиш,
разыскиваемых
по всему миру
и поступающих
в его
распоряжение.
Итальянские
анархисты из Centro
studi libertari, Милан, в 1998 г.
готовились
провести
международную
конференцию
на тему
"Анархизм и
иудаика".[2]
Конференция
была
проведена 5-7
мая 2000 г. в Венеции,
под
названием
"Анархисты и
евреи". В её подготовке
принимали
участие,
кроме вышеназванной
организации,
также
Международный
центр
исследований
анархизма (CIRA),
Лозанна и
исторический
факультет
Венецианского
университета.
В
конференции
участвовали
такие
известные
специалисты,
как Фурио
Биагини и
Энрико Ферри
(Италия),
Рудольф де
Йонг
(Амстердам),
Даниэль
Гринберг (Польша),
Эрик Якобсон
и Зигберт
Вольф
(Германия),
Грегорио
Равин
(Аргентина)[3],
Френсис Шор
(США) и другие.
Автору этой
книги выпала
честь
организовать
прибытие на конференцию
израильтян -
Мины Граур,
Яакова Горена,
Яакова Оведа
и Хаима
Зелигмана. По
материалам
конференции
был издан
сборник статей
докладчиков,
участвовавших
в ней.[4]
Летом 1998 г. в
Тулузе на
французском
языке вышла
небольшая, но
необычайно
ёмкая, богато
иллюстрированная
книга
Жана-Марка Изрина
"Les libertaries du Yiddishland",
рассматривающая
основные
этапы
истории еврейского
анархизма, а
также
биографии
ряда
анархистов-евреев,
не имевших
прямого
отношения к
анархо-идишизму.[5]
Также
летом 1998 г. в г.
Пиза вышла
солидная,
обстоятельная
книга
итальянского
историка,
анархиста
Фурио
Биагини "Nati Altrove (il
movimento anarchico ebraico tra Mosca e New York)", на
богатом
материале
иллюстрирующая
историю
еврейского
анархизма в
таких странах,
как Россия,
Великобритания,
США, Аргентина
и
Франция.[6] Выход в
свет этих
книг,
выпущенных французским
и
итальянским
анархистскими
издательствами,
свидетельствует
о росте
интереса
участников современных
анархистских
групп к
истории
идишской,
канувшей в
Лету, ветви
Движения.
Огромная
литература
(книги на
исторические
и
философские
темы, статьи,
мемуары), а
также до сих
пор не
опубликованные
материалы на
языке идиш,
принадлежавшие
участникам и
активистам
еврейского
анархистского
движения, до
сих пор ждут
своего
исследователя.
Абсолютное
большинство
этих документов
существует
лишь в их
оригинальной
идишской
редакции и до
сих пор не
переведены ни
на один язык
мира.
Несколько
историков, о
которых шла
речь в этой
книге,
использовали
некоторые
материалы в
переводах на
английский и
иврит. На
русском же
языке на тему
истории идиш-анархизма
до появления
этой книги
практически
не было
написано
ничего.
Биографии
А.Гордина,
Й.Людена,
десятков
других личностей,
о которых шла
речь в этой
книге, история
анархистских
еврейских
обществ и
издававшихся
ими газет и
журналов -
поистине бездонный
океан
сведений по
проблемам
идеологии и
практики
Движения, а
также
еврейской и
общечеловеческой
культурной
истории XIX - XX
веков; каждое
имя и
название
издания
могли бы
послужить
темой, по
меньшей мере,
докторской
диссертации.
В
заключение
хочется
сказать, что
при всех
своих
минусах
анархистское
движение, в
разные
периоды его
существования,
в частности,
в его
еврейской
ипостаси,
внесло
огромный
вклад в
борьбу за
идеалы
свободы
всего
человечества, равно
как и в
культурный
фонд человеческой
цивилизации.
Отрицание
анархистами
любой власти
на земле было
много чище любого
её обожествления.
Иерусалим,
1997-2002.
Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Библиография
|
Назад
|
|
[1] Yiddish Anarchist Bibliography. Editor: J.Patten. A "Kate Sharpley Library" project in co-operation with "The Anarchist Archives Projekt". London, England - Cambridge, MA, USA, 1998.
[2] М.Гончарок.
Личный архив.
Переписка с
Джерри
Капланом,
Роджер де
Гаррисом,
Сидни
Соломоном,
Мари-Кристиной
Михайло, Джоном
Паттеном,
Розеллой ди
Лео (1996-1998).
[3] Г.Равин -
один из
последних
остающихся в
живых
ветеранов Идише
рационалистише
гезелшафт в
Буэнос-Айресе,
автор
монографии по
истории
анархо-идишистов
Южной Америки.
[4] L'Anarchico e l'Ebreo. Storia di un incontro. - Centro studi
libertari di Milano, 2001 (238 с.).
Вступление к
сборнику
написал
старейший
итальянский
анархист
Амадео
Бертоло.
[5] Jean-Marc Izrine. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse,
Alternative libertaire, 1998.
[6] Furio Biagini. Nati Altrove (il movimento anarchico ebraico tra Mosca e Nev York). Prefazione di Nathan Weinstock. Pisa, Biblioteca di storia dell' anarchismo, 1998.