Из книги: Рабби Моше Вейсман
МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ
Швут Ами
מדרש > המדרש מספר > ויקרא > בחקותיЧто приводит соблюдающего Тору еврея к отдалению от нее?
Отдаление обычно происходит в семь ступеней (но не обязательно, чтобы эти семь ступеней прошел один человек. Они могут быть пройдены в ходе духовного упадка нескольких поколений).
Ступень первая. Отказ еврея от неустанного изучения Торы. Тора сама постоянно подчеркивает, что каждому еврею необходимо учить ее, чтобы основательно вникнуть в ее премудрости.
Ступень вторая. Невыполнение мицвот. Раз еврей несведущ в Торе, он рано или поздно перестанет следовать ей.
Ступень третья. Пренебрежение к евреям, соблюдающим Тору. Всякое соприкосновение с другими евреями, преданными Торе, напоминает ему о его отрыве от ее законов. Поэтому он говорит себе, что "их взгляды устарели" и что он стоит выше их, ибо "освободился" от ограничений, налагаемых Торой.
Ступень четвертая. Все эти прегрешения ведут к еще одному — к ненависти, направленной против знатоков Торы. "В конце концов, — рассуждает он, — это раввины заставляют нас учить и выполнять Тору, так что они во всем и виноваты".
Прежде чем р. Акива начал изучать Тору, он так ненавидел хахамим, что имел обыкновение говорить: "Дайте мне талмид хахама, и он узнает, что такое укус осла".
Ступень пятая. На этой ступени отошедший от Торы еврей начинает препятствовать другим евреям соблюдать Тору. То, что начинается с личного небрежения Торой, выливается в непримиримую войну против всех, кто еще осмеливается быть верным Б-жьим законам. Существование евреев, которые не разделяют его взглядов и продолжают придерживаться Торы, настолько мешает ему, что он считает своей обязанностью оторвать их от такого образа жизни.
Ступень шестая. Дальнейшее отдаление от Торы приводит к отрицанию Б-годанности мицвот. Это отрицание существенно облегчает ношу, давящую на его совесть.
Ступень седьмая, конечная. Отрицание Б-га и Его Промысла. Этим еврей перерезает последнюю нить, связывающую его с иудаизмом.