|
Для читателей: поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
Самый современный иудаизм. meirbruk (LJ) |
|
|
|
|
слабая женщина
Группа: Супермодератор
Сообщений: 5 299
Регистрация: 25 Апреля 2003
Из: Москва
Пользователь №: 1
Спасибо сказали: 240 раз(а)
|
Схема развития (всего) и ее приложение к иудаизму. Глобальные процессы проходят 4 этапа развития. 1. Классический 2. Модернистский 3. Постмодернистский 4. Интегральный В свете этого посмотрим на развитие еврейского мировоззрения.
До конца ХIХ века – классический этап. Стараниями рава Кука и рава Гирша мы вошли в этап модернизма.
Главная идея (от рава Кука) внесение в иудаизм идеи развития. Т.е. в потенциале иудаизм содержит все, но не все аспекты разработаны.
По мере изменения общей ситуации в мире актуализируются новые задачи. Цель развивающегося иудаизма – а) осознать актуальность задачи; Б) в рамках иудаизма развить механизмы ее решения. (пример – религиозный сионизм – во времена Талмуда и Шулхан Аруха не было реального еврейского государства, поэтому вопросы государственного строительства в деталях – не были проработаны. С появлением государства Израиль – проблемы встали с большой остротой. Религиозный сионизм – ищет пути их решения, выводя их из еврейского мировоззрения). Рав Гирш – адаптировал иудаизм к ситуации равзивающегося современного общества (по крацйней мере времен конца 19 века).
Внесение динамики в иудаизм – величайшее благо для системы и особенно для тех, кто живет по этой системе (т.е. религиозных евреев).
Тем не менее, и здесь существуют «подводные камни». Во многом они появляются в связи с несовершенством природы самого человека, который деформирует (или идеализирует) идеальную схему (извините за тавтологию),а модернизм – построен во-многом на схемах.
В качестве защитного механизма как в мире вообще, так и в еврейском мире появляется постмодернизм.
Его конструктивный потенциал практически отсутствует. Но он позволяет трезво относиться к догмам (читай – схемам) и избегать опасных перекосов.
ИМХО: мировые войны – следствие перекосов, в связи с чем в виде защитных механизмов возник постмодернизм, как разрушитель любой системы, дабы она не «распоясалась».
Тем не менее, всем очевидно, что постмодернизм – не цель, а некая подготовительная функция – перед этапом интегральным. (судя по всему - он же - эпоха Мошиаха=целостности!) Т.к. этот этап – только формируется, существует достаточно мало серьезных людей, работающих на этом уровне.
В нееврейском мире – яркой фигурой нового этапа является Кен Вилбер,которого называют "Эйнштейном в области человеческого сознания" (можете в И-нете найти массу его материалов, например здесь - ссылка, а также есть 5-6 книг, переведенных на русский язык).
Это действительно грандиозный скачок в мировоззрении, и его роль все увеличивается.
Но Кен Вилбер – не еврей, и интегрировав почти все идеи и мировоззрения в целостную систему, естественно не разбирается в иудаизме. Задача создать интегральный иудаизм – стоит перед нами.
Полное осмысление интегрального иудаизма еще впереди, тем не менее материалы моего ЖЖ – я стараюсь формировать именно в интегральной парадигме.
Приведу несколько идей – о том, как выглядит интегральная парадигма в еврейском варианте.
Идея интегральности, в целом, заключается в том, что любой взгляд на мир содержит в себе: а) часть истины; (в кабале – «искра») б) часть лжи (клипот, ситра ахра (это «ругательства» на иврите:)и т.д.
Роль постмодернизма – указывать на «клипот», дабы не абсолютизировать частную систему. Этакие «волки» - санитары леса.
Роль интегрализма – извлечь позитивную искру из каждого взгляда и научиться пользоваться только искрами, из многих разных взглядов, объединить их в целостность.
Приведем два примера особенно еврейского применения данных моментов – взяв за основу самый фундаментальный первоисточник – ТАЛМУД.
Основа текста Талмуда – споры(махлокет – на иврите) МУДРЕЦОВ. Учит нас традиция, что спор мудрецов не ставит целью решить кто прав, кто не прав. Как говорилось по поводу спора Гилеля и Шамая – и то, и то – слова Б-га живого.
Т.е. сложность мира требует от нас одновременно нескольких разных взглядов (точек зрения) на исследуемую проблему. И глубинный (читай ИНТЕГРАЛЬНЫЙ) анализ спора мудрецов Талмуда призван извлечь искру (позитив) из каждого мнения, дабы вместить в себя обе искры!
Как же это все работает!
Существует два способа.
1. Галахический. В конце спора (или в комментариях на него) выдается решение, какое из мнений идет на галаху, т.е. в закон, т.е. какой из взглядов лучше решает ПРАКТИЧЕСКИЕ задачи, которые нам наиболее актуальны. В связи с этим, галахические сборники, которые публикуют «сухую» галаху – оставляют нам только те точки зрения, которые нам МИНИМАЛЬНО необходимы (оставляя за бортом негалахические взгляды). 2. А теперь вспомним, каким сильным было противодействие появлению галахических сборников. Как протестовали против Рамбама и его «Мишне-Тора», считая, что люди начнут изучать галаху и оставят за бортом Талмуд. А теперь внимание – «правильный» ответ. Как Вы думаете, где можно встретить подробный разбор Талмудических мнений, не попавших в галаху?... В книгах по каббале! Дело в том, что мнения, оставленные «за бортом» галахи являются отражением более тонких механизмов влияния на мир. А в духлвных мирах, что более тонко, то более влиятельно!!! Итак, каббалисты не зря: А) изучали негалахические позиции в спорах мудрецов Талмуда; Б) скурпулезно следовали Галахе.
С помощью этого они могли сохранить и реализовать в своем опыте обе позиции спорящих мудрецов Талмуда, создав интегральную модель иудаизма.
Что мы видим? А) те кто следуют только галахе – теряют тонкие механизмы; Б) те (современные «попсовики» от каббалы) кто пытается взять только каббалу, игнорируя галаху – теряют основные механизмы, которые дают стабильность непростому и утонченному духовному пути каббалистов.
Итак, мы получили два описания одного и того же процесса. Стартуя от текста Талмуда – важно изучать споры мудрецов Талмуда. Не теряя ни одно из мнений, мы должны научиться их интегрировать в своем опыте.
Таким образом – магистральный путь интегрального иудаизма – Талмуд сквозь призму каббалы.
Путь интегральный – через путь модернистский (опыт рав Кука и рав Гирша).
Осмыслять новые задачи, с которыми нас сталкивает реальная жизнь и искать пути их решения, РАЗВИВАЯ осмысление Торы и всего еврейского мировоззрения.
Наиболее интересным в этом контексте является столкновение самых магистральных разветвлений иудаизма. В частности: интегрировать опыт Харедим и религиозных сионистов Хасидов и литваков Ашкеназов и сефардов Хасидов любавичских и хасидов брацлавских... И т.д.
Тогда, в результате мы получим: А) целостный взгляд на мир и иудаизм; Б) поймем – зачем Вс-вышний устраивал развилки в истории еврейского мировоззрения; В) разберем развилки в стиле талмудических махлокетов и получим в конце концов целостный образ еврейской мудрости.
В свое время один из первых моих опытов в этом направлении – статья о том, как примирить Харедим и религиозных сионистов, которая опубликована в моем старом сайте www.naaseadam.com , а также на сайте «Маханаим». Читайте на здоровье Здесь http://naaseadam.com/2to1.html Или здесь http://machanaim.org/tor&life/probl/meet.html
Мой новый любимый жанр, отправив статью в ЖЖ, посмотреть что за последний час написали коллеги с точки зрения опубликованной мной идеи.
Вот свежий улов! 1. ......"переход от концепции "угроз" к концепции "возможностей... цитата из http://www.livejournal.com/users/v_lad/74520.html
2. Мотивы человека на рабочем месте статья здесь http://www.livejournal.com/community/ru_psiholog/395049.html
|
|
|
|
|
|
|
Ответов
|
|
слабая женщина
Группа: Супермодератор
Сообщений: 5 299
Регистрация: 25 Апреля 2003
Из: Москва
Пользователь №: 1
Спасибо сказали: 240 раз(а)
|
Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Вашем окружении состоящем из уважаемых рэбаёв, которые по вашим-же словам вне иудаизма людей в упор не замечают? В моем окружение таких раввинов нет. Они есть лишь в Вашем постинге и, видимо в Вашем сознании. Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Конечно нельзя - это же такая прелесть, превратить чудеснейшего человека, инженера, и вообще в поломанную грампланстинку из Талмуда и по-совместильству в машинку для штамповки кадров будущего, оторвав от семьи и от друзей. Это называется религиозный фанатизм и он в меньшей степени присущ иудаизму, чем христианству или исламу. Однако существуют случаи именно совкового подхода к вновьприобретению религии, что явно видно на примере определенных верующих-выходцев из бывшего СССР, причем во всех религиозных конфессиях. Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Но всё в порядке это огромное поле деятельности для рекрутеров из рэбайских рядов. Глупость - иудаизм не является миссионерством. Лайтманисты - это такие же иудеи, как аумсинарекю. Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) просто бывшые советские евреи - редкий для них случай получить назад потомков тех, от кого 88 лет бежали их бабушки и дедушки. Что за болезненное зацикливание? А десятки миллионов христиан и мусульман с тех же пространств куда подевали? Сверценная еврейская идея одолела? Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Реб Симулирующий Лапландца? Прям Снежаная Королева, какая-то. Ладно-ладно, Я пошутил, наверняка это широко известные в узких кругах, и глубоко уважаемые в тех же кругах люди. Лапландец или Йойл - известный знаток идиша, физики, иудаизма, еврейской мистики и он является не только супермодератором этих форумов и кончультатном раздела "иудаизм", а еще издается в США и России. Симулякрум - крупный специалист не только в области медицины. но и в области еврейской (идиш) словесности. происхождения фамилий, генеологии. Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Нет. Правоверный иудей не живущий в Израиле на сегодняшний день не более чем двуличный ханжа Правоверными бывают лишь мусульмане. я не считаю, что иудеи обязаны жить в израиле, т.к. - это их личный выбор
- это не всегда согласуется с верой
- Израиль - больше сионисткое, чем религиозное государство. И так оно создавалось
- многие раввны работают вне Израиля в общинах
- многие работают за границей, но по призыву идут в армию Обороны Израиля
- многим, к несчастью не найти работу в Израиле
- многих не устривает климат
- многих устраивает их страна проживания
Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Можно плакать об Иерусалиме на берегах Вавилонских, но на берегах Гудзона, Потомака, и Миссисипи этот плачь не более чем ложь, трындёжь и провокация Это индивидуально. Какое Вам лично дело до мотивов людей? Или их религия и национальность покоя не дают? Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 2005, 19:04) Смотрите евреев здесь больше, едут они сюда охотнее, захватили ведущи идеологические позиции в обеих правящих партиях и живут припеваючи. Неграм правда зачем-то помогают, ну да Фаррахан и Ко им быстро мозги вправят. то-то Вы сбились с обещания политкорректно выражать свои симпатии и антипатии. Т.ч., Дикий Кролик, заканчивайте "трындеть" и держите себя в руках.
|
|
|
|
|
Сообщений в этой теме
Ирена Самый современный иудаизм. meirbruk (LJ) Вторник, 20 Сентября 2005, 19:23 Дикий Кролик Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 12... Вторник, 20 Сентября 2005, 21:06 Дикий Кролик Понял, учту, исправлюсь подтянусь. Вторник, 20 Сентября 2005, 21:18 Ирена Цитата (Дикий Кролик @ Вторник, 20 Сентября 2... Вторник, 20 Сентября 2005, 21:21 Дикий Кролик Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 14... Вторник, 20 Сентября 2005, 22:18 benjamin007 Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 21... Воскресенье, 22 Января 2006, 16:00 Ирена Цитата (Дикий Кролик @ Вторник, 20 Сентября 2... Вторник, 20 Сентября 2005, 22:24 Дикий Кролик Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 15... Вторник, 20 Сентября 2005, 22:38 Ирена Цитата (Дикий Кролик @ Вторник, 20 Сентября 2... Вторник, 20 Сентября 2005, 22:47 Дикий Кролик Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 15... Вторник, 20 Сентября 2005, 23:20 Ирена Цитата (Дикий Кролик @ Среда, 21 Сентября 200... Вторник, 20 Сентября 2005, 23:28 Дикий Кролик Цитата (Ирена @ Вторник, 20 Сентября 2005, 16... Среда, 21 Сентября 2005, 18:04 Ирена Цитата У одного великого рава - выдающеогся знаток... Среда, 21 Сентября 2005, 1:00 Ирена Слова Хаима Донина:
Цитата Наше поколение, видимо... Среда, 21 Сентября 2005, 23:25 semen273 Спасибо за ссылку. Четверг, 5 Октября 2006, 12:09
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|