IPB
Для читателей: поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег.
Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал







Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Еврейская Энциклопедия, начинаем публикации статей
Ирена Pisces
Сообщение #1


слабая женщина
Иконки Групп

Группа: Супермодератор
Сообщений: 5 299
Регистрация: 25 Апреля 2003
Из: Москва

 США 

Пользователь №: 1
Спасибо сказали: 240 раз(а)




Дамы и господа!

У нас появилась уникальная возможность публиковать статьи "Еврейской энциклопедии". Присылайте свои заявки мне в приват. (IMG:http://www.jewniverse.ru/forum/style_emoticons/default/upl.gif)

Публикации открываю следующей статьей статьей:

Каро, Иосиф бен-Эфраим


(וראק ףסוי) — выдающийся раввинский авторитет и кодификатор; известен в особенности, как автор "Шулхан-Аруха"; род. в Испании в 1488 г., ум. в Сафеде (Палестина) в 1575 г. Будучи ребенком, он покинул в 1492 г. Испанию вместе со своим отцом, ученым талмудистом Эфраимом К. Его семья поселилась в Турции, куда направились очень многие изгнанники из Испании. Своим учителем, кроме родного отца и дяди р. Исаака, К. называет и своего первого тестя, Исаака Саба. К. был раввином в Никополе (Болгария), затем в Адрианополе, где и приступил в 1522 г. к своему обширному труду "Бет-Иосиф". В 1553 г. К. отправился в Палестину и поселился в Сафеде. По пути он посетил Салоники и Константинополь. В кругу очень выдающихся раввинов К. приобрел первостепенное значение. Яков Бераб (см.), желавший восстановить раввинское посвящение (הכימס), рукоположил и К. — К. обладал огромной начитанностью в евр. литературе, был выдающимся в этой области критиком. — Издавна было заметно среди сефардских евреев стремление кодифицировать и систематизировать галаху. Маймонид пошел навстречу этому желанию своим известным религиозным кодексом "Мишна-Тора" (הרות הנשמ), или "Jad ha-Chasaka", который, однако, на практике не совсем достиг своей цели. Многие нападали на кодекс Маймонида за его философские воззрения. Маймонид, кроме того, внес в свой труд многие такие постановления, которые не имели применения в практической жизни со времени разрушения иерусал. храма и потери евреями политической самостоятельности, хотя эти законы имелись в Мишне и Талмуде. Большим минусом следовало считать также полное отсутствие указаний источников, о чем и сам Маймонид сожалел впоследствии. Более, чем Маймонид, пошел навстречу практическим нуждам Яков бен-Ашер (см.) своим кодексом "Арба-Турим". Несмотря на то, что это произведение далеко уступает труду Маймонида, оно было широко распространено и пользовалось популярностью в евр. мире благодаря использованию им поздн. авторитетов. С дальнейшим развитием галахи в 16 в. стала чувствоваться необходимость в пересмотре и дополнении кодекса, и никто лучше К. не мог ответить на эту настоятельную потребность. Над своими комментариями к "Арба-Турим", под заглавием "Бет-Иосиф" (ףםוי תינ), он усиленно работал с лишком 20 лет (1522—1542); следующие 12 лет он отдал его проверке. Свой огромный труд он закончил в Сафеде в 1554 г. Кодекс р. Якова бен-Ашер был не только подвергнут самой тщательной критике на основании источников, но и дополнен соответственно решениям более старых и новейших авторов. — В эпоху, последовавшую за смертью Маймонида, общество, нуждавшееся в разрешении вопросов религиозного характера, как и чисто гражданского права, находилось в том же положении, как и в эпоху гаонов. Во многих вопросах отсутствовали твердо установленные нормы, вследствие разногласий среди авторитетов. Правда, само по себе это отсутствие установленной нормы было одним из преимуществ иудаизма, так как оно давало ему возможность отвечать на запросы времени. С другой же стороны, часто приходилось считаться с этим не совсем нормальным явлением, ввиду отсутствия твердых незыблемых оснований. И в религиозной сфере часто трудно было ориентироваться между дозволенным и запретным. Раз мнения расходились, не всякий раввин брал на себя смелость решать вопрос так или иначе. К. пожелал устранить это неудобство подобно тому, как это сделал в свое время Маймонид. А так как кодекс р. Якова бен-Ашер был общепризнан, то он надеялся, что лучше всего достигнет своей цели, дав своему собственному труду вид комментария, несмотря на то, что это было вполне самостоятельное произведение. Самой важной своей задачей он считал решения спорных вопросов. Во всех тех случаях, где мнения раввинов расходились, он ставил вопрос на голосование, решая его по большинству. Право решающего мнения он отдавал общепризнанным "авторитетам" (םיקסופ) поталмудической эпохи, Исааку Альфаси, Моисею Маймониду и р. Ашеру бен-Иехиелю. В случае разногласия между этими тремя авторитетами, спор решался в пользу большинства. Из этих авторитетов двое, а именно р. Исаак Альфаси и Маймонид, были сефардами, один р. Ашер бен-Иехиель только на старости выехал в Испанию, а своими познаниями и развитием был всецело обязан германскому еврейству (ашкеназим). Но таким образом вышло, что К. отдавал сефардским ученым предпочтение. Окончив свой капитальный труд, К. обработал весь материал в виде компендиума, который и был назван "Шулхан-Арух". Занятый еще проверкой своего комментария "Бет-Иосеф", К. приступил к печатанию "Шулхан-Аруха" в 1550 г. в Венеции, где и появились первые две части ("Орах-хаиим" и "Иоре-деа", 1550—51). Третья и четвертая части вышли в Сабионетте (1553—1559). Одно издание следовало за другим, что служит показателем того признания, которым пользовался труд К. еще при жизни автора. В преклонном возрасте К. написал для позднейших изданий ряд исправлений и дополнений. По смерти К. появилось его самостоятельное произведение, служащее как бы дополнением к капитальному труду "Бет Иосиф", озаглавленное "Бедек га-Баит" (תינה קדנ), которое также выдержало много изданий (впервые в Салониках, 1605).

"Шулхан-Арух" К. предпринял, как это он сам говорит в предисловии к нему, с целью составить легкий обзор данных, добытых им в капитальном труде, и предназначал его начинающим: он не имел, по-видимому, представления о том значении, которое книга приобретет впоследствии в еврействе. Как и кодекс Якова бен-Ашер, так и "Шулхан-Арух" делится на 4 части: 1) "Орах-Хаим" (путь жизни), посвященный практике религиозной жизни, этике, богослужению, узаконениям, касающимся субботы и других евр. праздников и т. д.; 2) "Иоре-Деа" (обучение знанию) — определение разрешенной и запретной пищи, законы, относящиеся к убою скота, обряды во время траура и т. д.; 3) "Эбен га-Эзер" (намек на Быт., 2, 20, где женщина названа помощницей эзер — мужчины) — трактуются брачные законы, семейное право, и т. д. и 4) "Холиен га-Мишпат" (Щит права) — евр. гражданское право, гражд. судопроизводство и т. д. Все это разделение, как и подразделение на отдельные главы ("симан"), заимствовано у p. Якова бен-Ашер. К. внес еще деление на параграфы "сеифы" (םיפיעס). У каждого симана помечено число параграфов; философско-этическое введение, какое имеется у Маймонида, здесь отсутствует. Вместо этого — популярное, доступное пониманию среднего человека, предписание правил жизни. Труд К. написан кратким, удобопонятным языком и формулирован ясно и наглядно. В нем заключается все то, что еврею того времени необходимо было знать, чему он должен был следовать в своей религиозной жизни. Для ученых, в особенности тех, которым приходилось давать решения, это была неоценимая справочная книга благодаря своей ясности и точности. Еще при жизни автора книга выдержала 6 изданий в различных форматах.

Заглавная страница первого издания Шулхан-Аруха Иос. Каро (Венеция, 1564):
просмотреть можно нажав мышкой на приложенное изображение (прим. администратора)

Ввиду того, что К. смотрел несколько односторонне на обычаи немецких и польских евреев, в последующих изданиях, начиная с 1578 г., внесены исправления и добавления Моисея Иссерлеса (см.), чтобы способствовать принятию "Шулхан-Аруха" среди польских и немецких евреев. Начиная с 17 в., широко задуманные и часто очень остроумные комментарии пишутся уже к "Шулхан-Аруху", что, однако, совсем не соответствует ни характеру, ни тенденции этого кодекса. Тем полезней оказался труд р. Моисея Рибкеса из Вильны "Беер га-Гола" (ראנהלוגה), краткий указатель источников. Все эти многочисленные и подробные комментарии к "Шулхан-Аруху" привели лишь к тому, что снова ощутилась необходимость в кратких компендиях. Известные различия в обрядах сефардов и ашкеназим продолжали существовать, и следствием их было развитие отдельной литературы как у тех, так и у других. Ее цель, по-прежнему, облегчить разрешение вопросов, касающихся законов и обрядов. Законченной эта литература является лишь там, где развитие галахи приостановилось. На первом плане это явление мы замечаем у евреев Западной Европы и у сефардов. У евреев, живущих в славянских землях, появляются под напором времени все новые и новые кодификации вошедших в употребление обрядов, несмотря на высокое уважение и признание, которыми пользуется "Шулхан-Арух". Наибольшим авторитетом "Шулхан-Арух" пользуется у сефардов, которые называют его ןרמ (наш владыка), и решения его считаются религиозными нормами.

Переводы "Шулхан-Аруха" или обработка его в виде компендиума имеются на нескольких языках. На спаньольском языке (ladino) он появился в виде переработки, под заглавием "Шулхан га-Паним" (Салоники, 1568). По требованию прусского правительства Моисей Мендельсон перевел часть его, заключающую в себе гражданское право. По этому переводу в Гамбурге в процессах между евреями решались дела в апелляционной инстанции (первую инстанцию составлял суд раввина). В Вюртемберге до 1 января 1900 г. действовали брачные узаконения Шулхан-Аруха для евреев. Следует еще упомянуть переводы: Lederer, Schulchan Aruch (Frankfurt, 1897—1900); H. Löwe, Der Schulchan-Aruch, 2 т. (Wien, 1896); Pauly u. Naviasky, Rituel du judaisme (Orlèans, 1898—1901).

Третьим трудом К. является его "Кесеф Мишне" — комментарий к "Мишне Тора" Маймонида. Со времени появления последнего не прекращались жалобы на отсутствие указания источников. Слепая вера в авторитет никогда не была присуща иудаизму, и принять решения великого ученого, основанные только на его усмотрении, никто не желал. Пополнить этот недостаток было задачей К., который снабдил труд Маймонида, следуя строка за строкой, указаниями источников. Исключение составляет лишь философско-этическая часть, которая выражает по большей части личные взгляды великого учителя. Попутно К. старается опровергнуть нападки, направленные против Маймонида, а именно со стороны Авраама бен-Давида (см.), в чем, впрочем, К. имел несколько предшественников. С этой задачей К. справился очень удачно и без всякого предвзятого мнения. Где только мнение Маймонида не обосновано данными Талмуда, где оно, по мнению К., является лишь следствием неправильного истолкования соответствующего места, К. признает это откровенно. Полностью этот труд, печатание коего начато было еще при жизни автора, появился после его смерти (1574—76). С тех пор все издания "Мишне Торы" снабжаются "Кесеф Мишне".

В Сафеде К. жил в кружке каббалистов, к которому принадлежали Исаак Лурия (Лория), Соломон Алькабец, Моисей Кордоверо и др. Шулхан-Арух чист от всякой примеси каббалы, а многое, чему каббала Лурии приписывала таинственное религиозное значение, объявлено им "глупым обычаем" (Орах Хаим", гл. 605; см. "Каппара"). Тем не менее, К. приписывают странное сочинение "Маггид Мешарим" (часть напечатана в Люблине в 1646 г., вторая часть в Венеции в 1656 г.), заключающее в себе гомилетические разъяснения Торы. К. якобы получал их еженедельно, по субботам, от своего духа, или ангела, сам же этот дух — не кто иной, как олицетворенная Мишна. Впрочем, некоторые критики оспаривают принадлежность этого сочинения К. Во всяком случае, автор не предназначал его для обнародования. Видную роль здесь играет какой-то Соломон, которым ангел, или "маггид", не может нахвалиться; он его называет святым, "любимцем Бога", он служит идеалом для К. Грец (Gesch. d. Juden, IX, 310 и сл.) признает достоверность этого документа, а в пресловутом Соломоне видит известного мученика-каббалиста Соломона Молхо. Приписываемый К. "херем" против знаменитого критического труда "Меор Энаим" (םיניע רואמ) Азарьи де Росси, о чем говорит и Азулаи, также сомнителен. В своих капитальных трудах, как и в своих многочисленных ответах (респонсах), К. проявляет несомненно ясный ум. Он — остроумный и строго верующий талмудист, но вместе с тем лишен фанатизма. К. можно назвать последним отпрыском испанской школы, соединявшим богатую эрудицию с методическою обработкой талмудического материала.

Ср.: Zunz, Kerem Chemed, V, 141—142; Rapoport, Igrot, p. 207; Grätz, Geschichte, т. IX (евр. перев. с прим. Рабиновича, VII); D. Kassel, J. Karo und das Maggid Mescharim, Berlin, 1888; Geiger, Nachgelassene Schriften, II, стр. 186—88; Gaster, The origine and sources of the Shulchan Aruch, 1893; E. Freiberg, Rabbenu Joseph Karo, Drohobycz, 1895; Rab Zair (Ch. Czernovitz), Le-Toledot ha-Schulchan Aruch, Ha-Schiloach, IV, V, VI, IX; S. Rosanes, המרגותנ לארשי ימי ירנד, I, 1908; J. E., III, 583—588.

C. Бернфельд.

Раздел5.

Раздел9.
Прикреплённые файлы
Прикреплённый файл  shulhan_aruh.jpg ( 651.19 килобайт ) Кол-во скачиваний: 152
 
К началу страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Создание новой темы
Ответов
michael smolyak Pisces
Сообщение #2


Я тут, как дома
Иконки Групп

Группа: Участник

Сообщений: 717
Регистрация: 5 Ноября 2004
Из: канада, виннипег-израиль,арад

 Канада 

Пользователь №: 126
Спасибо сказали: 211 раз(а)




Марк Штейнберг (Mark Steinberg)

Последний Mаран (The last maran)

В октябре 1940 года полновластный правитель Испании каудильо ("вождь") испанского народа Франсиско Франко-Баамонде встретился с самим Адольфом Гитлером в Андайе. Беседа была не из любезных:-фюрер категорически на-стаивал, чтобы каудильо принял участие в операции "Феликс" - захвате Гибралтара. Для этого Франко должен был пропустить германские войска через территорию своей страны. Больше того-испанская армия должна была подключиться к их действиям. Однако суровый испанский диктатор был категорически не согласен с Гитлером. Выдвигая разные, по мнению фюрера, несущественные причины, он наотрез отказался не только от участия в операции "Фе-ликс", но и от пропуска вермахта через испанскую территорию.
Разгневанный фюрер резко оборвал беседу и больше никогда не встречался с испанским диктатором. После весьма прохладного прощания, Гитлер еще долго и яростно поносил Франко.Он обзывал его "мерзким еврейским торгашом", орал, что "нюхом чует в каудильо еврея. У него чисто семитская рожа, один только нос чего стоит. Такие носы - верный признак еврейского происхождения". Имел ли Гитлер какие-то сведения об этом, или и впрямь унюхал еврейские корни каудильо-сейчас неизвестно. Однако ярость его была вполне оправдана: если бы Гибралтар пал, то это существенно повлияло бы на ход , а может - и на исход Второй мировой войны. Но и, кроме того, Гитлер наверняка был осведомлен о странном поведении каудильо, который приказал своим дипломатам в Венгрии, Румынии, Греции и вишистской Франции выдавать паспорта евреям этих стран и помогать им перебираться в Испанию.
Франко также, по сути, спас несколько тысяч евреев из Берген - Бельзена и Салоник, он приказал открыть границу перед евреями и ее перешли более 40 000 европейских евреев только в 1940 году. И неизвестное число - в остальные годы Второй мировой войны. По неточным данным, убежище в Испании тогда обрели более 200 тысяч евреев. Согласно законам государства Израиль, человек, спасший во время Холокоста хотя бы одного еврея, почитается
"Праведником Мира". Ему воздаются особые почести, память о его подвиге запечатлена в специальном обряде, вроде посадки дерева на Аллее Праведников Мира. В таком случае в честь Франсиско Франко-Баамонде в Израиле должна уже давно цвести целая роща этих деревьев. Почему же этого не произошло?
Сегодня вполне очевидно: ни один политический деятель в годы Холокоста не сделал столько для спасения евреев, сколько Франсиско Франко-Баамонде, прямой потомок испанских маранов. Кстати, о его происхождении заговорили сразу после войны, когда прояснилась эта деятельность каудильо. Именно еврейскими его корнями объясняли ее, и Франко никогда не пресекал эти толки. Может быть, потому, что уж больно одиозной была родовая фамилия его отца-Франко, происходящая от названия галисийского городка, который когда-то был почти полностью еврейским. И в Испании эта фамилия звучит также как в России Бердичевский или Подольский. И сам каудильо и многие его приближенные знали, что фамилия его матери Пилар-Баамонде и Пардо пришла к ней от ее предков, знаменитых раввинов Пардо-Иосифа.(Йосии) и Давида. Впрочем, маранами были и предки каудильо и по отцовской линии. Но всё же кто они такие - мараны?
Когда в 1492 году их католические величества Фердинанд и Изабелла издали указ об из-гнании евреев, то остались в Испании лишь те, кто принял христианство. Однако среди них немало оказалось таких, кто в тайне сохранил приверженность иудаизму. Вот их-то и назвали маранами, что означало "свиньи". Конечно, маранов безжалостно преследовала инквизиция, изобличенных подвергали страшным пыткам, сжигали на кострах. Тем не менее, в Испании и Португалии семьи маранов вплоть до ХХ века умудрялись хранить традиции былой веры. Одной из них, соблюдаемой более всего, были браки между членами своей общины. В сущности, каудильо и происходил именно из такой семьи. Его поведение в годы Второй мировой войны показало, что он твердо помнил об этом...
Евреи на Пиренейском полуострове поселились еще во времена римского владычества. Однако в период интенсивного распространения христианства в Европе они подверглись жестоким преследованиям. Впрочем, преследования исходили и от арабов, завоевавших Испанию в VIII веке н.э. Правда, вскоре их эмиры приблизили к себе некоторых выдающихся членов еврейско й общины, особенно ученых, финансистов, архитекторов и строителей. Были среди них и военачальники, командовавшие мавританскими полками, инженеры, возводившие замки. Вместе с тем, имеются данные средневековых хроник, свидетельствующие, что воины и полководцы - евреи сражались и на стороне христианских королей, воевавших с маврами. Это относится, прежде всего, к династии кастильских монархов Альфонсов. При короле Кастилии Альфонсе Шестом, евреи были уравнены в правах с христианами (невиданный случай в мировой истории того времени!) и могли служить в королевской армии. Могли, собственно, и не служить, но, по призыву своих религиозных руководителей, все, кто мог держать оружие, встали под знамена своего высокочтимого монарха. Из этих евреев был сформирован особый корпус, насчитывавший около 17 тысяч человек. Его командующим был еврей Файзель бен-Давид, вторым полководцем - Ханина бен-Эфраим.
Еврейские воины отличались от остальных королевских солдат черножелтыми тюрбанами. Кастильский хронист сообщает, что в сражении с войсками мавританского полководца Юсуфа ибн-Тешуфина еврейский корпус дрался с большим героизмом и самоотвержением, и поле боя было буквально усеяно телами павших воинов в черно-желтых тюрбанах. Хронист далее пишет, что у короля Альфонса Восьмого Кастильского (1166-1214 гг.) в его армии было: "..много сеньоров из Толедо, богатых и грамотных евреев, которые доблестно, как рыцари, сражались с маврами. "Король Альфонс Десятый, еще будучи наследным принцем, командуя кастильской армией, санкционировал вклю-чение в ее состав двух полков, полностью укомплектованных евреями. При взятии Севильи в 1298 г. эти полки отличились своей стойкостью и в награду за верную службу и мужество в бою этот король, прозванный "Мудрым", даровал их воинам большой участок плодородной земли для учреждения еврейской колонии. Он также передал иудеям Cевильи три мечети, для превращения их в синагоги, взамен сожженных маврами.
Летописи и хроники тех времен донесли до нас немногочисленные, правда, факты об отдельных воинах-евреях, чем-либо особенно отличившихся. Все они, как правило, были военачальниками или офицерами. Многие переходили на службу к исламским правителям. Так поступил и изгнанный из Испании Фердинандом и Изабеллой и пере-селившийся в северо-африканский эмират Фец еврей Самуил бен-Аваленси. Он возглавлял многотысячные полки кавалерии эмира и в 1536 году, разгромил крупное восстание марокканских негров-рабов, несмотря на то,что их 30-тысячное войско втрое превышало его собственное. Из документов того времени стало известно, что такие еврей-ские воины-профессионалы, как Самуил бен-Аваленси, изгнанные из Испании, научили арабов и турок пользоваться современным огнестрельным оружием, пушками и мушкетами, тактическими приемами и оперативными маневрами на полях тогдашних сражений, что во многом способствовало впоследствии их победам над христианами.
Весьма знаменательна карьера одного из таких беглецов дона Иосефа Мендеса (Наси), который в начале второй половины 16 века вынужден был, бросив свое огромное состояние, эмигрировать в Турцию из Испании. С помощью султана, принявшего его на службу, ему, однако, удалось выручить и перевезти в Турцию почти все свое имущество. В силу присущей дону Иосефу мудрости и предусмотрительности, он обрел огромное влияние при султанском дворе, где ни одно важное решение не принималось без совета и санкции этого министра. В 1564 году султан Сулейман Второй за заслуги, в том числе и военные, даровал дону Иосефу Тиверию дом с окрестностями. Через два года он возводит его в герцогское достоинство и дарует остров Наксос с близлежащими островами. В 1570 году дон Иосеф был главным сторонником войны с Венецией и именно благодаря ему этот город-государство был сокрушен. За разгром венецианских войск султан назначает герцога Иосефа (Наси) правителем Кипра и всей Валахии (нынешняя юго-западная Румыния).
Необходимо хотя бы кратко остановиться на роли маранов в завоевании и освоении Америки. Экспедиция Колумба была осуществлена в значительной мере благодаря испанским евреям. Канцлер короля Фердинанда маран Луи де-Сантанел пожертвовал на оснащение ее кораблей 1 миллион 400 тыс. мараведи. Почти столько же внесли казначей Арагона Габриель Санчес и королевский камергер Хуан Кабреро, принадлежавшие к маранской общине. Именно они, как спонсоры, достигли соглашения с Колумбом, по которому на каждом их трех кораблей его эскадры находилось не менее трех маранов. А на самом деле , их ыло в два раза больше. Известны имена некоторых из них: судовой врач Бернал, хирург эскадры Марко.Но более всего имеется сведений о переводчике экспедиции маране Луи де-Торрес. По данным судового журнала флагманской бригантины, именно он первым ступил на берег Нового Света. и впоследствии остался там, навсегда поселившись в Америке.
Насильственно обращенные в христианство евреи приняли самое активное участие в "конкисте".Отдаленность земель Нового Света от щупалец инквизиции поначалу не сулили этим евреям вполне реальную перспективу разоблачения и наказания за скрываемый иудаизм. Это и подтолкнуло многих из них к участию в завоевательных похо-дах. Выдающимся конкистадором был Алонсо де-Авилла, скрытый иудей, который участвовал почти во всех экспедициях Кортеса, воевал вполне профессионально и за свои заслуги был назначен первым губернатором построенного испанцами города Веракрус. Однако спустя несколько лет агенты инквизиции узнали, что губернатор свято соблюдает иудейские обряды, презирая христианские. Последовал донос и де-Авилла был казнен..
По данным бразильского историка Аниты Новински, в ХVII веке евреи составляли до 2% процентов населения Рио-де-Жанейро и в не меньшей пропорции служили они в военных формированиях этого региона. А в Суринаме евреи составляли почти половину местного населения и не менее 50 процентов их входили в вооруженную стражу и в состав корабельных команд. Даниил Леви де-Барриос был сыном знатного испанского еврея, которого принудили под страхом смерти перейти в христианство. Но, когда в Брюгге он служил в войсках испанского короля, то открыто объявил себя иудеем. Однако командование, учитывая его выдающиеся военные заслуги, сочло возможным оставить де-Барриоса на королевской службе. Этот "железный еврей", как прозвали полковника рейтаров, славился неукротимой отвагой, сочетавшейся с дерзостью и расчетом, что неизменно приносило его всадникам успех в боях.
Не так сложилась судьба другого офицера-еврея, капитана конной гвардии португальского короля, марана Мануэля да-Вилла Реаль Фернандеса. Он доблестно и честно служил, не раз отличался в битвах, пользовался неограниченным доверием самого монарха, который назначил его португальским консулом в Париже. Однако, оставаясь в душе иудеем, он втайне соблюдал обычаи своей веры. Это было замечено, и когда он вернулся в 1652 году в Лиссабон, инквизиция схватила Мануэля и после зверских истязаний его сожгли на костре.
Первым, известным нам евреем-военным деятелем высокого ранга в России, был португальский маран во втором поколении, как его звали в России - Антон Мануйлович Дивьер, нанятый Петром Первым на службу в Голландии в 1697 году. Служа честно и с вели-кой доблестью, он уже вскоре произведен был в звание генерал-адъютанта, а пос-ле провозглашения Санкт-Петербурга столицей империи был назначен первым его генерал-полицмейстером. В 1726 году возведен в графское достоинство и назначен сенатором. По воспоминаниям современников, он вместе с другим евреем, вице-канцлером Петром Шафировым, был замечен самим Императором во время пасхального седера, который они справляли тайно. Но, Петр Первый, отругав и даже поколотив своих приближенных, заинтересовался этим обрядом и присоединился к выпивке, в результате - ее участники упились до бесчувствия. Против воли всесильного фаворита Петра, светлейшего князя Меньшикова, Дивьер женился на родной его сестре. После смерти Петра, Меньшиков сослал Дивьера в Якутск, где, впрочем, тот стал генерал-губернатором. Однако в 1743 году Дивьер с почетом возвращен был в столицу императрицей Елизаветой, восстановлен во всех своих должностях и владениях и возведен в чин генерал-аншефа.
Известным исследователем истории Одессы Оскаром Судаковым раскрыта подлинная биография основателя этого города, адмирала Иосифа Михайловича де-Рибаса. По происхождению он еврей, точнее - испанский маран. Предков де-Рибаса в свое время пригласил на службу король обеих Сицилии, назначивший Мигеля де-Рибаса, отца Иосифа, военным министром. Иосиф де-Рибас родился в Сицилии в 1750 году, имя его - Хосе. В Россию он попал по приг-лашению графа Алексея Орлова в Ливорно, где помог ему вывезти в Петербург пресловутую княжну Тараканову. Молодой испанский еврей весьма понравился императрице Екатерине и какое-то время состоял у нее в любовниках. Впоследствии она женила его на своей фрейлине Соколовой. Имя ему сменили, и стал он Иосифом Михайловичем. Был де Рибас направлен в Тавриду, участвовал в русско-турецких войнах, под командованием Суворова штурмовал Измаил. В 1794-97 гг. он руководил сооружением порта в Хаджибее, а затем и возведением нового города - Одессы. За военные заслуги произведен в чин адмирала и,таким образом, Иосиф де Рибас вляется первым евреем, который стал российским адмиралом. Он был кавалером многих высших российских орденов, в том числе - Александра Невского, Георгия Победоносца, князя Владимира. Скончался адмирал Иосиф де-Рибас 1-го декабря 1800 года.

К началу страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Ирена   Еврейская Энциклопедия   Суббота, 13 Марта 2004, 3:19
- - Оппонент   Kласс! А нет ссылки на нее в сети? И что надо ...   Суббота, 17 Апреля 2004, 21:53
- - Ирена   Цитата (Оппонент @ 17.04.2004 - 14:08)Kласс...   Суббота, 17 Апреля 2004, 22:08
- - Игорь Островский   Где такие вещи покупают? И за сколько?   Вторник, 27 Апреля 2004, 23:44
- - Ирена   Цитата (Игорь Островский @ 27.04.2004 - 15:44...   Вторник, 27 Апреля 2004, 23:47
- - Ирена   Электронная еврейская энциклопедия — интернет-верс...   Четверг, 11 Ноября 2004, 16:40
|- - semen273   Цитата (Ирена @ Четверг, 11 Ноября 2004, 16...   Среда, 4 Октября 2006, 17:36
- - michael smolyak   Марки Израиля-история государства в марках   Воскресенье, 16 Апреля 2006, 3:05
- - michael smolyak   История Флага Израильского Флаг государства Израи...   Пятница, 23 Июня 2006, 0:58
- - michael smolyak   История Израиля в монетах 1948-1949 25 милей...   Вторник, 14 Ноября 2006, 0:40
- - michael smolyak   Чтобы помнили жизнь замечательных евреев   Суббота, 16 Декабря 2006, 21:01
- - michael smolyak   История Холокоста, реальность и ее историческое оп...   Вторник, 30 Января 2007, 0:40
- - michael smolyak   В списке Праведников народов мира появился первый ...   Вторник, 30 Января 2007, 18:48
- - Foma   Лагеря смерти в Тунисе - это сильно сказано. Прави...   Вторник, 30 Января 2007, 22:38
- - michael smolyak   Цитата Лагеря смерти в Тунисе - это сильно сказано...   Среда, 31 Января 2007, 2:49
- - Foma   Я знаю были случаи помощи со стороны мелких торгов...   Среда, 31 Января 2007, 8:23
- - michael smolyak   Еврейский мир в почтовых открытках сайт здесь ...   Суббота, 10 Февраля 2007, 0:46
- - michael smolyak   Шоа информационно-аналитический портал Всё, что ...   Воскресенье, 4 Марта 2007, 0:14
- - michael smolyak   Русские офицеры знали о казнях израильтян Одно ...   Пятница, 23 Марта 2007, 0:37
- - michael smolyak   Пентагон планировал вторжение в… Израиль 22.04 12...   Воскресенье, 22 Апреля 2007, 17:44
- - michael smolyak   Первое гетто в Европе ВЕНЕЦИЯ, 25 апреля (АЕН) – ...   Воскресенье, 6 Май 2007, 19:36
- - michael smolyak   Шестидневная война: чего хотел СССР? Андрей ...   Вторник, 5 Июня 2007, 20:02
- - michael smolyak   День в истории: 35 лет назад в Мюнхене были убиты ...   Четверг, 6 Сентября 2007, 16:15
- - michael smolyak   Менахем Бегин, "террорист № 1" Менахе...   Вторник, 16 Октября 2007, 6:00
- - michael smolyak   18.10.2007 Сегодня день рождения Владимира (Зэев...   Суббота, 20 Октября 2007, 16:35
- - michael smolyak   40 лет назад подлодка "Дакар" ушла в пос...   Четверг, 10 Января 2008, 6:24
- - michael smolyak   "Гаарец": Черчилль отдал Эрец-Исраэль си...   Четверг, 31 Января 2008, 17:19
- - michael smolyak   Евреи жили в Европе с III века 18.03.2008 На пр...   Среда, 19 Марта 2008, 6:06
- - michael smolyak   Бен-Иегуда и возрожденный иврит В Израиле, пожалу...   Четверг, 27 Марта 2008, 4:46
- - michael smolyak   афиша   Пятница, 4 Апреля 2008, 5:18
- - michael smolyak   УРИ ЦВИ ГРИНБЕРГ Страна,погубленная вождями В...   Суббота, 26 Апреля 2008, 0:47
- - michael smolyak   К 60-летию Израиля немного статистики 1. Сотовый ...   Пятница, 30 Май 2008, 7:31
- - michael smolyak   Душанский Нахман Ноахович Н.Д. – Родился в 191...   Четверг, 7 Августа 2008, 6:49
- - michael smolyak   Марк Штейнберг (Mark Steinberg) ...   Пятница, 7 Ноября 2008, 7:21
- - michael smolyak   Сергей Гусев-Оренбургский ...   Пятница, 7 Августа 2009, 6:18
- - michael smolyak   Островский З.С. Еврейские погромы 1918-1921гг. ...   Пятница, 14 Августа 2009, 6:21


Ответ в темуСоздание новой темы
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Текстовая версия Сейчас: Вс, 2 Июня 2024, 4:18


 
AiwanВs emoticons KOLOBOK-Style
Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.
Рейтинг Новостей Америки
Ozon.ru